Физические упражнения как фактор снятия организационного стресса

Физические упражнения как фактор снятия организационного стресса

в данной статье рассматриваются определения раскрывающие понятия об организационном стрессе. Так же содержатся практические рекомендации по психологической саморегуляции состояний стресса, путем физических упражнений.

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Поделиться

Организационный стресс (organizational stress) — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах. К таким стрессам относятся также ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности для определенных профессий (летчики, космонавты, диспетчеры АС и др.).

Общим признаком и главной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Значимыми причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается профессиональная взаимоподдержка коллег. В результате ограничена возможность обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоения от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

 

Практические рекомендации по психологической саморегуляции состояний стресса.

В качестве практических рекомендацийпо психологической саморегуляции состояний стресса имеется комплекс специальных методик. Существует несколько действенных методик по саморегуляции военнослужащих, представляющих собой во взаимодействии некий релаксационный тренинг: статические методики; динамические, методики, основанные на стрессовом состоянии, естественные и основанные на воспитании и самовоспитании.

Статические методики подразумевают практики релаксации мышечного состояния в статическом положении тела. Проведение таких методик отличается тем, что для них необходима тишина, уединенность и комфортное расположение для тела. Упражнения такого рода характеризуются работой военнослужащего с самим собой и со своим внутренним мироощущением. Удобное положение для военнослужащего в данном случае может быть «сидя на стуле», которое представлено на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Положение военнослужащего для выполнения статических упражнений методики саморегуляции

 

При выполнении упражнений, предусмотренных статическими методиками саморегуляции военнослужащим необходимо соблюдать ряд специальных правил, таких как:

  • не заставлять, а позволять мышцам расслабиться;
  • не расслабляться слишком быстро;
  • при возникновении дискомфортных ощущений немедленно выходить из состояния расслабления путем резкого напряжения тела;
  • контролировать свое мышление в процессе релаксации;
  • вместо тренинга ощущения тяжести в мышцах, который рекомендуется большинством тренингов, практиковать обычное расслабление, которое каждым военнослужащим воспринимается индивидуально – у кого-то с появлением ощущения тяжести, у кого-то ощущения легкости; Данные процессы более подробно представлены на Рисунке 2.

 

Рисунок 2. Различность ощущений военнослужащего при выполнении одинаковых упражнений в зависимости от их индивидуальных особенностей

  • постараться не представлять тело, а ощущать его;
  • расслабление должно практиковаться только в бодрствующем состоянии, то есть это не должен быть сон;
  • расслабление происходит «снизу вверх» - от ног и до головы.

Статические методики, как правило, характеризуются наличием трех стадий: проведение тренинга по саморегуляции; активизация сознания перед выходом из расслабленного состояния и выход из данного состояния.

Учитывая специфику армейской жизни, военнослужащим не всегда удается оказаться в условиях, которые подходят для проведения статистических тренингов по саморегуляции. В данном случае не стоит забывать о том, что существуют и динамические методики, которые позволяют военнослужащим расслабиться даже в момент совершения активных действий. Речь при этом идет о выполнении ими физических упражнений на различные группы мышц. Существует ряд упражнений, при выполнении которых важно соблюдать главное правило – делать их таким образом, чтобы при этом не возникало никаких болевых ощущений. На Рисунках 3 – 7 представлено несколько видов таких упражнений, которые рекомендуется выполнять военнослужащим в процессе динамической методики саморегуляции.

 

 

Рисунок 3. Техника выполнения военнослужащим упражнения по вытягиванию мышц позвоночника и растягиванию мышц спины

 

Рисунок 4. Техника выполнения военнослужащим упражнения по сжатию мышц спины

 

Рисунок 5. Техника выполнения военнослужащим упражнений по вращению и скручиванию позвоночника

 

Рисунок 6. Техника выполнения военнослужащим упражнений по прогибу позвоночника

 

Рисунок 7. Техника выполнения военнослужащим упражнений по снятию напряжения с мышц шеи и головы

 

Методы саморегуляции, которые основаны на использовании стрессового состояния, ранее имели название методов аскезы. Они характеризуются голоданием и воздействием холодом на организм. Такие методы лучше не применять в отношении военнослужащих, которые и без этого находятся в непривычных для себя условиях жизнедеятельности. При этом характерные черты такого метода саморегуляции прослеживаются в армии во время курса молодого бойца, когда новобранцы только поступают на службу. В течение нескольких недель проверяется не только их физические возможности, но и психическое состояние.

Естественные методы саморегуляции состоит в самостоятельном осмыслении военнослужащим всего происходящего, приведении своих эмоций и психического состояния путем правильной организации собственных мыслей и чувств. Они носят волевой характер и, как правило, большинство людей, в том числе и военнослужащих, не пытаются освоить данные методы саморегуляции.

Методы саморегуляции, которые основываются на воспитании и самовоспитании, базируются на том, что военнослужащим соблюдаются все законы нравственности, и это не дает ему «уподобиться животному» и реагировать в своих действиях и мыслях негативными эмоциями и отрицательными чувствами. Такая методика может быть применима лишь в отношении военнослужащих, которые обладают высоким уровнем духовной культуры и воспитания, которые порождают у них религиозные и философские взгляды по поводу понимания мира

Если применять описанные приемы, можно снять лишнее физической и психическое напряжение, которое накапливается в процессе службы. Предполагается, что данный комплекс методик по саморегуляции будет способствовать более эффективному выполнению боевых задач и служебных обязанностей военнослужащими.

Список литературы

  1. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. // Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
  2. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. - 256 с
  3. Субботина Л.Ю., Спирин А.В. Формирование психологической защиты в условиях стресса на примере военной профессии // Ярославский психологический вестник. - 2017. - № 2 (38). - С. 65–68.
  4. Тимошенко А.А. Стратегии совладания со стресс - факторами в условиях военной службы через призму психосоциальных теорий. В сборнике: интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 205–208.
  5. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.
  6. Формирование стрессоустойчивости у военнослужащих как направление психологической работы // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <ahref="https://scienceforum.ru/2012/article/2012002057">https://scienceforum.ru/2012/article/2012002057</a> (дата обращения: 08.03.2021 ).
  7. Хадарцев A.A., Стариков Н.Е., Грачев Р.В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2020. №2. С. 74-82.
  8. Шириев А.А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 2, 2010. – С. 105-107.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary