Русский язык занимает центральное место в образовательном процессе, являясь ключевым элементом, обеспечивающим формирование коммуникативных компетенций учащихся. На различных этапах обучения на изучение письма, чтения и устного общения отводится от 20 до 50% учебного времени, что подчеркивает его значимость в рамках общей образовательной программы.
Программа по русскому языку структурирована и включает в себя несколько ключевых разделов: "Подготовка к усвоению грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика". Эти разделы охватывают все аспекты языкового развития, от базовых навыков до более сложных когнитивных процессов.
В образовательных учреждениях, где обучаются дети с интеллектуальными особенностями, особое внимание уделяется развитию речевых навыков на уроках русского языка. Основная цель таких занятий — стимулировать речевую активность, что включает не только увеличение количества речевых высказываний, но и повышение качества языковых навыков.
В процессе коррекционно-развивающего обучения особое внимание уделяется устранению недостатков всех аспектов речевой деятельности. На уроках русского языка осуществляется коррекция фонетико-фонематических нарушений, формирование звуко произносительных навыков и развитие фонематического восприятия. Проводится работа над обогащением лексического запаса, совершенствованием грамматического строя речи и развитием связной речи.
Курс русского языка для детей с нарушениями интеллекта строится на принципах коррекционной педагогики и направлен на комплексное развитие речевых и когнитивных навыков. Особое значение придается пропедевтическим этапам обучения, таким как добукварный период, в ходе которого формируются сенсомоторные предпосылки письма, корректируются речевые нарушения и расширяются представления об окружающем мире. Эта системная подготовка создает необходимую базу для последующего овладения грамотой.
Практический аспект программы направлен на развитие речевых навыков, которое реализуется через специализированные уроки развития устной речи для учащихся 1-4 классов. На этих занятиях осуществляется обогащение лексического запаса, формирование синтаксических структур и развитие связной речи. Процесс формирования речевых навыков продолжается на всех этапах обучения, что находит отражение в структуре и названиях разделов программы.
Обучение речевой деятельности у детей с особенностями интеллектуального развития – это непростой и длительный путь, который предполагает постоянную коррекционную помощь. Изучение правил грамматики, правописания и стилистики ориентировано на практическое применение, чтобы развить умение общаться. В начальной школе приоритет отдаётся практическому освоению языковых норм, а в старших классах добавляются элементы теоретического анализа.
Программа школы ставит перед собой следующие цели преподавания русского языка:
- Обучение учащихся осознанному и правильному чтению текстов, соответствующих их возможностям.
- Развитие прочных навыков грамотного письма, основанных на знании звукового строя языка, основных грамматических правил и орфографии.
- Повышение общего уровня знаний и кругозора учащихся.
- Обучение выражению своих мыслей ясно и точно как в устной, так и в письменной форме.
- Воспитание нравственных качеств у школьников.
Обучение русскому языку делится на три этапа. Первый этап включает первый год занятий. Это связано с психологическими особенностями детей с интеллектуальными нарушениями. Эти особенности влияют на задачи, выбор учебного материала и методы преподавания:
- Комплексное исследование особенностей детей и их интеграция в образовательный процесс.
- Исправление дефектов произношения, слухового, зрительного и моторных функций.
- Обучение базовым навыкам чтения и письма.
- Обогащение и уточнение лексического запаса.
На этом этапе учащиеся работают с такими материалами, как звуки и буквы, слоги и слова, простейшие предложения и короткие тексты.
Учитывая сложность аналитических задач и быструю утомляемость детей в первом классе, методика рекомендует включать игровые элементы и наглядные пособия для формирования у них правильных представлений.
На втором этапе (2—4 классы) решаются следующие задачи:
- Воспитание интереса к родному языку и изучение основных языковых понятий.
- Совершенствование произношения слов.
- Расширение и активное использование словарного запаса.
- Развитие способности четко и ясно выражать свои мысли.
- Овладение основами письменной речи.
На третьем этапе (5—9 классы) ставятся следующие задачи:
- Дальнейшее развитие техники чтения, включая формирование навыка беглого чтения.
- Расширение возможностей в осознании читаемого материала.
- Овладение различными формами пересказа.
- Обучение последовательному, грамотному и самостоятельному изложению мыслей в устной и письменной форме.
- Освоение элементарных грамматических понятий и правил правописания.
На третьем этапе обучения основным методом работы становятся упражнения, которые усложняются и требуют от учащихся большей самостоятельности. В начальных классах такие упражнения помогают школьникам постепенно подходить к языковым обобщениям. В старших классах они используются для закрепления нового материала.
Курс грамматики для детей с интеллектуальными нарушениями — это практическая дисциплина, направленная на развитие речевых навыков и исправление речевых проблем. Главная цель обучения русскому языку — научить детей понимать и создавать речевые высказывания, использовать речь для общения и успешной социальной адаптации.
Список литературы
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Владос, 2002
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах школы для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 1993
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — М.: Просвещение, 2022