ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

31

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 33 (234), Август ‘25

Поделиться

Исследование направлено на решение проблемы низкой вовлеченности молодежи в физическую активность (ФА) в рамках массовой физической культуры (МФК) через призму Теории самодетерминации (SDT). На основе анкетирования молодежи (N=29) выявлены ключевые барьеры (нехватка времени — 62.5%, отсутствие компании — 25%) и мотиваторы (улучшение формы — 70.8%, гибкость графика — 62.5%, занятия с партнером — 75%). Разработан комплекс рекомендаций, включающий внедрение систем партнерства («buddy-system»), обеспечение гибкости расписания и цифровизацию процессов.       

Введение

Несмотря на признание физической активности (ФА) критически важным фактором здоровья и усилия по ее популяризации через государственные программы (ГТО, «Спорт – норма жизни»), проблема гиподинамии, особенно среди молодежи, остается острой в России. Массовая физическая культура (МФК) призвана быть основным инструментом решения этой задачи. Однако ее эффективность зачастую ограничивается преобладанием подходов, ориентированных на внешние стимулы (нормативы, соревнования, призы) и доступность инфраструктуры, при этом игнорирующих внутренние психологические механизмы, лежащие в основе устойчивой мотивации к регулярным занятиям. Традиционные форматы, такие как жестко регламентированные секции или фокус на сдаче нормативов, могут восприниматься молодыми людьми как принуждение или обязанность, что ведет к низкой вовлеченности и высокому уровню отсева. Данное исследование ставит своей целью преодоление этого разрыва путем применения Теории самодетерминации (SDT) – ведущей психологической концепции, объясняющей формирование внутренней мотивации через удовлетворение базовых потребностей человека.

Теоретическая основа и методы исследования

В качестве теоретического фундамента исследования выступила Теория самодетерминации (SDT) Эдварда Деси и Ричарда Райана. Согласно SDT, внутренняя мотивация (деятельность ради удовольствия от самого процесса) является наиболее устойчивой и эффективной для долгосрочной вовлеченности, такой как регулярная ФА. Ключевым условием ее формирования выступает удовлетворение трех универсальных базовых психологических потребностей:

  1. Автономия (Autonomy): потребность чувствовать себя инициатором своих действий, иметь выбор и контроль над ними.
  2. Компетентность (Competence): потребность ощущать свою эффективность, мастерство и видеть прогресс в деятельности.
  3. Связанность (Relatedness): потребность чувствовать связь с другими людьми, принадлежность к группе, получать поддержку и заботу.

Нарушение этих потребностей (например, излишний контроль, критика, отсутствие поддержки, унификация) ведет к снижению внутренней мотивации и росту демотивации. В контексте МФК это означает, что программы должны быть построены так, чтобы поддерживать у участников чувство выбора, возможности достижения успеха на своем уровне и позитивного социального взаимодействия.

Для выявления актуальных для молодежи мотиваторов, барьеров и предпочтений, а также оценки соответствия текущих практик МФК принципам SDT, было проведено анонимное онлайн-анкетирование в мае 2025 года с использованием платформы Google Forms. Выборка составила 29 человек в возрасте от 18 до 25 лет (100% выборки), из них 59% (17 человек) – женщины, 41% (12 человек) – мужчины. Анкета включала вопросы об уровне текущей ФА, предпочитаемых видах активности, основных мотиваторах к занятиям, барьерах, мешающих регулярной активности, условиях, которые помогли бы повысить мотивацию, предпочитаемых форматах занятий и оценке существующих подходов МФК. Использовались как закрытые вопросы (множественный выбор, шкалы), так и открытые для получения развернутых мнений. Обработка данных проводилась методами описательной статистики (частотный анализ, расчет процентов) и контент-анализа ответов на открытые вопросы.

Ключевые результаты и их интерпретация

Результаты анкетирования предоставили важные инсайты о текущей ситуации с ФА среди молодежи и ее мотивационной сфере. Уровень физической активности оказался недостаточным у значительной части респондентов: лишь 37,5% занимались практически ежедневно, тогда как 20,8% – 1-2 раза в неделю, а 25% – реже или никогда (совокупно 45,8% недостаточно активны). Наиболее популярными видами активности среди опрошенных были силовой тренинг (41,7%), ходьба/прогулки (37,5%), бег (37,5%) и велосипед/самокат (33,3%).

Анализ мотивационной сферы выявил ведущие факторы, побуждающие молодежь к занятиям ФА:

  • улучшение физической формы/внешности (70,8%): Стремление выглядеть лучше, быть в тонусе;
  • укрепление здоровья (62,5%): Осознание пользы ФА для общего самочувствия и профилактики заболеваний;
  • снятие стресса/улучшение настроения (45,8%): ФА как способ психологической разгрузки;
  • получение удовольствия от процесса (41,7%): Наслаждение самим движением, активностью.

Однако на пути к регулярной ФА молодежь сталкивается с серьезными барьерами:

  • нехватка времени (62,5%): основной и самый значимый фактор, связанный с учебной/рабочей нагрузкой;
  • отсутствие желания/силы воли («лень») (45,8%): сложность самоорганизации и поддержания дисциплины;
  • усталость после работы/учебы (37,5%): физическое и психическое истощение как препятствие;
  • финансовые затраты (37,5%): стоимость абонементов, инвентаря, экипировки;
  • отсутствие подходящей компании (25%): отсутствие партнера или группы для совместных занятий.

Запрос на условия, которые могли бы повысить мотивацию, четко коррелировал с выявленными барьерами и принципами SDT:

  • возможность заниматься в УДОБНОЕ ВРЕМЯ (62,5%): прямой запрос на удовлетворение потребности в Автономии (гибкость, контроль над расписанием);
  • наличие приятеля/компании для занятий (50%): яркий показатель важности Связанности (социальная поддержка, принадлежность);
  • наличие БЕСПЛАТНЫХ и ХОРОШИХ мест рядом (45,8%), доступная стоимость занятий (45,8%): факторы, снимающие барьеры и косвенно поддерживающие автономию (доступность) и компетентность (комфортные условия для прогресса).

Крайне показательным оказался ответ на вопрос о предпочитаемом формате занятий: занятия с другом/подругой/партнером (75%) оказались абсолютным лидером, значительно опередив самостоятельные занятия (45,8%) и онлайн-форматы (25%). Это однозначно подтверждает критическую роль потребности в Связанности для данной возрастной группы.

Практические рекомендации для организаторов МФК

Интеграция теоретических положений SDT с полученными эмпирическими данными позволяет сформулировать конкретные рекомендации для повышения эффективности МФК в работе с молодежью. Ключевым направлением является переориентация с внешних стимулов и унифицированных программ на создание среды, максимально удовлетворяющей потребности в автономии, компетентности и связанности:

1. Приоритет социальной связанности и партнерства («Buddy-System»): Доминирующее предпочтение занятий с партнером (75%) требует кардинального пересмотра форматов. Необходимо:

  • разработать и внедрить удобные онлайн-платформы или чат-боты для подбора партнеров по ФА на основе схожих целей, уровня подготовки, места проживания и предпочтительного времени. Фильтры должны минимизировать усилия по поиску;
  • активно создавать события и челленджи для пар/троек: «Фестиваль спортивных дуэтов», командные квесты на доверие и взаимодействие, парные соревнования по совместному километражу (ходьба, бег, вело), танцевальные или силовые «дуэты». Это сделает ФА социально привлекательной;
  • внедрить систему поощрений за привлечение нового участника («Приведи друга – получи скидку/бонусную тренировку/мерч»);
  • обучать инструкторов и тренеров специфике работы с парами и микрогруппами, акцентируя внимание на создании позитивной, поддерживающей атмосферы взаимодействия между партнерами.

2. Максимизация гибкости и доступности для поддержки автономии: Борьба с ключевым барьером «нехватка времени» (62,5%) невозможна без обеспечения гибкости:

  • ввести «плавающее» расписание групповых занятий (одно и то же занятие проводится в разные дни недели и/или время суток) и надежную систему онлайн-бронирования индивидуальных временных слотов в залах, на кортах или тренажерных площадках. Это дает участникам реальный контроль над своим графиком;
  • обеспечить максимально длительный режим работы открытых и бесплатных спортивных объектов: воркаут-зон, стадионов, беговых дорожек (идеально – с 6:00 до 23:00). Освещение и безопасность обязательны;
  • организовать сети бесплатных пунктов проката базового инвентаря (коврики, утяжелители, ракетки для бадминтона, мячи) на базе вузов, крупных парков или торговых центров;
  • развивать библиотеку коротких (15-30 минут) онлайн-программ (видеоуроков, тренировочных комплексов), адаптированных для самостоятельных или парных занятий в любое удобное время, в том числе дома. Акцент на эффективность за короткий срок.

3. Развитие инфраструктуры и программ, ориентированных на запрос и компетентность: Программы должны отвечать интересам молодежи и способствовать ощущению прогресса:

  • создать/модернизировать безопасные и комфортные сети маршрутов для ходьбы, бега и велоспорта в городской среде (хорошее покрытие, освещение, навигация, точки воды/отдыха);
  • значительно расширить предложение бесплатных или очень доступных по цене групп ОФП и силового тренинга на открытых площадках (парки, дворы) с гибким, нефиксированным графиком посещения. Популярность силового тренинга (41,7%) делает это направление приоритетным;
  • во всей коммуникации (афиши, соцсети, инструктаж тренеров) делать акцент на ключевых выявленных мотиваторах: видимом улучшении формы и самочувствия, укреплении здоровья, эффективном снятии стресса и, что крайне важно, на получении удовольствия от самого процесса движения. Визуализация личного прогресса (например, через простые дневники или цифровые трекеры) критически важна для поддержания чувства компетентности;
  • диверсифицировать программы по уровню сложности, уделяя особое внимание созданию дружелюбной и поддерживающей среды для новичков, где акцент делается на личных улучшениях, а не на сравнении с другими или нормативах.

4. Интеграция цифровых инструментов для поддержки всех аспектов мотивации: технологии должны работать на удовлетворение всех трех потребностей SDT:

  • разработать/адаптировать мобильное приложение, выполняющее функции:
  • поиск партнера (связанность);
  • трекинг личной активности и прогресса (компетентность);
  • участие в индивидуальных и, главное, парных/командных челленджах (связанность, компетентность);
  • бронирование слотов на объектах, просмотр «плавающего» расписания (автономия);
  • актуальная информация о бесплатных местах, событиях, пунктах проката (автономия, доступность).
  • активно использовать социальные сети не только для анонсов, но и для создания тематических сообществ по интересам, публикации коротких мотивационных видео с упражнениями, историй успеха обычных участников (а не только спортсменов), организации онлайн-поддержки и общения (связанность, компетентность). Интеграция с системой ГТО возможна, но должна быть ненавязчивой, без давления.

Заключение

Проведенное исследование убедительно демонстрирует, что традиционные подходы к организации массовой физической культуры, основанные на внешней мотивации (нормативах, призах) и унифицированных программах с жестким расписанием, не отвечают базовым психологическим потребностям современной молодежи в автономии, компетентности и связанности, как это определено Теорией самодетерминации. Эмпирические данные (N=29) четко выявили запрос на гибкость (62,5% респондентов указали на необходимость удобного времени), социальную поддержку (75% предпочитают занятия с партнером, 25% называют отсутствие компании барьером) и видимый результат, связанный с востребованными видами активности, такими как силовой тренинг (41,7%).

Предложенный комплекс рекомендаций – смещение фокуса на партнерские форматы («buddy-system»), обеспечение максимальной гибкости и доступности инфраструктуры, развитие программ, ориентированных на ключевые мотиваторы и востребованные активности, и умное использование цифровых инструментов – направлен на системное удовлетворение этих глубинных потребностей. Такой подход, ориентированный на внутреннюю мотивацию, является перспективным путем для преодоления барьеров (в первую очередь нехватки времени и «лени») и формирования устойчивой привычки к регулярной физической активности среди молодежи. Реализация этих мер на уровне вузов, спорткомитетов, центров ГТО и силами инструкторов способна значительно повысить эффективность массовой физической культуры в решении глобальной проблемы гиподинамии и улучшении общественного здоровья.

Список литературы

  1. ВОЗ. Рекомендации по физической активности для здоровья. 2023
  2. Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. NY: Guilford Press, 2017
  3. Деси Э., Райан Р. Теория самодетерминации: основные положения и приложения в психологии здоровья // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2017. № 1
  4. Сопов В.Ф. Психологические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры. 2021. № 5
  5. Петрова С.С., Сидоров А.А. Мотивация к занятиям фитнесом среди взрослого населения // Теория и практика физической культуры. 2022. № 5
  6. Варфоломеева З.С., Лотоненко А.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5 (207)
  7. Данные авторского анкетирования. Май 2025. (N=29, молодежь 18-25 лет)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее