Управление конкурентоспособностью предприятий молочно-перерабатывающей отрасли

Управление конкурентоспособностью предприятий молочно-перерабатывающей отрасли

Улучшение положения на рынке предполагает кардинальное повышение эффективности экономики на основе внедрения новых технологий производства и управления, ориентированных на постоянное обновление выпускаемой продукции, значительное повышение ее качества. Поэтому сегодня значительные усилия ученых направлены на исследование сущности конкурентоспособности, факторов, от которых зависит ее уровень, методов воздействия на нее, а также инструментальных средств, позволяющих управлять конкурентоспособностью.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публицакии 08.12.2021

Поделиться

Процессы экономических преобразований в Российской Федерации привели к новому пониманию принципов предпринимательской деятельности. Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции указывают на необходимость новых подходов в предпринимательстве, ориентированных на повышение прибыли и конкурентоспособности предприятия. Обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия определяется зачастую способностью ассортимента товаров предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях. Таким образом повышение эффективности управления товарным ассортиментом предприятия является актуальной задачей в современных условиях хозяйствования.

Предприятие ежедневно сталкивается с необходимостью быстрого реагирования на каждое изменение рыночной ситуации, что в первую очередь отражается на ассортименте. Ассортиментная политика является одним из основных объектов системы управления, так как именно отношение потребителей к продукции определяет возможности существования и развития предприятия [1].

Поэтому для любого предприятия продуманная и детально разработанная ассортиментная политика служит основой его стабильности, рентабельности, индивидуальности, конкурентоспособности и в конечном итоге определяет успех предприятия на рынке. Кроме того, ассортиментная политика является наиболее важным из всех инструментов, с помощью которых, предприятие осуществляет свою деятельность на рынке. Главная задача ассортиментной политики заключается в том, чтобы в каждый данный момент товары, составляющие ассортимент предприятия, оптимально соответствовали потребностям покупателей по качественным и количественным характеристикам. Через формирование и реализацию ассортиментной политики маркетинговая деятельность любого предприятия выполняет свою основную функцию – приведение в соответствие соотношение спроса и предложения [7].

Ассортиментная политика занимает важнейшее место в товарной политике предприятия. Товарная политика, в свою очередь, составляет ядро маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к потребителю. Она выражается в маркетинговой деятельности, связанной с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ товара и созданию таких его характеристик, которые сделают его ценными для потребителя, и тем самым, удовлетворят ту или иную потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.

Оптимизация структуры ассортимента должна рассматриваться с точки зрения принятой ассортиментной политики, которая ориентирована на требования сегментов целевого рынка. Для молочной промышленности целевой рынок представлен большим количеством сегментов, а потому лучшим способом его оптимизации является использование таких параметров товарного ассортимента, как широта и глубина. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Однако он требует вложения дополнительных денежных ресурсов в различные товарные группы и подгруппы. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать широкий диапазон скидок [3].

Рекомендуется формировать предлагаемый ассортимент исходя из решений покупателей, о возможности совершать покупки «под одной крышей», за счет широкого выбора товаров и возможности удовлетворить потребности в приобретении товаров в широком диапазоне, сравнения различных производителей товаров.

Результаты анализа позволяют судить об определенном уровне управления ассортиментной политикой в торговой организации.

Теория и практика стратегического управления традиционно рассматривает предприятия перерабатывающей отрасли промышленности, как закрытую систему, на которую оказывают значительное влияние внешние факторы рыночной среды. При этом следует учитывать, что адекватно оценивать процессы, происходящие на отраслевом рынке, а соответственно и необходимость применения тех или иных инструментов, возможно только в рамках субъекта РФ или группы субъектов, объединенных по территориальному признаку на основании сопоставимости оцениваемых контрольных показателей и господствующих результативных факторов.

Региональный комплекс молочно-перерабатывающих производств необходимо рассматривать в качестве самостоятельной, открытой, активной, социально-экономической системы и элемента систем более высокого порядка, таких как региональная экономика и агропромышленный комплекс государства. Данная система обладает свойствами самоорганизации и оказывает целенаправленное управляющее маркетинговое воздействие, обеспечивая возможность эффективного функционирования.

Стратегическое управление представляет собой процесс разработки, обоснования и реализации управленческих решений по определению будущего положения субъекта хозяйствования на основе развития его конкурентного потенциала с учетом синергизма и возможного маркетингового воздействия на параметры рыночной среды.

Исследование рынка представляет собой систематический количественный и качественный анализ совокупного рынка молока и молочной продукции для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристики конкурентной среды, среднерыночных ценах, ценовых минимумов и максимумов. Изучение тенденции деловой активности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями является приоритетным при формировании региональной политики. Необходимо учитывать и тенденции развития рынка, и изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов [5].

Регулирование комплекса экономических, организационных, технических, технологических, экологических, правовых и нормативных параметров должно иметь своей целью достаточность насыщения внутреннего рынка и обеспечение высоких потребительских качеств товара. Минимизация затрат на производство и высокий уровень цен при реализации по различным каналам сбыта должны быть гарантированы. Снизить предпринимательский риск способно только государство как заказчик или гарантированный покупатель.

Учитывая необходимость организации внутреннего и внешнего рынков молока и молокопродуктов, улучшения качества питания населения и конкурентоспособности на мировом рынке, стратегической задачей государства должно стать возрождение молочного скотоводства, особенно крупных товарных ферм и комплексов [2].

Конкурентоспособность комплекса молочно-перерабатывающих предприятий можно оценивать посредством определения внешнего и внутреннего потенциала. Инновационный, инвестиционный и финансово-экономический потенциал являются показателями общего состояния и внутренних возможностей системы, а ресурсная база и региональная политика в области развития АПК представляют возможности внешней среды к приросту социально-экономического эффекта, то есть степень изменчивости региональных факторов к устойчивому развитию и обеспечению продовольственной безопасности.

Конкурентоспособность товара формируется в результате деятельности каждого производителя, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных функций и организации сбыта.

Адаптированная методика оценки конкурентоспособности формируется по каждому отдельно взятому товару. Она позволяет учитывать особенности формирования соответствующего рынка и основные тенденции научно-технического прогресса. Оценка конкурентоспособности продукта производится с помощью сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Иными словами – необходимы критерии, по которым можно оценить конкурентоспособность продукта. Критерии измерения и управления конкурентоспособностью продукции можно разделить на потребительские и экономически [6].

Потребительские критерии характеризуют потребительскую ценность (полезность) продуктов и выражаются в качестве и ассортименте. Такие критерии имеют наибольшее значение для индивидуальных потребителей, так как они получают товар в неизменном виде. Несоответствие оценки качества товара, формируемого на этапе производства и проверенного перед реализацией, с потребительской оценкой качества заключается в разнице между требованиями потребителей по качеству и его реальным уровнем, что существенно сказывается на потребительских предпочтениях, которые непосредственно формируют конкурентоспособность. Однако потребитель, оценивая качество, опирается в большей степени не на установленные стандарты, а на личные вкусы и представления о качественном товаре (запах, вкус, консистенция). С распространением идеологии здорового образа жизни большая часть производителей высококалорийных продуктов расширили свой ассортимент, начав выпуск диетических продуктов. Расширение ассортимента, продиктованное образом жизни населения – это способ сохранить потребителей. Основным экономическим критерием конкурентоспособности является цена [4].

Методика исследований.

При осуществлении государственного планирования и управления отраслью необходимо базироваться на положении о том, что управление есть процесс влияния на управляемую составляющую и формирования заданных условий путем применения прямо и косвенно воздействующих инструментов, а не процесс приспособления под существующие обстоятельства.

Результаты исследований.

Цель стратегического подхода к управлению конкурентоспособностью регионального комплекса организаций молочно-перерабатывающего комплекса – признание данной подотрасли АПК в качестве одной из сфер, обеспечивающей продовольственную безопасность систем макроуровня и повышение уровня жизни населения, рассматриваемой в качестве фактора устойчивого социально-экономического развития национальной экономики, и заключающейся в обеспечении соответствия потребления продуктов питания установленному нормативному уровню за счет эффективного использования имеющегося потенциала.

В качестве базовых принципов управления конкурентоспособностью регионального комплекса организаций молочно-перерабатывающих производств выступают следующие:

1) принцип целостности, в рамках которого комплекс молочно-перерабатывающих производств рассматривается по отраслевому признаку в качестве подотрасли АПК страны, а по территориально-локальному признаку в качестве подсистемы регионального хозяйства, органично встроенный в социальное, экономическое взаимодействие, внешние и внутренние взаимосвязи и зависимости систем вышестоящего уровня, и призванного развиваться с целевой установкой по обеспечению продовольственной безопасности региона как условие его трансформации к устойчивому развитию в условиях императивов системной модернизации;

2) принцип селективности, в рамках которого ресурсы, направляемые из федерального бюджета или региональных источников на развитие отдельных организаций, функционирующих в сфере переработки молочного сырья, распределяются по признаку приоритетности хозяйствующих субъектов, представляющих собой точки роста, эффективное функционирование и развитие которых обеспечивает как развитие внутреннего потенциала конкурентоспособности, так и его эффективное использование;

3) принцип комплексности, в соответствии с которым стратегия, основанная на эффективном использовании ресурсов и развитии внутреннего потенциала конкурентоспособности регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств, представляет собой комплексную, системную программу действий          и взаимодействий по всем направлениям функционирования основных подсистем комплекса;

4) принцип рациональной кластеризации, в рамках которого стратегия развития регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств предусматривает формирование и ускоренное развитие кластера – комплекса молочно-перерабатывающих производств как единой системы, взаимодействующей в рамках технологических цепочек, с целью наращивания инновационного, инвестиционного, интеллектуального, финансово-экономического и маркетингового потенциалов, объема производства и продаж широкого ассортимента продукции, востребованной внутренним региональным рынком и поставляющей ему молочную продукцию, по объему и качественным характеристикам обеспечивающим решение проблем продовольственной безопасности.

Выводы.

Независимо от изменения внешних и внутренних условий, основной задачей остается своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения населения продукцией пищевой промышленности, формирование стратегических запасов пищевых продуктов, обеспечение устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рациональным нормам потребления.

Список литературы

  1. Бгашев М.В. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие / М.В. Бгашев. - Саратов: Изд -во Сарат. ун -та, 2018. 181 с.: ил.
  2. Верховская О. Р., Савичев О. П. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / О.П. Сави-чев, О.Р. Верховская. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019.- 128 с.
  3. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Д.В. Арутюнова. - Таган-рог: Изд -во ТТИ ЮФУ, 2018. - 122 с.
  4. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Л.И. Юликов, Е.Л. Драчева. - М.: Издательство «Академия», 2019. - 288 с.
  5. Кучугин Н.Л. Методы стратегического анализа: учебное пособие / Н. Л. Кучугин - Москва, 2018. - 71 стр.
  6. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г.Миронов. - М.: АльфаПресс, 2019. - 425 с.
  7. Сафиуллин М. Р Современный стратегический анализ. Учебное пособие./ М. Р. Сафиуллин, М. Р. Зайнуллина - Казань: Издательство «Артифакт», 2017. - 78с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary