Корпоративная культура как инструмент конкурентоспособности персонала.

Корпоративная культура как инструмент конкурентоспособности персонала.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Дата публикации 17.11.2021

Поделиться

Статья посвящена проблемам организационной и корпоративной культуры как важнейших инструментов конкурентоспособности персонала в организации. Автором исследованы роль, основные характеристики, механизмы, принципы корпоративной культуры в организациях и их влияние на развитие конкурентных преимуществ работников в разрезе организации, отрасли.

Корпоративная культура – сложное и гибкое понятие. Неуклонно растет ее роль в общей стратегии развития и конкурентоспособности организаций. Однако, очень мало организаций, которые имеют специальные службы, занимающиеся формированием и внедрением корпоративных ценностей. Другие организации имеют широкое поле формирования корпоративных ценностей, поэтому руководству еще необходимо осознать значимость корпоративной культуры, которую все чаще называют нематериальной основой конкурентоспособности. Создание конкурентоспособной организации, имеющей индивидуальность и общие ценности, возможно только в результате последовательного формирования целостной системы взглядов, составляющей, которой является личная внутренняя культура персонала. Таким образом, развитие корпоративной культуры должно начинаться с каждого сотрудника.

          На сегодняшний день корпоративная культура превращается в главный элемент, необходимый для грамотного управления компанией, группа сотрудников организации для достижения общей цели — рост прибыли компании и дохода сотрудников, рост качества и культуры обслуживания потребителей, увеличения объемов производства, а, следовательно, развития финансового благосостояния рис 1.

Рис 1. Модель менеджмента конкурентоспособности

Для более глубокого анализа следует выделить три уровня корпоративной культуры:

Первый уровень — это внешние ритуалы и церемонии, атмосфера в коллективе, фирменный стиль одежды, «мифы и легенды», способ взаимодействия, технология производства;

Второй уровень — ценности и верования, стратегии и философия, провозглашаемые цели;

Третий уровень — национальная культура, менталитет, особенности восприятия.
          Таким образом, можно сделать вывод о том, что корпоративная культура — социально-духовное поле компании. Образующийся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей. Подходов к решению проблем персонала и его поведения, и позволяющих организации продвигаться к успеху.
          К основным задачам поддержания уже сформированной корпоративной культуры следует отнести:

‒ отбор персонала;

‒ деятельность высшего руководящего звена;

‒ культурная адаптация компании, и ее основные стадии.

Также стоит отметить факторы, влияющие на развитие корпоративной культуры, к которым относят: миссию и цели организации, стратегию развития, характер и содержание труда, квалификацию, образование, общий уровень культуры работников и личность руководителя организации. По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций: охранную, интегрирующую, регулирующую, коммуникационную, адаптивную, ориентирующую, мотивационную, воспитательную и функцию формирования имиджа. При создании корпоративной культуры, необходимо обратить внимание на общественные идеалы и культурные традиции. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации.
          Цель статьи заключается в необходимости обобщения подходов содержательных характеристик конкурентных достижений и определение роли корпоративной культуры как стратегического конкурентного преимущества предприятия. Научная проблема данного анализа заключается в отсутствии понимания значения корпоративной культуры на предприятии, в свою очередь влияет на конкурентоспособность компании.

Каждое предприятие стремится захватить лидерство в конкурентной борьбе своими средствами. В зависимости от результативности этих действий предприятие может получить себе конкурентное преимущество, которое выступает основой обеспечения КПК предприятия, а также составной частью стратегического потенциала. Именно конкурентное преимущество является залогом прочной конкурентной позиции предприятия и определяет характер его конкурентной стратегии.

Наряду с производительностью использования ресурсов (эффективность производства) выделяется наличие их отдельных видов, а именно то, на что направлены все стратегии в сфере бизнеса; конкурентные преимущества формируются многочисленными факторами: эффективным производством, владением патентами, грамотным менеджментом, отношением к потребителям.

Можно утверждать, что корпоративная культура – это умение, как руководства, так и персонала работать на всех уровнях и во всех функциональных сферах. Это означает, что эффективность и конкурентоспособность предприятия зависят главным образом от его культуры. А следовательно, о том, насколько высок или низок уровень культуры, можно судить по уровню экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия. Низкая конкурентоспособность и незначительный экономический эффект позволяют говорить. Это, по крайней мере, один из структурных элементов корпоративной культуры предприятия слабый, а качество выполнения определенных ему функций – низкая. Следовательно, именно уровень культуры предприятия и приводит уровень конкурентоспособности.

Таким образом, каждый из типов взаимодействия корпоративных культур влияет на развитие корпоративной культуры и на конкурентоспособность предприятия в целом.
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что до сих пор во многих организациях вопросами корпоративной культуры на профессиональном уровне никто не занимается. Проблемы формирования корпоративной культуры, особенно в молодых компаниях, часто сводятся к внедрению имиджевых и развлекательных программ. Тогда как потенциал корпоративной культуры может быть раскрыт только при условии ее стратегического направления. Таким образом, в обеспечении уникального конкурентоспособного предприятия особую роль играет корпоративная культура. Которая может относится к редким и наиболее сложных нематериальных стратегических ресурсов, которые почти невозможно скопировать.

Список литературы

  1. Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г., Баязитова Татьяна Ильдусовна, 2016-549с
  2. Архангельский Г. А. Корпоративный тайм-менеджмент. Энциклопедия решений. — М.: Альпина Паблишер. 2019. 212 с.
  3. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник. — М.: КноРус. 2020. 314 с.
  4. Ларионов И. К. Синергия социального и корпоративного управления. — М.: Дашков и Ко. 2020. 470 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее