РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

19

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (235), Август ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема повышенной стрессовой нагрузки на родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Предлагаются методы и подходы для развития их стрессоустойчивости. Статья может быть полезна специалистам в области психологии, медицины и педагогики, а также родителям детей с РАС.

Воспитание детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет собой сложную задачу, требующую от родителей высокого уровня эмоциональной устойчивости. Особенности развития и поведения таких детей часто приводят к значительным трудностям в семейной динамике, что, в свою очередь, может вызывать у родителей хронический стресс. В данном контексте развитие стрессоустойчивости является ключевым аспектом для специалистов, психологов, педагогов и других профессионалов, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей с РАС.

Теоретические обоснования необходимости развития стрессоустойчивости

Длительное воздействие хронического стресса, связанного с воспитанием детей с РАС, может приводить к возникновению психосоматических и психопатологических состояний у родителей, таких как тревожные расстройства, депрессивные эпизоды, профессиональное выгорание и значительное снижение качества жизни. Формирование навыков стрессоустойчивости позволяет минимизировать негативные последствия длительного стресса, поддерживать психологическое здоровье родителей, а также улучшать детско-родительские отношения и общее благополучие семьи.

Методологические подходы к развитию стрессоустойчивости

  1. Создание благоприятной семейной экосистемы. Формирование гармоничной семейной среды, характеризирующейся высоким уровнем эмоциональной поддержки, взаимопонимания и доверия, является ключевым элементом в развитии стрессоустойчивости. Важно создать условия для регулярного совместного времяпрепровождения, эмоционального сближения и конструктивного общения, что способствует укреплению внутрисемейных связей и снижению уровня стресса.
  2. Освоение методов когнитивно-поведенческой саморегуляции. Когнитивно-поведенческие техники, включая рационально-эмоциональную терапию (РЭТ), когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и методы релаксации, позволяют родителям эффективно управлять своими эмоциональными реакциями, снижать уровень тревожности и улучшать психоэмоциональное состояние. Эти методы способствуют формированию адаптивного когнитивного стиля и повышению устойчивости к стрессовым ситуациям.
  3. Участие в профессиональных сообществах и группах поддержки. Вовлечение родителей в специализированные группы поддержки и участие в профессиональных семинарах и тренингах способствуют обмену опытом, получению актуальной информации и эмоционально-психологической поддержке. Это позволяет родителям ощущать себя частью сообщества, разделяющего их опыт, и снижает чувство изоляции и одиночества.
  4. Развитие коммуникативных компетенций. Формирование навыков активного слушания, эмпатии, ассертивности и конфликтного разрешения способствует улучшению внутрисемейных отношений и снижению уровня стресса. Тренинги по коммуникативной компетентности, направленные на развитие указанных навыков, являются важным компонентом системы поддержки родителей.
  5. Целеполагание и планирование. Постановка краткосрочных и долгосрочных целей, а также разработка планов по их достижению способствуют повышению уровня мотивации, организации времени и ресурсов, что, в свою очередь, снижает уровень стресса. Эффективное целеполагание позволяет родителям структурировать свою деятельность и снижать эмоциональное напряжение.
  6. Обращение за профессиональной помощью. Психологическая поддержка, включающая индивидуальные и групповые консультации, когнитивно-поведенческую терапию и другие методы, позволяет родителям освоить эффективные стратегии управления стрессом, улучшить психологическое состояние и повысить уровень стрессоустойчивости.
  7. Самореализация через хобби и увлечения. Участие в занятиях, приносящих удовлетворение и радость, способствует снижению уровня тревожности и стресса. Поощрение родителей к развитию их творческих способностей, хобби и увлечений позволяет им находить альтернативные источники позитивных эмоций и снижать эмоциональное напряжение.
  8. Вербализация эмоциональных переживаний. Ведение дневников, обсуждение своих чувств с близкими или профессиональными психологами, способствует осознанию и проработке эмоциональных состояний, снижению уровня эмоционального напряжения и улучшению психоэмоционального состояния. Вербализация переживаний является важным элементом процесса эмоциональной саморегуляции.
  9. Освоение дополнительных методов релаксации. Помимо традиционных дыхательных техник и медитации, могут быть использованы методы арт-терапии, музыкотерапии, библиотерапии и другие формы творческой активности, направленные на снижение уровня стресса и улучшение психоэмоционального состояния. Эти методы помогают родителям находить дополнительные способы релаксации и снижения эмоционального напряжения.

Развитие стрессоустойчивости у родителей детей с РАС является сложным и многогранным процессом, требующим комплексного подхода и интеграции различных методологических стратегий. Формирование навыков управления стрессом, улучшение психоэмоционального состояния и укрепление внутрисемейных отношений способствуют повышению качества жизни родителей, улучшению детско-родительских отношений и созданию благоприятной среды для развития ребенка с РАС.

Список литературы

  1. Алексеева И. Ю. Психологические особенности родителей детей с расстройствами аутистического спектра // Вопросы психологии. – 2018. – № 3. – С. 112-121
  2. Волкова Е. В. Стрессоустойчивость родителей детей с особыми потребностями: факторы и пути формирования // Психология и педагогика: актуальные вопросы и современные исследования. – 2020. – № 5. – С. 45-52
  3. Дмитриева Е. Е. Психологическая поддержка родителей детей с расстройствами аутистического спектра // Современная психология: материалы международной научной конференции. – 2019. – С. 78-85
  4. Калинина Р. Р. Психологическая адаптация родителей детей с аутизмом // Психологическое благополучие личности и семьи: проблемы и пути решения. – 2016. – С. 150-158
  5. Соловьева О. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с аутизмом. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее