ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (235), Август ‘25

Поделиться

Эффективность образовательного процесса и качество образования являются важными вопросами современной педагогики. Ключевым фактором, определяющим успешность обучения, является профессионализм педагога.

Качество и результативность образования являются центральными вопросами современной педагогики. Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе, его профессионализм определяет успешность обучения. В настоящее время востребованы креативные и компетентные педагоги, способные развивать умения и активизировать личностный потенциал дошкольников.

Согласно новейшим нормативным актам, специалист должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области психологии и педагогики, уметь организовывать учебный процесс, комбинировать различные методы и постоянно совершенствовать свои навыки. Многие эксперты (М. М. Бирштейн, А. И. Васильева, П. И. Третьяков и другие) утверждают, что повышение профессионализма педагога — это непрерывный, всесторонний и творческий процесс.

Л. И. Фалюшина определяет методическую работу как важнейший инструмент управления качеством образования. Все исследователи единодушно сходятся во мнении, что методическая работа является основным путём повышения профессионального мастерства и компетентности педагогов. Однако проблема повышения квалификации каждого воспитателя дошкольного учреждения остаётся сложной. Часто методические мероприятия требуют значительных усилий, но приносят ограниченную отдачу. Это обусловлено недостатками в организации методической работы: однообразием форм, недостаточным вниманием к индивидуальным особенностям педагогов, слабой практической направленностью и недостаточным изучением их возможностей.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов необходимо создать условия, стимулирующие их к постоянному развитию. Методы активного обучения играют важную роль в этом процессе, способствуя творческому развитию и личностному росту педагогов. Рассмотрим наиболее эффективные формы интерактивного обучения.

Формы интерактивного обучения

Наиболее популярным форматом является тренинг, который позволяет быстро найти пути решения проблем. Среди методов активного обучения можно выделить:

«Аквариум» — форма диалога, при которой несколько человек разыгрывают ситуацию, а остальные наблюдают и анализируют. Это способствует развитию навыков публичного выступления и критического мышления.

«Круглый стол» — метод, позволяющий закрепить знания, восполнить недостающую информацию и сформировать умения решать проблемы. Характерной особенностью «круглого стола» является сочетание дискуссии и групповой консультации.

«Вечера вопросов и ответов» — вид собеседования, где вопросы задаются в определённой форме для стимулирования диалога.

«Деловая игра» — форма обучения, имитирующая профессиональную деятельность и предназначенная для совершенствования профессиональных умений и навыков.

«Дискуссия» — метод, направленный на развитие коммуникативных навыков и критического мышления. Он предполагает обмен мнениями для достижения консенсуса между противоположными точками зрения.

«Мозговая атака» — метод, активизирующий мыслительные процессы путём совместного поиска решения сложной задачи.

«Методический ринг» — групповая форма работы, нацеленная на улучшение профессиональных знаний педагогов и выявление их эрудиции.

Рассмотрим практический пример использования методов активного обучения.

Пример: «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: повышение эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

формирование у педагогов готовности к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности;

обогащение и систематизация знаний педагогов в этой области;

развитие умения дискутировать, выступать и защищать свою точку зрения.

План подготовки игры:

Определение цели и задач игры.

Разработка сценария игры, включающего «станции».

Отбор содержания, определение ключевых вопросов.

Продумывание методического обеспечения игры: рекомендации по прохождению каждой «станции», критерии оценки результатов, оценочные листы и т. п.

Разработка правил игры.

Определение ролей: «Лидер группы», «Аналитик группы», «Эксперты».

Оформление наглядности.

Подбор педагогической и методической литературы по теме.

Ход игры:

Выступление старшего воспитателя на тему «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

Обсуждение правил, хода игры и регламента.

Работа в группах на «станциях»:

«Методическая» — перечислить структурные компоненты и виды познавательно-исследовательской деятельности, охарактеризовать их.

«Диагностическая» — определить показатели и критерии уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей.

«Аналитическая» — оценить предметно-пространственную развивающую среду на предмет её направленности на формирование познавательно-исследовательской деятельности.

Выступление «экспертов» с анализом и оценкой работы всех участников и игры в целом.

Подведение итогов игры.

Рефлексия — заполнение анкеты участника методического мероприятия для оценки его эффективности.

Активное обучение в рамках методической работы способствует повышению профессионального мастерства педагогов, помогает оценивать и использовать эффективные технологии обучения и воспитания детей.

Список литературы

  1. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее