Качество и результативность образования являются центральными вопросами современной педагогики. Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе, его профессионализм определяет успешность обучения. В настоящее время востребованы креативные и компетентные педагоги, способные развивать умения и активизировать личностный потенциал дошкольников.
Согласно новейшим нормативным актам, специалист должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области психологии и педагогики, уметь организовывать учебный процесс, комбинировать различные методы и постоянно совершенствовать свои навыки. Многие эксперты (М. М. Бирштейн, А. И. Васильева, П. И. Третьяков и другие) утверждают, что повышение профессионализма педагога — это непрерывный, всесторонний и творческий процесс.
Л. И. Фалюшина определяет методическую работу как важнейший инструмент управления качеством образования. Все исследователи единодушно сходятся во мнении, что методическая работа является основным путём повышения профессионального мастерства и компетентности педагогов. Однако проблема повышения квалификации каждого воспитателя дошкольного учреждения остаётся сложной. Часто методические мероприятия требуют значительных усилий, но приносят ограниченную отдачу. Это обусловлено недостатками в организации методической работы: однообразием форм, недостаточным вниманием к индивидуальным особенностям педагогов, слабой практической направленностью и недостаточным изучением их возможностей.
Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов необходимо создать условия, стимулирующие их к постоянному развитию. Методы активного обучения играют важную роль в этом процессе, способствуя творческому развитию и личностному росту педагогов. Рассмотрим наиболее эффективные формы интерактивного обучения.
Формы интерактивного обучения
Наиболее популярным форматом является тренинг, который позволяет быстро найти пути решения проблем. Среди методов активного обучения можно выделить:
«Аквариум» — форма диалога, при которой несколько человек разыгрывают ситуацию, а остальные наблюдают и анализируют. Это способствует развитию навыков публичного выступления и критического мышления.
«Круглый стол» — метод, позволяющий закрепить знания, восполнить недостающую информацию и сформировать умения решать проблемы. Характерной особенностью «круглого стола» является сочетание дискуссии и групповой консультации.
«Вечера вопросов и ответов» — вид собеседования, где вопросы задаются в определённой форме для стимулирования диалога.
«Деловая игра» — форма обучения, имитирующая профессиональную деятельность и предназначенная для совершенствования профессиональных умений и навыков.
«Дискуссия» — метод, направленный на развитие коммуникативных навыков и критического мышления. Он предполагает обмен мнениями для достижения консенсуса между противоположными точками зрения.
«Мозговая атака» — метод, активизирующий мыслительные процессы путём совместного поиска решения сложной задачи.
«Методический ринг» — групповая форма работы, нацеленная на улучшение профессиональных знаний педагогов и выявление их эрудиции.
Рассмотрим практический пример использования методов активного обучения.
Пример: «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: повышение эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
формирование у педагогов готовности к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности;
обогащение и систематизация знаний педагогов в этой области;
развитие умения дискутировать, выступать и защищать свою точку зрения.
План подготовки игры:
Определение цели и задач игры.
Разработка сценария игры, включающего «станции».
Отбор содержания, определение ключевых вопросов.
Продумывание методического обеспечения игры: рекомендации по прохождению каждой «станции», критерии оценки результатов, оценочные листы и т. п.
Разработка правил игры.
Определение ролей: «Лидер группы», «Аналитик группы», «Эксперты».
Оформление наглядности.
Подбор педагогической и методической литературы по теме.
Ход игры:
Выступление старшего воспитателя на тему «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
Обсуждение правил, хода игры и регламента.
Работа в группах на «станциях»:
«Методическая» — перечислить структурные компоненты и виды познавательно-исследовательской деятельности, охарактеризовать их.
«Диагностическая» — определить показатели и критерии уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей.
«Аналитическая» — оценить предметно-пространственную развивающую среду на предмет её направленности на формирование познавательно-исследовательской деятельности.
Выступление «экспертов» с анализом и оценкой работы всех участников и игры в целом.
Подведение итогов игры.
Рефлексия — заполнение анкеты участника методического мероприятия для оценки его эффективности.
Активное обучение в рамках методической работы способствует повышению профессионального мастерства педагогов, помогает оценивать и использовать эффективные технологии обучения и воспитания детей.
Список литературы
- Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006