Трансграничные инвестиции являются важнейшим инструментом международного экономического сотрудничества и развития в государстве экономики. В первую очередь встает вопрос о правовом регулировании. Грамотное регулирование таких инвестиций обеспечивает создание условий для их безопасного осуществления, защиты интересов инвесторов и стимулирования притока капитала. Россия и ОАЭ — страны с разными историческими и правовыми традициями, что отражается на особенностях их нормативных актов в сфере иностранных инвестиций, поэтому будет особенно интересно провести сравнительный анализ их правовых систем с целью выявления преимуществ и недостатков каждого из подходов в этих государствах.
Первостепенно необходимо отметить, что законодательная основа иностранных инвестиций в России формируется федеральными законами, среди которых ключевым является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» [1]. Закон регулирует порядок осуществления иностранных инвестиций, права и обязанности иностранных инвесторов, вместе с тем, предусматривает механизмы защиты их интересов.
Российское законодательство также предусматривает гарантии недискриминационного доступа к рынкам, льготы и гарантии иностранному инвестору, а также возможность обращения в суд или арбитраж для разрешения споров. В рамках международных соглашений Россия является участником ряда двусторонних инвестиционных договоров, обеспечивающих дополнительные гарантии.
В ОАЭ регулирование иностранных инвестиций осуществляется при помощи Федерального закона № 19 от 2018 г. «Об иностранных инвестициях» [2], который создает условия для свободного входа иностранного капитала на рынок страны. Закон предусматривает создание специальных экономических зон (СЭЗ), где действует особый режим.
Кроме того, в силу политического устройства ОАЭ, особо важную роль играют законы отдельных эмиратов [3], (например, Дубайский Закон о свободных зонах), регулирующие деятельность компаний в рамках специальных экономических зон.
ОАЭ предлагают гарантии свободного репатриирования прибыли и капитала, защиту от национализации без компенсации. Кроме того, страна активно участвует в международных соглашениях о взаимной защите инвестиций (например, В 2012 году ОАЭ присоединились к GCC-США соглашению по инвестиционному сотрудничеству).
Таблица 1.
Сравнительный анализ
| 
			 Аспект  | 
			
			 Россия  | 
			
			 ОАЭ  | 
		
| 
			 Законодательная база  | 
			
			 Федеральный закон № 160-ФЗ + отраслевые законы  | 
			
			 Федеральный закон № 19/2018 + законы эмиратов  | 
		
| 
			 Создание специальных зон  | 
			
			 Ограниченное число особых режимов  | 
			
			 Широкое использование СЭЗ (Дубайский мировой порт) 
  | 
		
| 
			 Защита инвесторов  | 
			
			 Международные договоры + судебная система  | 
			
			 Международные договоры + арбитражи  | 
		
| 
			 Репатриация капитала  | 
			
			 Возможна при соблюдении условий  | 
			
			 Полностью свободна 
  | 
		
Преимущества России: развитая судебная система, наличие двусторонних соглашений о защите инвестиций.
Недостатки: сложность процедур получения разрешений, высокая степень регулятивного контроля.
Преимущества ОАЭ: либеральное законодательство в рамках специальных зон, простота репатриации капитала.
Недостатки: меньшая развитость судебной системы по сравнению с РФ за пределами специальных зон.
Для повышения привлекательности обеих стран рекомендуется совершенствовать механизмы защиты инвесторов через унификацию процедур регистрации и разрешения споров, а также расширять участие в международных соглашениях.
Правовые системы России и ОАЭ демонстрируют разные подходы к регулированию трансграничных инвестиций: Россия ориентирована на развитие общего законодательства с учетом международных стандартов; ОАЭ — на создание особых режимов внутри специальных экономических зон для привлечения иностранного капитала. Совместное развитие этих систем может способствовать более эффективному привлечению международных инвестиций в обе страны.
Список литературы
- Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3710
 - Закон № 19 от 2018 г. «Об иностранных инвестициях» (Объединённые Арабские Эмираты) // Официальный сайт правительства ОАЭ, [электронный ресурс]
 - Закон № 2 от 2018 г. «Об свободных экономических зонах» (ОАЭ) // Официальный сайт правительства ОАЭ, [электронный ресурс]
 - Мельников В.В., Иванова Е.А. Международное право и инвестиционное право: учебник / В.В. Мельников, Е.А. Иванова. — М.: Юрайт, 2020
 - Белов В.П., Смирнова Т.А. Защита иностранных инвестиций: международные стандарты и российская практика // Журнал международного права и международных отношений, 2021, № 3, с. 45–58
 - World Bank Doing Business Report 2023: Russia and United Arab Emirates // Всемирный банк, [электронный ресурс]
 - UNCTAD World Investment Report 2022: International Investment Agreements and the Multilateral Investment Court // Конференция ООН по торговле и развитию, 2022
 - Кузнецов А.С., Петрова Н.В. Правовые основы международных инвестиционных соглашений // Вестник международного права, 2019, № 2, с. 112–125
 


