ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЛОСКОСТНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЛОСКОСТНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОСТАЛОСТЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

22

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (235), Август ‘25

Поделиться

В статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении геометрическому материалу школьников с легкой умственной отсталостью. Особое внимание уделяется поэтапному формированию геометрических представлений (сенсорно-перцептивный, ассоциативный, операциональный этапы) и трудностям, возникающим при дифференциации фигур. Обосновывается необходимость использования наглядных, интерактивных и цифровых методов обучения (интерактивные презентации, видеоматериалы, игры, тренажеры, графические редакторы), способствующих повышению мотивации, активизации восприятия и улучшению усвоения материала. Подчеркивается важность сочетания традиционных и нетрадиционных форм обучения для развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся.

Стремительное развитие цифровых технологий становится ключевым фактором, определяющим будущее мирового сообщества в XXI веке. Цивилизация движется к созданию информационного общества, где информация и научные знания играют главную роль.

Использование компьютера в обучении школьников с легкой умственной отсталостью становится все более распространенным явлением.  Легкая умственная отсталость характеризуется ограниченными интеллектуальными способностями в слабой степени.

Изучение геометрии помогает школьникам развивать практические навыки измерения, черчения и построения фигур. Это важно для их адаптации в повседневной жизни, освоения профессиональных навыков и успешного трудоустройства. Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов, как ручной и профессиональный труд, рисование, математика.

В специальной литературе, посвящённой разработке условий, форм и методов обучения математике в общеобразовательных организациях, реализующих АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлен обширный материал, раскрывающий сущность и причины возникающих у детей трудностей. (Н. П. Вайзман, Ю. Т. Матасов, Б. И. Пинский, М. Н. Перова, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьёв, А. А. Хилько, Ж. И. Шиф и другие).

Исследования показывают, что у подростков с лёгкой умственной отсталостью формирование геометрических представлений происходит поэтапно:

  1. Сенсорно-перцептивный этап — узнавание фигур через тактильное и зрительное восприятие.
  2. Ассоциативный этап — установление связи между фигурой и её названием.
  3. Операциональный этап — выделение существенных признаков (количество углов, сторон).

Обучение геометрии требует комплексного подхода, включающего визуальную поддержку и практическую деятельность. Понимание пространственных и геометрических абстрактных концепций становится возможным исключительно через активное взаимодействие с реальными объектами и их моделями.

В процессе когнитивного развития дети демонстрируют различную степень дифференциации геометрических форм: они легко различают и идентифицируют треугольник и круг, однако испытывают затруднения при различении квадрата и прямоугольника. Это особенно актуально для детей с интеллектуальными нарушениями, где даже незначительное отклонение в соотношении длин сторон прямоугольника может затруднить его идентификацию.

Для оптимизации усвоения геометрических концепций необходимо применять мультимодальные методы обучения, включающие практические задания, игровые элементы и моделирование. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его когнитивные профили и интересы. Внедрение интерактивных технологий и мультимедийных ресурсов способствует повышению мотивации и доступности учебного материала.

Учителям следует активно вовлекать учащихся в образовательный процесс, демонстрируя реальные примеры и задачи с практической значимостью. Это способствует более глубокому пониманию геометрических концепций, развитию критического мышления, пространственного воображения и навыков решения проблем.

Важно использовать яркие, интерактивные материалы. В настоящее время в образовательном процессе широкое распространение получили интерактивные методы обучения с использованием информационно-компьютерных технологий. Это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрировали с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации.

Достижению лучших результатов в развитии учащихся с лёгкой умственной отсталостью способствует использование эффективных методов, приёмов и средств обучения. Учащиеся с помощью учителя на интерактивной доске могут определять расположение больших предметов и маленьких, сопоставлять их величину, распознавать фигуры, классифицировать и сравнивать их. Данные представления обладают не только высокой практической значимостью, но и играет важную роль в когнитивном развитии личности, способствуя более глубокому осмыслению структуры и закономерностей окружающего мира, а также подготавливая учащихся к освоению специализированных знаний в рамках будущей профессиональной деятельности

Тем не менее, несмотря на очевидную важность геометрических представлений, значительная часть школьников сталкивается с определенными трудностями в освоении данного предмета. Эти трудности могут быть обусловлены как когнитивными барьерами, так и отсутствием устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с этим перед педагогическим сообществом стоит задача разработки и внедрения инновационных методик преподавания, направленных на повышение мотивации учащихся и обеспечение более эффективного усвоения геометрических концепций.

Одним из эффективных подходов к решению данной проблемы является внедрение нетрадиционных форм проведения уроков, которые способствуют формированию позитивного эмоционального фона, развитию личностных качеств учащихся и укреплению их интереса к изучаемому материалу. Такие методы обучения также способствуют снижению уровня стресса и тревожности, что положительно сказывается на общем психологическом состоянии учащихся.

В процессе освоения нетрадиционных методов обучения учащиеся учатся контролировать свои желания, развивают чувство ответственности перед коллективом и формируют волевые качества, что является важным аспектом их личностного и профессионального роста. Эти навыки способствуют повышению эффективности образовательного процесса и обеспечивают более глубокое и устойчивое усвоение знаний в области геометрии. Цифровые технологии помогают сделать обучение более наглядным, интерактивным и доступным. Интерактивные презентации (PowerPoint, Google Slides) с анимацией, где фигуры «оживают», меняют цвет, размер. Видеоуроки с простыми объяснениями и демонстрацией фигур в реальной жизни (круг — колесо, квадрат — окно).

Интерактивные игры и тренажеры: Онлайн-игры на сортировку фигур (например, LearningApps, Quizlet). Приложения для рисования фигур (например, «Рисуем фигуры» с подсказками). Программы с дополненной реальностью (AR), где фигуры проецируются в реальный мир (например, QuiverVision). Практические задания с использованием ИКТ: Графические редакторы (Paint, Sketchpad) — обведение, раскрашивание фигур. Создание коллажей из фигур в Canva или PowerPoint. Использование интерактивной доски для совместного рисования и классификации фигур. Применение ИКТ эффективно не только своей эстетической привлекательностью, но и способствует активизации восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности, использование анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов и гиперссылок.

Список литературы

  1. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение математике детей с интеллектуальными нарушениями. Союз, 2020. — 408 с.
  2. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Владос, 2005. — 136 с.
  3. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2000. – С. 274
  4. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: Владос., 2018. — С. 389-403
  5. Петрова Н. В. Коррекционно-развивающие возможности компьютерных технологий в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. — Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 2020. — 32 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее