Внедрение активного метода «Открытое пространство» (оpen space) в обучение иностранному языку в школе.

Внедрение активного метода «Открытое пространство» (оpen space) в обучение иностранному языку в школе.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

18

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (10), апрель ‘21

Дата публикации 18.04.2021

Поделиться

Иностранный язык в общеобразовательных школах чаще становится не целью языкового обучения, а средством приобретения знаний и умении. Чтобы изменить эту ситуацию необходимо включать активные методы обучения, которые обеспечат получение качественного образования, создадут условия для воспитания и развития обучающихся. Активные методы принесут удовольствие всем, без исключения, участникам образовательного процесса.

Постоянно меняющаяся система образования в России, включает создание новых стандартов в системе образования. ФГОС вместе с национальным проектом образования требуют модернизации структурно-организационного процесса образования. Методисты разрабатывают и включают новейшие разработки и методики, которые помогают увеличивать мотивационный аспект обучения, и как следствие, повышают качество образования.

Под главной задачей в образовательной системе понимается формирование универсальных учебных действий. Формирование учебных компетенций может быть эффективным в обучении учащихся на уроках немецкого языка путем использования активных педагогических методов, которые развивают в процессе обучения не память, а мышление, способствуют избавлению от стереотипов, развивают самостоятельность. Важно то, что учащиеся получают предметные знания, а также учатся применять, полученные знания на практике. УУД помогают развивать самообразовательные навыки и компетенции, которые будут полезны обучающимся, мотивируя их на получения образования и готовя их учиться в течение всей жизни.

В современных условиях учитель направляет свои знания, умения и навыки в методике преподавания, на организацию учебной деятельности так, чтобы у учеников не было ни единой возможности отвлекаться на уроке. Для этого учителю помогают, созданные методистами, активные методы обучения. Эти методы включают моделирование элементов, поиск, сравнение различных факторов, позиций, выводов, с целью более четкого выбора их точки зрения, выработку индивидуального стиля деятельности и диалогового общения.

Активные методы обучения – это методы обучения, побуждающие обучающихся к активной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом, а также это деятельность, носящая творческий, продуктивный и поисковый характер. Эти методы способствуют положительному развитию учебной мотивации, помогают развивать творческие способности обучающихся, а также позволяют активно вовлекать школьников в образовательный процесс. Богатство активных методов обучения раскрывают индивидуально-личностные способности обучающихся. Эти методы также развивают следующее: нестандартное мышление, коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду, познавательную активность обучающихся, усвоение большого объём изучаемого материала, при этом повышая качество образования.

Примером активного метода обучения является метод – «Открытое пространство» (Open space). Этот метод разработал Харрисон Оуэн в 1985 году в США [2, с. 50]. За свой долгий опыт работы он накопил и описал наблюдения и методы при работе с большим количеством людей. Так благодаря Харрисону Оуэну появился новой метод, который получил название «Открытое пространство». Изначально, автор создал этот метод для людей, которые могли бы решить всевозможные вопросы и актуальные проблемы.

«Открытое пространство» – это классический метод неформальной организации, так как оно содержит в себе ее основные принципы. При этом является абсолютно открытой формой для разных тем на выбор по интересам, а также создает ситуации для обучения ее участников. Благодаря своей открытости, метод «Открытое пространство» вызывает огромный интерес в образовательной сфере. На основе метода «Открытое пространство» методистами разрабатываются различные методики, объединяющие в себе общие педагогические принципы, которые применяются в разных видах деятельности для достижения важных образовательных целей.

При включении метода «Открытое пространство» в образовательный процесс необходимо соблюдать принципы и закон данного метода. Давайте рассмотрим их.

В метод «Открытое пространство» включено четыре важных принципа:

1. Все кто пришел – это те самые участники, которым интересно мероприятие и его тема, они готовы принять участие в обсуждении и решении представленных вопросов и задач.

2. Все что случилось – это то, что должно было произойти, это позволяет направить внимание участников на получение наилучшего результата.

3. Время, когда началось мероприятие – это правильное время. Творческие мысли приходят в процессе, для этого участникам необходимо присоединиться к процессу творчества, который не всегда может закончиться во время.

4. Время, когда процесс заканчивается – это правильное время, ведь творческий процесс обладает своим ритмом. Собственный ритм есть и у участвующих групп. Необходимо уделять внимание творчеству[1, c. 18].

Для успешности реализации активного метода «Открытое пространство» действует еще и закон под названием «Закон двух ног». Он позволяет участника брать на себя ответственность за ту деятельность, которую они осуществляют в ходе мероприятия. Участникам позволяется перемещаться туда, где они могут внести свой вклад в решение проблемы, выдвинутой на мероприятии, а также это позволит участникам научиться важным вещам.

Представленный метод позволяет объединять разных людей: они могут быть с разным образованием, разных национальностей и отличаться по социальному статусу – это является сильной стороной метода «открытое пространство». Реформация системы образования в нашей стране привела к появлению новых методик обучения, без которых сегодня уже нельзя представить образовательный процесс.

Метод «Открытое пространство» (Open space) – это процесс взаимодействия учителя и учеников, который основывается на построении диалога. В то же время участие в диалоге требует не только, чтобы участник слушал и говорил, но и понимал тему диалога. Благодаря методу «Открытое пространство» (Open space) происходит более прочное усвоение материала. У учеников повышается самооценка и уверенность в себе, происходит развитие взаимного уважения, терпимости к мнениям и действиям других участников, что в дальнейшем позволит им эффективно строить коммуникацию с людьми, вести переговоры, находить компромиссы, работать в команде. При этом учащиеся самостоятельно могут находить связи между новыми и уже имеющимися знаниями, проявлять креативные подходы в решении проблемы, совершенствовать навыки коммуникации и работы в команде.

Метод «Открытое пространство» способствует с созданию урока в необычном формате, насытить его интересной и полезной информацией, а также помогает повысить учебную мотивацию у обучающихся. Использование методики «Открытое пространство» (Open space) предполагает доверительные отношения, слаженное сотрудничество, обмен опытом между учителем и учеником.

При сохранении структурных элементов представленного метода, можно увидеть и его эффективный перенос в образовательный процесс. Метод «Открытое пространство» можно включать в обсуждение при изучении всех тем по немецкому языку, в разных классах. При этом обучающиеся могут владеть разным уровнем владения иностранным языком.

В начале урока обучающимся предлагается тема для обсуждения. Ученики при работе с темой могут пользоваться учебной литературой для создания глоссария ключевых слов, они могут выписать различные понятия и термины, подходящие к теме, а также ищут решение заданной проблемы.

Затем обучающимся предлагается на выбор несколько ролей, например, они могут быть экспертами или специалистами по развитию. При выборе роли, обучающийся должен сосредоточиться на определенной задаче, которую он выполняет. Он должен детально изучить свой аспект, сделать свой ответ максимально аргументированным.

На следующем этапе все школьники собираются в круг, и наиболее активные выдвигают различные под темы в рамках общей темы. Эти под темы прикрепляются на доску, и каждый участник определяется, в решении какой проблемы он бы хотел принять участие. Таким образом, учащиеся собираются в группы.

Затем наступает процесс дискуссии, в которую включается закон «Двух ног», когда обучающиеся имеют право сменить свою группу на ту, где мини тема нравится больше. В ходе дискуссионного времени учитель является наблюдателем, он обращает внимание на речевые ошибки, подмечает достижения каждого из участников.

После завершения дискуссии участники приступают к обсуждению мероприятия, которое должно быть обязательно. Обучающиеся должны объединить все результаты, и в соответствии с правилами метода, занести данные в специальный протокол. Протоколы, в свою очередь, важно заполнить кратко, просто и ясно, без лишней информации. Подводя итог всего урока-мероприятия, каждая команда может выбрать наиболее понравившийся способ решения представленной проблемы.

Образовательный урок-мероприятие в формате «Открытое пространство» (Open space) формирует различные навыки у обучающихся. Например, навык межличностного общения, умения слушать и принимать различные точки зрения, навык аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также навык работы в команде и навык публичных выступлений.

Данный метод может использоваться как при в ведении в тему, так и по ее завершении. Преподаватель объясняет сам метод, его правила и лишь обозначает предметное поле. Учащие самостоятельно формируют интересующие их вопросы.

Итак, условия реализации метода «Открытое пространство» (Open space) создаются при:

1. верной постановке целей и задач, которые необходимы для их решения;

2. развитии коммуникативных навыков, рефлексии;

3. развитии важных социальных навыков: гибкости и быстроты;

4. размышлении над ключевыми подходами решения проблем;

5. уважении к мнениям окружающих, умении работать в команде, адаптации к новым условиям.

Таким образом, метод «Открытое пространство» будет способствовать самовыражению и самореализации учеников. Метод «Открытое пространство» (Open Space) способствует созданию разнообразных методик, которые объединяют различные педагогические принципы. Важно не забывать, что этот метод – сложнейшая структура, в которой малейшая деталь это важный инструмент. И при адаптации метода, необходимо следить за тем, чтобы не нарушался структурообразующий элемент, отвечающий за сам процесс.

Список литературы

  1. 1. Лабода С. Технология «OpenSpace», или Чудеса кофепаузы в «открытом пространстве» [Электронный ресурс]: учебник/ С. Лабода, C. 18 – URL:// http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/5_Pages_18. (23.03.2021)
  2. 2. Меньш Е. А. Применение технологии OpenSpace при обучении иностранным языкам в вузе : учебное пособие / Е.А. Меньш. – Москва, 2015. – №15.2. – С. 50-52.
  3. 3. Мухина С. А. Современные инновационные технологии обучения : учебное пособие / С. А. Мухина. – Москва, 2008. – 360 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее