Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей (ДОБПР) - ключевой индикатор гуманности и эффективности социальной политики. В современной России наблюдается устойчивая деинституционализация – сокращение числа детей в организациях для сирот и увеличение доли семейных форм устройства. При этом усыновление юридически и психологически является наиболее полной формой – оно обеспечивает ребенку постоянство семейной принадлежности, равенство в правах с кровными детьми и лучшие долгосрочные исходы развития. Настоящая статья анализирует нормативно-правовые основы усыновления в РФ, его психолого-социальные преимущества по сравнению с альтернативами, барьеры и проблемы практики, международные подходы, а также формулирует рекомендации по совершенствованию политики.
За последние два десятилетия Россия демонстрирует значимое снижение численности детей в системе сиротских учреждений и повышение доли семейного устройства. В региональных банках данных на устройство в 2023 – 2024 гг. числятся порядка 30 – 35 тысяч детей, при том что более 90% всех ДОБПР проживают в семьях (усыновление, опека, приемная семья). Доля усыновления стабильно составляет примерно 10 – 12% от всех семейных форм, опека и приемная семья остаются доминирующими. Это связано с возрастной структурой детей, наличием сиблингов и особыми потребностями здоровья.
Ключевые тренды:
- Деинституционализация: сокращение классических детских домов и развитие семейных форм.
- Смещение контингента: преобладание детей старшего возраста, групп братьев/сестер, детей с ОВЗ среди тех, кто нуждается в устройстве.
- Уменьшение международных усыновлений и рост национального размещения.
- Фокус на сопровождении с целью профилактики вторичного сиротства (возвратов).
При позитивной динамике общей численности и повышении качества семейного устройства усыновление пока не стало преобладающей формой, что требует системного анализа правовых, организационных и культурных факторов.
Регламентация усыновления в России базируется на сложной иерархии международных и национальных правовых актов, создающих систему гарантий и требований в сфере устройства детей в семьи. В числе международных документов особое значение имеют Конвенция ООН о правах ребенка (1989) [5], закрепляющая обязательство государств обеспечивать каждому ребенку право на воспитание в семье, а при невозможности – приоритет семейных форм устройства, а также Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении межгосударственного усыновления (1993)[2], положения которой применяются в пределах национального законодательства. Эти акты формируют основы для разработки внутренних норм и стандартов.
Внутри страны высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, фиксирующая приоритет защиты материнства, детства и семейных ценностей [1]. На её фундаменте строится специализированное отраслевое регулирование. Семейный кодекс РФ определяет правовые основания, порядок и последствия усыновления, одновременно закрепляя его в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Процедурные особенности рассматриваются в нормах Гражданского процессуального кодекса РФ [3], в частности – требования и этапы обращения в суд для оформления усыновления. Альтернативные формы устройства регулируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[7]. Существенную роль играют и законодательные акты, направленные на государственную поддержку и сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка, включая распоряжения правительства по банковским базам данных детей, медико-психолого-педагогическим обследованиям, подготовке и подбору кандидатов.
Ключевые правовые принципы, сформулированные в российском законодательстве, обеспечивают реализацию приоритета прав и интересов ребенка. Принцип наилучших интересов отражён как в международных, так и в национальных актах – предполагает приоритет не только юридической защищенности, но и создания для ребёнка условий для полноценного, стабильного и безопасного развития. Сам институт усыновления, согласно Семейному кодексу РФ, имеет приоритет перед другими формами устройства, поскольку максимально сближает приобретаемый статус с биологическим родством, гарантируя ребёнку фамилию, имя, отчество, право на наследование, а также другие личные и имущественные права, недоступные при альтернативных формах устройства.
Закон защищает тайну усыновления, предусматривая ответственность за её разглашение и ограничиваясь случаями, строго определенными законом. Особое значение имеет учёт мнения ребенка: начиная с 10 лет его согласие обязательно. Права биологических родителей в определённых случаях сохраняются или прекращаются только по основаниям, установленным законом, что предотвращает нарушения баланса интересов всех причастных сторон.
Процедура усыновления построена поэтапно и включает ряд обязательных требований к кандидатам. К числу базовых условий относят дееспособность, отсутствие судимости по ряду статей, удовлетворительные жилищные условия и стабильное материальное положение. Претенденты на усыновление обязаны пройти обучение в школах приёмных родителей, направленных на формирование компетенций и предупреждение кризисных ситуаций, за исключением отдельных, оговорённых законом, случаев [6]. Подбор ребёнка осуществляется через федеральные и региональные банки данных с обязательным взаимодействием с органами опеки, установлением контакта между кандидатом и ребёнком. Решающее значение имеет судебная стадия, в ходе которой на основании заключения органа опеки и комплекса представленных документов суд принимает решение об усыновлении. Завершается процесс государственной регистрацией, при этом могут быть внесены изменения в акты гражданского состояния, вплоть до корректировки фамилии, отчества, даты и места рождения ребёнка – разумеется, в пределах, установленных законом.
Правовой статус ребёнка различается в зависимости от формы устройства. В случае усыновления ребёнок полностью интегрируется в новую семью, происходит прекращение правовых связей с биологическими родителями (за исключением ряда ограниченных случаев), обеспечивается полное равенство с кровными детьми по всем правам и обязанностям. При опеке и попечительстве ребёнок сохраняет связь с биологической семьёй, а права и обязанности опекунов ограничены по сравнению с родителями; у приёмных семей правовой статус схож с опекой, сам договор о приёмной семье носит срочный характер и предполагает дополнительную государственную поддержку. Воспитание в учреждениях остаётся крайней, временной, мерой и не обеспечивает устойчивой семейной принадлежности.
В целом, системный анализ правовой базы показывает, что в России реализован комплекс правовых гарантий, обеспечивающих приоритет усыновления и защищающих интересы ребёнка. Однако серьёзные требования к кандидатам и процедурам, при всём их оправдании с точки зрения безопасности и стабильности, иногда становятся дополнительными барьерами на пути формирования новых семей.
Преимущества усыновления перед другими формами семейного устройства связаны не только с юридическим статусом ребёнка, но и с психологическими и социальными факторами. Усыновление обеспечивает ребёнку стабильность, формирует чувство защищённости и принадлежности, способствует лучшей эмоциональной и когнитивной адаптации, чего сложнее добиться при опеке или в приёмной семье из-за риска смены опекунов. Исследования показывают, что усыновлённые дети чаще достигают успеха в учёбе, имеют меньшую склонность к асоциальным проявлениям, реже страдают психоэмоциональными расстройствами и успешнее социализируются.
Среди барьеров к усыновлению – сложные и длительные процедуры, административные требования, необходимость значительных ресурсов, особенно при усыновлении детей с особыми потребностями, а также страхи и стереотипы у кандидатов. Особенно сложно устроить в семьи подростков, братьев и сестёр, детей с хроническими заболеваниями. Существенное значение имеет и риск повторного сиротства при возвратах из семей.
Международный опыт доказывает эффективность комплексного подхода: ускорение процедур, субсидии усыновителям, качественное сопровождение семей и акцент на устройстве так называемых «сложных» детей. Рекомендуется упрощать бюрократию, поддерживать семьи финансово и психологически, развивать службы сопровождения и реализовывать просветительские кампании. Только системная работа всех участников позволит увеличить количество успешных усыновлений и подарить детям шанс на полноценную жизнь в семье.
Усыновление – юридически, психологически и социально наиболее полная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Его приоритет обоснован принципом наилучших интересов ребенка: постоянство семейной принадлежности, равенство прав, лучшие долгосрочные исходы развития и социализации. Российская правовая система закрепляет этот приоритет и продвинулась в деинституционализации, но сохраняющиеся барьеры – процедурные, ресурсные и культурные ограничивают масштаб усыновлений, особенно для подростков, сиблингов и детей с ОВЗ. Международный опыт показывает эффективность политики, сочетающей ускорение процедур, адресные субсидии и сильные службы сопровождения.
Стратегическая задача следующего десятилетия – выстроить экосистему, в которой каждая семья, готовая к усыновлению, быстро и прозрачно проходит процедуру, получает достаточные ресурсы и сопровождение, а каждый ребенок, особенно из «сложных категорий», получает устойчивую, безопасную и принимающую семью. Именно в этом состоит практическое наполнение принципа приоритетности усыновления как основы защиты детства.
Список литературы
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 11.09.2025).
- Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении межгосударственного усыновления (1993)// ГАРАНТ URL: https://base.garant.ru/2556181/ (дата обращения 11.09.2025).
- Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. , N 46 , ст. 4532
- Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. , N 1 , ст. 16
- Конвенция о правах ребенка// Официальный сайт ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 11.09.2025).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»// ГАРАНТ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70918086/ (дата обращения: 11.09.2025).
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция)// КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения 11.09.2025).
- Назарова А. С. Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей сирот в современном российском праве // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usynovlenie-udocherenie-kak-prioritetnaya-forma-ustroystva-detey-sirot-v-sovremennom-rossiyskom-prave (дата обращения: 11.09.2025).