Современная система образования ставит перед собой множество целей и задач. Одним из направлений деятельности общеобразовательной школы является формирование универсальных учебных действий и дальнейшее их развитие. Одним из самых известных интернет-проектов, направленном на межкультурную коммуникацию является сайт pоstсrоssing.com, который может быть применен в образовательном процессе не только для международного обмена, но и для развития универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Актуальность использования технологии Посткроссинг в общеобразовательном процессе обусловлена потребностью в поиске новых методов и приемов обучения иностранным языкам, которые бы способствовали не только развитию языковых навыков, но и комплексному развитию личности обучающихся.
Одной из целей ФГОС является достижение планируемых результатов – универсальных учебных действий [3]. Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой набор навыков, умений и компетенций, которые позволяют обучающимся самостоятельно осваивать новые знания, адаптироваться к изменениям и эффективно взаимодействовать в обществе [2].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), универсальные учебные действия подразделяются на три основные группы: регулятивные, познавательные и коммуникативные [4].
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся возможность планировать свою учебную деятельность, ставить цели, контролировать процесс и оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД направлены на моделирование, поиск, отбор, структурирование информации, логические действия и операции, способы решения поставленных задач [1]. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности [4].
Многие исследователи дают описание термину «Посткроссинг». «Посткроссинг (от англ. post - почта, корреспонденция; crossing - переход, переправа) – это обмен почтовыми открытками (бумажными, не электронными) между незнакомыми людьми с разных концов света в рамках международного сетевого проекта», приводит определение Полетаева Л. И. [5].
Интернет-проект посткроссинг способствует расширению кругозора, развитию умений письменной речи, получению социокультурных знаний и развитию межкультурной компетенции, повышению мотивации к изучению иностранного языка, формированию навыков самостоятельной работы по овладению иностранным языком, формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД [2].
Организации работы с платформой позволяет развить определенные УУД (Регулятивные: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятия себя и других; Познавательные: базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией; Коммуникативные: общение), необходимые для жизни в современном мире.
Для развития универсальных учебных действий был разработан комплекс упражнений по теме „Weihnachten“. Предоставим его краткое описание.
1. Кроссворд на тему «Weihnachten».
2. Упражнение «Teile des Briefes»
3. Упражнение «Ordne die Sätze im Brief»
4. Упражнение «Partnerdiktat»
5. Упражнение «Lückentext»
6. Упражнение «Bingo-Spiel»
7. Презентация «Was ist Postcrossing?»
8. Упражнение «Postkarte schreiben»
Данный комплекс сочетает в себе как традиционные, так и цифровые методы обучения, что не только обеспечивает разнообразие усвоения материала, но позволяет повысить мотивацию к общению на немецком языке. Разработка комплекса упражнений, направленного на развитие УУД позволило сделать вывод о том, что современный образовательный процесс уже не может существовать без использования педагогом различных цифровых средств, так как они значительно повышают интерес и мотивацию обучающихся к иностранному языку.
В заключении можно сделать вывод, что платформа Посткроссинг может стать не только возможностью для осуществления межкультурной коммуникации, но и стать положительным опытом в развитии универсальных учебных действий у обучающихся.
Список литературы
- Бондарь, О. А. Использование проекта Postcrossing для повышения мотивации к изучению английского языка / О. А. Бондарь // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества, Москва, 18 апреля 2019 года / Под редакцией И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, Н.Д. Дудиной, М.Н. Бученковой. – Москва: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский государственный образовательный комплекс», 2019. – С. 44-47
- Недюрмагомедов, Г. Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности / Г. Г. Недюрмагомедов, Н. М. Абдулаева // Царскосельские чтения. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.02.2025)
- Полетаева, Л. И. Интернет-сервис "Postcrossing" как средство изучения иностранного языка в рамках международной социокультурной коммуникации / Л. И. Полетаева, С. А. Дубнов // Проблемы развития регионов в условиях модернизации экономики, общества и образования: Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции, Балаково, 05 апреля 2018 года. – Балаково: Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", 2018. – С. 22-25
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 28.12.2024)
- Сулейманова, Т. Р. Условия формирования универсальных учебных действий у школьников в процессе изучения иностранного языка (на примере английского языка) / Т. Р. Сулейманова, Р. В. Сулейманова, И. О. Ильясов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021; 15(2):99-104. URL: https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-2-99-104