Проблемы признания и исполнения иностранных судебных решений, имевшие большое значение и ранее, в последние годы приобрели особую актуальность. В правовом сообществе всё большее значение придается обеспечению прав личности, соблюдению общепризнанных стандартов прав человека. На внутреннюю законодательную политику государств, входящих в Совет Европы, оказывает влияние и деятельность Европейского Суда по правам человека [1], резолюций Совета Безопасности ООН.
Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в первую очередь регулируются двусторонними договорами, многосторонними конвенциями и национальным законодательством.
Судебные решения, вынесенные в одной стране, обычно приобретают юридическую силу на территории другой лишь при условии, что эта страна допускает их признание и исполнение. В общем порядке, с учетом принципа суверенности, каждое государство исполняет исключительно акты собственных судов, так как, обладая суверенитетом, оно сохраняет верховенство в вопросах отправления правосудия и применения мер принудительного характера на своей территории.
В области признания и исполнения иностранных судебных решений важную роль играет международное сотрудничество. Этот аспект также отражен в принципе международного права о сотрудничестве государств. Примером его исполнения служит Контртеррористическое управление ООН, которое помогает в содействии международной борьбы с терроризмом.
Одной из основных проблем является отсутствие единой правовой базы, регулирующей признание в разных юрисдикциях. В разных странах действуют различные критерии признания иностранных судебных решений, что приводит к противоречивым результатам. Как указано выше, существуют принципы международного права, на которые государства часто ссылаются для отказа в признании или приведении в исполнение, ссылаясь на соображения публичного порядка.
Кроме того, процедурные требования к признанию могут быть сложными, требующими много времени и средств. Различия в правовых процедурах, стандартах документирования и правилах доказывания могут задержать или препятствовать исполнению решения.
Затем, даже если решение признано, его исполнение может быть проблематичным при отсутствии эффективных механизмов или соглашений о сотрудничестве между странами.
В текущих условиях требуется разработка единых стандартов, а также создание специализированных органов принудительного исполнения или же агентств для содействия принудительному исполнению.
Таким образом, признание и исполнение решений иностранных судов остаются весьма сложными из-за правового многообразия, вопросов суверенитета, и отсутствия эффективных механизмов. Решение этих проблем требует согласованных усилий всей международной арены по гармонизации, международному сотрудничеству и упрощению процедур для создания более предсказуемой и эффективной системы трансграничного судебного признания.
Список литературы
- Шебанова Н.А. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в практике российских судов // Труды Института Государства и права Российской академии наук. 2017. № 1 (59). С. 22-43
- Богуславский М.М. Международное частное право / 5-е изд., перераб. И Доп. – М.: Юристъ, 2004. 602 с.
- Евсеев П.Н. Международно-правовое регулирование признания и исполнения решений иностранных судов: автореф. Дис. … канд. Юрид. Наук. – М., 1972. 290 с.
- Зайцев Р.В. Признание и приведение в исполнение в России Иностранных судебных актов. – М.: Волтерс Клувер, 2007. 192 с.