Полномочия главы российской федерации в отношении обороны и безопасности государства

Полномочия главы российской федерации в отношении обороны и безопасности государства

в данной статье раскрыты основные полномочия президента РФ при обеспечении обороны и безопасности государства. Выделены проблемы, возникающие в ходе реализации данных полномочий. Предложены пути решения указанных проблем.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (47), январь ‘22

Дата публицакии 09.01.2022

Поделиться

Обеспечение обороны страны и поддержание безопасности является главной задачей любого государства. Президент страны, являясь главой государства, наделен полномочиями в области обороны и безопасности государства.  В п.1 ст. 87 Конституции РФ указано, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.[1]

В Российской Федерации действует Военная доктрина, утвержденная Президентом РФ 25.12.2014 №Пр-2976, где более широко раскрыты полномочия главы государства в области военной обороны страны. К примеру, Президент наделено полномочиями по назначению и освобождению от должности высшее командование Вооруженных Сил  РФ, утверждает военную доктрину, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

В соответствии с данной доктриной глава государства имеет право:

- в любой момент взять на себя командование;

- отдавать приказы Министерству обороны страны;

- руководить министром обороны;

- вводить военное положение в случае угрозы и агрессии в отношении нашего государства, но с условием незамедлительного уведомления Совета Федерации и Государственной Думы. [2]

Военные полномочия Президента Российской Федерации определены и другими федеральными законами.

Так, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в мероприятиях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» установлено, что решение о направлении отдельных военнослужащих за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской Федерации. Он также определяет район операций, задачи, подчиненность, продолжительность пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если речь идет об отправке воинских формирований Вооруженных Сил за пределы Российской Федерации, то решение об этом принимается Президентом Российской Федерации на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве этих формирований принимается Президентом Российской Федерации самостоятельно, но он обязан проинформировать об этом Совет Федерации и Государственную Думу.

Федеральный закон «Об обороне» закрепляет ряд других военных полномочий Президента Российской Федерации:

- руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение нормативных правовых актов военного времени и их прекращение;

- определение основных направлений военной политики Российской Федерации;

- утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил;

- переговоры и подписание международных соглашений в области обороны;

- принятие решения в соответствии с законодательством о привлечении Вооруженных Сил и других войск для выполнения задач с использованием оружия не по прямому назначению;

- утверждение программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса;

- утверждение программ ядерных испытаний;

- утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск;

- издание указов о призыве на военную службу и т.д. [3]

Если рассматривать юридическую литературу, то мы можем сделать вывод, что в зависимости от направленности политики, полномочия президента в области обороны и безопасности можно подразделить на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитические полномочия связаны непосредственно с внутренним устройством государства и действиями, которые происходят внутри государства.  К ним можно отнести:

– утверждение военной доктрины Российской Федерации;

– введение в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного положения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;

– введение в действие нормативных актов военного времени и прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени.

К внешнеполитическим полномочиям главы государства относится ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Таким образом, согласно ст. 4. Федерального закона «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г., Президент Российской Федерации являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации, обладает следующими полномочиями в области обороны. [4]

1. Утверждает военную доктрину и устанавливает основные направления политики Российской Федерации в области обороны страны.

2. В соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами вводит военное положение.

3. Принимает решение о привлечении войск не по назначению.

4. Утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Утверждает государственную программу вооружения.

6. Утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний.

7. Утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Принимает решение о перемещении войск с одного места назначения в другое

9. Утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.

Наряду с обороной страны, важнейшей задачей главы государства является обеспечение безопасности и общественного порядка в стране. В отношении данного вопроса, полномочия Президента осуществляются через Совет Безопасности, который глава государства формирует и возглавляет.

Совет Безопасности является органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз.

В ст. 8 Федерального закона «О безопасности» №390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. приведены основные полномочия Президента в области обеспечения безопасности. Так, глава государства в соответствии с данным Федеральным законом:[5]

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты: а) информации и государственной тайны; б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

6) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Список литературы

  1. «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 №Пр-2976).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 01.07.2020 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, №31, ст. 4398.
  3. Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 23 июня 1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary