Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.
По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного неизбежно усугубляет другое.
Заикание негативно влияет на детскую самооценку, коммуникационные навыки и познавательную активность. Постоянные паузы, повторы звуков и непроизвольные остановки вызывают стресс и формируют комплексы неполноценности. Отсутствие целенаправленной помощи приводит к закреплению негативных паттернов поведения и усугубляет проблему.
Важно понимать, что эффективная коррекция возможна лишь при условии комплексного подхода, включающего регулярные занятия с квалифицированными специалистами и активное вовлечение родителей.
Основной целью коррекционно-развивающей деятельности является устранение внешних симптомов заикания и создание условий для свободного выражения мысли. Для достижения успеха важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя различные техники и приемы, соответствующие возрасту и уровню развития.
Одним из важнейших инструментов являются дидактические игры, поскольку именно игра позволяет ребенку естественным образом усваивать необходимые навыки, развивать внимание, память и мышление, формировать правильное отношение к своему состоянию.
Все используемые игры подразделяются на три группы:
- Релаксационные игры: направлены на уменьшение общего уровня стресса и мышечного напряжения, создают предпосылки для дальнейшей активной работы. Например, упражнение «Кошечка отдыхает»: дети имитируют кошачьи движения, свободно двигаясь и мурлыча.
- Артикуляционные игры: стимулируют правильную работу органов артикуляции, укрепляют мышцы гортани и дыхательные пути. Одна из популярных игр — «Забавные рожицы». Ребенок делает разные гримасы, формируя правильные позиции языка и губ.
- Коммуникативные игры: ориентированы на тренировку навыков построения высказывания, постепенное увеличение сложности вербальных конструкций. Например, игра «Что изменилось?»: дети называют изменения в расположении игрушек, фиксируя внимание на последовательности действий.
Каждая группа игр служит определенной цели, создавая последовательный путь к улучшению состояния речи.
Создание комфортной обстановки для ребенка является важнейшим условием эффективности работы. Пространство должно быть оборудовано удобными местами для сидения, игрушками разного размера и функциональности, яркими визуальными стимулами, позволяющими заинтересовать ребенка и удержать его внимание.
Психолог и логопед выступают в роли партнеров и помощников, обеспечивая поддержку и направленность действий ребенка.
Особое значение имеет вовлеченность родителей в процесс коррекционной работы. Их поддержка создает дополнительный ресурс для успешного завершения курса занятий. Родителям рекомендуется регулярно заниматься с ребёнком дома, выполняя предложенные специалистом упражнения, читать вместе книжки, рассказывать сказки, играть в настольные игры.
Кроме того, взрослые обязаны внимательно следить за изменениями в поведении ребенка, отмечая малейшие успехи и поддерживая достигнутые положительные результаты.
Практически подтвержденная эффективность применения дидактических игр подтверждает целесообразность внедрения таких подходов в систему коррекционной работы с дошкольниками. Однако данная область требует продолжения научных изысканий, направленных на разработку новых стратегий и методов, углубляющих теоретические знания и повышающие качество практических рекомендаций.
Дальнейшие исследования позволят глубже изучить механизмы влияния дидактических игр на процессы восстановления нормальной речи и выявить оптимальные сочетания игровых элементов для повышения эффективности коррекционной работы.
Список литературы
- Волкова Г.А. Заикание: клинические аспекты и современные подходы к лечению // Логопедия. — 2019. № 2
- Левина Р.Е. Особенности речи детей с тяжёлыми нарушениями // Сборник статей Московского городского педагогического университета. — 2018
- Овчинникова Т.С. Коррекционная педагогика и психология: теория и практика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2017
- Яковлева Е.Ю. Преодоление заикания у дошкольников средствами игровой деятельности // Детская практическая психология. — 2016. № 4