Физическая Активность И Ее Влияние На Психосоциальное Развитие Молодежи

Физическая Активность И Ее Влияние На Психосоциальное Развитие Молодежи

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (238), Сентябрь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается влияние физической культуры на психосоциальное развитие молодежи. Показаны основные направления, в которых регулярные физические нагрузки способствуют улучшению психоэмоционального состояния, социальной адаптации и самореализации. Особое внимание уделено роли физической культуры в условиях современных вызовов, связанных с малоподвижным образом жизни. Предложены рекомендации для образовательных учреждений по интеграции физической культуры в систему воспитания и развития студентов.

Key words: physical education, psychosocial development, youth, stress, self-esteem, socialization, personal qualities.

В современном мире студенты и молодежь часто испытывают высокий уровень психоэмоционального напряжения, связанного с учебными нагрузками, социальной нестабильностью и ограниченной физической активностью. Малоподвижный образ жизни усугубляет эти проблемы, приводя к утомляемости и снижению работоспособности. Регулярные занятия спортом стимулируют выработку эндорфинов, гормонов счастья, которые улучшают настроение и снижают стресс, что помогает справляться с негативными эмоциями и предотвращать выгорание и депрессивные состояния. [1,с.1495].

Экспериментальные данные свидетельствуют, что у молодежи, занимающейся физической культурой, отмечается снижение уровня агрессии, раздражительности и тревожности, повышение самооценки и эмоциональной устойчивости.[4,с.127] Это связано с тем, что физическая активность укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение и обменные процессы в головном мозге, что способствует лучшей концентрации и когнитивной активности. Таким образом, спорт выступает действенным средством психофизиологической разгрузки и восстановления ресурсов организма.

Физическая культура как фактор социальной адаптации молодежи: Социальная адаптация — это процесс успешного включения индивида в различные социальные среды, приобретения навыков и ценностей, необходимых для участия в общественной жизни. Спорт играет ключевую роль, объединяя молодых людей в команды, развивая коммуникативные и организаторские способности, формируя социально приемлемые модели поведения. Занятия физической культурой становятся площадкой для развития социальных компетенций: молодежь учится взаимодействовать, принимать решения, работать в коллективе и разрешать конфликты.[2,с.14] Эти навыки помогают студентам успешно адаптироваться в образовательном и профессиональном пространстве, способствуя формированию позитивного общественного статуса и повышению уверенности в себе. Кроме того, физическая культура стимулирует установку на здоровый образ жизни, что в современных условиях малоподвижности важно для сохранения физического и социального потенциала молодежи. Через оздоровительную активность человек получает ресурсы для более эффективной адаптации и снижения риска социальной изоляции и девиантного поведения.

Самореализация в молодежном возрасте связана с раскрытием личностного потенциала, формированием индивидуального стиля жизни и ценностных ориентиров. Физическая культура способствует развитию таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, самоорганизация, что особенно важно для успешного профессионального и личностного становления. В образовательных учреждениях создание условий для активного физкультурного досуга помогает студентам найти возможности для творческого самовыражения и установления социальных связей. Спортивно-оздоровительная деятельность формирует чувство ответственности за собственное здоровье и развитие, поддерживает мотивацию к учебе, способствует формированию жизненных ориентиров и ценностей.[3, с.99]

Современные технологии и типичный образ жизни молодежи часто приводят к снижению физической активности, что негативно сказывается не только на здоровье, но и на психосоциальном состоянии. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что большинство подростков и молодых людей не выполняют рекомендованных норм физической активности, что повышает риски хронических заболеваний и снижает качество жизни.[5] В ответ на эти вызовы необходима активизация мероприятий по интеграции физической культуры в учебный процесс.

Для повышения эффективности воспитательной работы и содействия психосоциальному развитию студентов необходимо:

1.Диверсифицировать направления: Ввести элементы йоги, пилатеса, функционального тренинга, современных танцев, игровых видов спорта (теннис, бадминтон) для охвата разных интересов.

2. Гибкое расписание: Организовать "активные перемены", доступ к спортзалам после уроков, клубы по интересам для увеличения двигательной активности.

3. Внедрить технологическую интеграцию: Использовать фитнес-трекеры, VR, онлайн-платформы и мобильные приложения для мониторинга, мотивации и самостоятельных занятий.

4. Создать комфортную среду: Обеспечить современное оборудование, безопасность, доброжелательную атмосферу, индивидуальный подход к учащимся с ОВЗ.

5. Вовлечь стейкхолдеров: Проводить семейные спортивные мероприятия, дни здоровья, сотрудничать с местными спортивными организациями.

Таким образом, физическая культура является важнейшим ресурсом психосоциального развития молодежи, способствуя улучшению психоэмоционального состояния, формированию социальных компетенций и поддержке процесса самореализации. В условиях современных вызовов, связанных с малоподвижным образом жизни, регулярная физическая активность становится фундаментом для устойчивой адаптации и успешного становления молодых людей в обществе. Образовательные учреждения играют ключевую роль в интеграции физической культуры в систему воспитания, что требует эффективной работы, разработки методических и организационных мер, поддерживающих активное вовлечение молодежи в физкультурно-оздоровительную деятельность. Только при комплексном подходе физическая культура сможет полноценно способствовать всестороннему развитию личности и социальной устойчивости будущих поколений.

Список литературы

  1. 1. Выскобчук, Р. В. Физическая активность как метод управления психическими состояниями / Р. В. Выскобчук // Вестник науки. – 2025. – Т. 2, № 6(87). – С. 1495-1500.
  2. 2. Мамуров Б.Б., Безносюк А.А. Влияние физкультуры и спорта на формирование коллектива, развитие личности// Inter education & global study. 2024. №2.- С.8-24
  3. 3. Планидин, Е. С. Спортивно-оздоровительная деятельность в контексте социального значения / Е. С. Планидин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 12-1. – С. 99-102. – DOI 10.23672/a8157-4315-7049-u.
  4. 4. Сапегина, Т. А. Физическая культура как средство снижения уровня агрессии у студентов / Т. А. Сапегина // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 3-2(15). – С. 126-128.
  5. 5. Новое исследование ВОЗ: большинство подростков в мире недостаточно физически активны, что ставит под угрозу их нынешнее и будущее здоровье [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. – 2019. – 22 ноября. – URL:  (дата обращения: 13.09.2025).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее