Цифровая трансформация высшего образования требует применения инновационных подходов для эффективного управления учебным процессом, формирования индивидуальных образовательных траекторий и повышения мотивации обучающихся. Одним из таких подходов является создание и развитие электронного портфолио студентов и сотрудников, обеспечивающего фиксацию достижений в образовательной, научной, творческой и общественной деятельности. Портфолио выступает как аналитический инструмент, позволяющий не только фиксировать достижения, но и использовать эту информацию для принятия управленческих решений и оценки образовательного процесса [1].
Объектом исследования выступает информационная система университета, предметом – цифровое портфолио обучающихся и сотрудников, интегрированное в личный кабинет пользователя.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения прозрачности оценки активности студентов и сотрудников, автоматизации сбора данных и визуализации достижений.
Для достижения поставленной цели использованы методы анализа пользовательского опыта, контент-анализа интерфейса системы, сравнительный анализ отечественных и зарубежных аналогов, а также экспертная оценка пользователей системы.
Существующее электронное портфолио НИУ «БелГУ» реализовано как модуль личного кабинета пользователя, в котором предусмотрена возможность загружать и просматривать информацию о достижениях в учебной и внеучебной деятельности. Система включает несколько основных разделов: место обучения, курсовые и дипломные работы, практика и официальные документы (рис. 1 – 3).
Рисунок 1. Раздел портфолио «Место обучения»
Рисунок 2. Раздел портфолио
«Курсовые работы, проекты, ВКР и другие работы по учебному плану»
Рисунок 3. Раздел портфолио «Официальные документы»
Рисунок 4. Раздел портфолио «Добавление нового официального документа»
Однако, в процессе работы с системой были выявлены существенные недостатки. Один из критичных недостатков – автоматическое обновление даты загрузки документов при каждом новом просмотре раздела «Официальные документы». Это искажает реальные временные данные и не позволяет корректно оценивать динамику достижений.
Другой важный недостаток – ограниченный перечень типов официальных документов, доступных для загрузки. Например, отсутствует возможность фиксировать участие в научных грантах, внешних конкурсах, проектах или наличие благодарственных писем от сторонних организаций [2]. Это приводит к тому, что значительная часть достижений остается за пределами системы.
Дополнительно стоит отметить проблемы, возникающие при автоматическом экспорте данных. Часто наблюдаются ошибки выгрузки файлов, потеря форматирования документов, затрудняющие создание итоговых отчётов о деятельности.
Отдельной проблемой является отсутствие возможности сортировки и фильтрации документов. Все документы хранятся в одном списке без разбивки по типу, дате, значимости и сфере деятельности, что затрудняет оперативную работу с системой.
В международной практике широко известна платформа Mahara (рис. 5), предлагающая гибкий подход к ведению и визуализации достижений, интегрируемая с LMS Moodle. В Mahara доступно широкое разнообразие типов документов, продвинутые возможности аналитики и взаимодействия с пользователями [3].
Российские университеты зачастую используют собственные разработки или интегрируют сторонние решения в информационные системы. Например, МГУ им. М.В. Ломоносова, ВШЭ и другие университеты реализуют системы электронных портфолио с возможностью гибкой настройки категорий документов, балльно-рейтинговой оценки и фильтрации по различным параметрам [4].
Рисунок 5. Платформа Mahara
На основании анализа существующей системы и опыта других образовательных учреждений, сформулированы рекомендации по улучшению портфолио в НИУ «БелГУ»:
- Обеспечить корректную фиксацию даты загрузки документов без автоматического обновления.
- Расширить перечень доступных категорий документов.
- Реализовать надежную функцию автоматической выгрузки и экспорта данных.
- Внедрить возможности фильтрации и сортировки документов по категориям, датам, значимости и направлениям деятельности.
- Разработать аналитические инструменты для визуализации динамики достижений пользователей.
Проведенный анализ подтвердил актуальность и необходимость совершенствования электронного портфолио в образовательной информационной среде университета. Предложенные рекомендации направлены на устранение выявленных проблем и повышение качества работы системы, что позволит значительно улучшить пользовательский опыт, а также создать более эффективный инструмент управления образовательным процессом. Дальнейшая разработка и внедрение обозначенных улучшений позволит вывести цифровое портфолио обучающихся на новый уровень функциональности, удобства и полезности для всех участников образовательного процесса.
Список литературы
- Нам, Т. А. Электронное портфолио студентов как инновационная технология в высшем профессиональном образовании // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 2. – С. 318–330. – DOI: 10.18522/2070-1403-2020-79-2-318-330
- Мельникова, Т. В., Мельников, И. В. Электронное портфолио как элемент цифровой образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – URL: [https://science-education.ru/ru/article/view?id=30453] (https://science-education.ru/ru/article/view?id=30453) (дата обращения: 01.07.2025)
- Mahara – Open Source ePortfolio Platform. – URL: [https://mahara.org] (https://mahara.org) (дата обращения: 02.07.2025)
- Кузьмина, О. В. Системы электронного портфолио в российских университетах: сравнительный анализ и перспективы развития // Информационные технологии в образовании. – 2022. – № 1. – URL: [https://ito.sfu-kras.ru/article/view/ito.2022.1.03] (https://ito.sfu-kras.ru/article/view/ito.2022.1.03) (дата обращения: 05.07.2025)