В современном мире особое внимание приковано к отрочеству (13-15 лет) — сложному, переломному этапу взросления, знаменующему переход от детской физиологии, мышления и восприятия к взрослому состоянию. Этот период формирует личность, направляя ее в русло зрелости.
Пристальное изучение этого этапа взросления выявило тревожную тенденцию — рост аддиктивных проявлений, зачастую окрашенных гендерными стереотипами. Общество разделилось во мнениях: одни считают, что аддикции являются атрибутом определенного пола, другие же отрицают какую-либо связь с половой принадлежностью.
В 1960-е годы термин "аддикция" был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для обозначения пагубного пристрастия к наркотикам, лекарственным препаратам и алкоголю.
Анализ научной литературы позволяет заключить, что аддикция — это опасная склонность к зависимости, несущая угрозу для личности.
Изучением аддикций или зависимостями занимается не одна, а несколько наук, таких как психология, социология, медицина.
В России в конце 1990-х годов на стыке этих дисциплин возникла новая наука — аддиктология, изучающая механизмы формирования зависимостей, их развитие, диагностику, профилактику, лечение и реабилитацию.
Ц.П. Короленко полагает, что отправной точкой аддиктивного поведения является сильное впечатление, запечатлевшееся в сознании аддикта. Возникает навязчивое желание вновь испытать это состояние, которое поглощает все мысли, препятствует самовыражению в других сферах и затрудняет критическое мышление. В моменты аддиктивных реализаций аддикт ощущает комфорт и уверенность, контролируя свое психическое состояние, опираясь на прошлый опыт и уверенность в "безотказности" выбранного способа. Интервал между фиксациями может быть длительным, особенно если речь идет о детских и подростковых переживаниях, готовых вспыхнуть с новой силой при столкновении с аналогичной ситуацией или веществом в будущем [1].
Г.В. Старшенбаум в своих трудах выделяет 5 этапов формирования аддикции [6]:
- этап эйфории: человек испытывает небывалый эмоциональный подъем, связанный с рискованным поведением, азартом или химическим воздействием;
- этап ухода: человек прибегает к предмету аддикции в ситуациях фрустрации, межличностные отношения отходят на второй план, нарастает душевный дискомфорт, провоцирующий аддиктивное поведение;
- этап стереотипизации: аддиктивное поведение становится стереотипным ответом на требования реальности, аддиктивные потребности доминируют в мотивационной сфере личности; человек игнорирует критику и проблемы близких;
- этап отчуждения: аддикт полностью отчуждается от общества и своей прежней личности, окружающие воспринимают его как "потерянного" человека, он утрачивает способность к манипуляциям;
- этап катастрофы: разрушается психика и организм, происходит истощение жизненных ресурсов.
Н.Н. Мехтиханова, кандидат психологических наук, в методическом пособии "Психология зависимого поведения" для студентов психологических факультетов подчеркивает угрозу здоровью и психологические страдания личности. Она отмечает, что физическая зависимость (потребность в определенном препарате для поддержания здоровья) отличается от психической. При физической зависимости человек может прекратить прием препарата или снизить дозу при необходимости (за исключением случаев, когда требуется, например, инъекция инсулина при диабете). Психическая зависимость характеризуется стремлением вновь испытать приятное самочувствие, вызванное определенным веществом. Отказ от наркотика или невозможность его потребления приводит к изменениям настроения, депрессии, навязчивым мыслям о повторном употреблении [2].
Российская академия наук ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права опубликовал монографию "Девиации и аддикции в парадигме социологии права". Авторы А.Н. Савенков и В.И. Жуков использовали ранее написанные монографии и статьи, переработав и дополнив их, а также создали новые разделы. В одном из разделов раскрывается проблема социальных аддикций (наркомания, алкоголизм, табакокурение) и суицида [5].
Теоретические и экспериментальные исследования аддикций выявили механизмы их формирования, социальные и психологические факторы, способствующие их возникновению. Существующие диагностические критерии позволяют определить наличие или отсутствие зависимости.
Физические признаки проявляются в увеличение дозы или частоты употребления вещества для достижения желаемого эффекта (толерантность);
физический дискомфорт при отказе или не хватке «допинга»; нарушение режима дня и гигиены; проблем со здоровьем.
Психические симптомы аддикции проявляются в постоянном возвращении мыслей к предмету зависимости; непреодолимом желании принять вещество; невозможности контролировать поведение; оправдании собственного поведения, отрицании или преуменьшении проблемы; избегании ответственности, обмане близких, скрытности; утрате интереса к учебе, семье, друзьям.
Социальные проявления аддиктивного поведения выражаются в конфликтах с окружающими; ухудшении отношений с близкими, друзьями; пренебрежении учебой; проблемах с законом; изменении социальной среды (общение только с теми, кто разделяет зависимость).
В современном обществе подростки сталкиваются с трудностями в формировании целостной самоидентификации. Результат гендерной идентификации напрямую зависит от социальной среды, в которой развивается личность.
Существует множество причин, побуждающих подростков к аддиктивному поведению. Исследования гендерных особенностей склонности подростков к аддикции показали, что юноши и девушки могут быть предрасположены как к маскулинности, так и к феминности, а также совмещать оба типа - андрогенность.
Гендер - это совокупность характеристик, относящихся к фемининности и маскулинности и различающихся между ними.
Феминность (женственность) — это женский образ, представления и убеждения общества о том, какой должна быть женщина, чем она должна заниматься и как себя вести. Это набор телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих женщину от мужчины (платье, длинные волосы, тонкий голос, эмоциональность, нежность).
Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — совокупность телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские.
Андрогинность позволяет человеку вести себя в соответствии с индивидуальными особенностями своей личности, а не с жёсткими предписаниями половой роли.
В учебнике для вузов "Педагогика. Книга 1: Общие основы" Иван Павлович Подласый анализирует историю воспитания девочек и мальчиков, которая, по его мнению, привела к бесполому воспитанию и обучению. Исторически в школах существовало раздельное обучение, где каждому полу прививались знания, необходимые для жизни и коммуникации в обществе. В царское время преподавали мужчины, а женщины были классными дамами. Автор отмечает, что в современных школах ощущается недостаток мужского воспитания. Предметы, которые традиционно вели мужчины (труды, основы безопасности жизнедеятельности, военная подготовка), сегодня преподают женщины, и все это зачастую сводится к теории [3].
Система воспитания постоянно пересматривалась под влиянием социальных и экономических изменений. В начале 90-х годов мужчины практически исчезли из учебных заведений, во многом из-за низкой заработной платы. И.П. Подласый, опираясь на исследования Ж. Пиаже, К. Хорни, Р. Сабирова, А.Г. Хрипковой, Д.В. Колесова, приводит убедительные доказательства различий между полами (особенно в пубертатный период) на всех уровнях, включая физиологические, интеллектуальные, нравственные и эмоциональные.
В статье Нины Павловны Ребровой "Гендерные стереотипы: социокультурная или биологическая обусловленность?" представлен обзор современных сведений о соматических и психофизиологических свойствах мужчин и женщин, которые могут обусловливать гендерные различия и влиять на гендерные стереотипы. Современные научные исследования показывают, что в целом представители разных гендеров не имеют существенных различий. Исследования проводились по четырем параметрам: речевые и математические способности, пространственное восприятие и агрессивное поведение [4].
Осознание себя как личности определенного пола происходит во взаимодействии со сверстниками своего и противоположного пола. Гормональные изменения в период созревания подготавливают ролевое поведение, однако его специфически мужские или женские формы не являются простым следствием этих физиологических преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятые в обществе представления о половой роли мужчины и женщины.
Формирование идентичности в неполных семьях сопряжено с дополнительными сложностями по сравнению с благополучными семьями. Это может быть связано как с поздним рождением ребенка, когда у родителей уже сформировались традиционные стереотипы о маскулинности и феминности, так и с ранним рождением, когда сами родители еще недостаточно зрелы как личности. Изменение традиционных стереотипов ведет к затруднениям в усвоении различных социальных ролей и моделей поведения.
Многие старшие подростки демонстрируют усиление отдельных черт характера, что делает их уязвимыми и может привести к невротическим расстройствам, делинквентному поведению, алкоголизации и наркомании. Неверное восприятие и применение личной идентичности может спровоцировать отклонения от норм поведения в обществе. Это, в свою очередь, ведет к разрушительным формам поведения, выражающимся в стремлении к бегству от реальности посредством химической или нехимической зависимости, сопровождающейся интенсивными эмоциями.
Гендерные различия у старших подростков с аддиктивным поведением не являются существенными. Современные данные о некоторых соматических и психофизиологических характеристиках мужчин и женщин, которые могут обусловливать гендерные различия и влиять на гендерные стереотипы, подтверждают эту тенденцию.
Важно отметить, что аддиктивное поведение может проявиться у любого подростка. Разница лишь в причинах, вызывающих зависимость. Подростки стремятся избежать проблем реальной жизни посредством искусственного изменения психического состояния. Причины этого могут быть связаны с социумом, семейным воспитанием, а также особенностями развития самого подростка.
Список литературы
- Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева. Новосибирск. Издательство «Олсиб», 2001. С. 251
- Мехтиханова Н. Н. «Психология зависимого поведения»: учебное пособие / Н. Н. Мехтиханова. - 2-е изд. - Москва: Флинта, 2008. С. 3
- Подласый И.П. Педагогика. Книга 1: Общие основы: Учебник для вузов. - ВЛАДОС, 2008. С. 710
- Реброва, Н. П. Гендерные стереотипы: социокультурная или биологическая обусловленность? Психология человека в образовании, 3(3), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена 2021. С. 304-312
- Савенков А.Н., Жуков В.И. Девиации и аддикции в парадигме социологии права: монография. - Издание интегральное, дополненное. - [Электронный ресурс]. - М.: Институт государства и права РАН, 2023 - ISBN 978-5-8339-0218-9. - Текст: электронный
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - Издательство: Когито-Центр Москва, 2006. С. 367