Проблема организации нестандартных уроков английского языка достаточно актуальна на сегодняшний день. Нестандартные уроки – одна из форм активного обучения, при которой есть возможность осуществить на практике все принципы с использованием различных интересных и необычных методов и способов обучения. Нестандартные уроки английского языка повышают интерес учащихся к изучению английского языка. Благодаря им развиваются творческие способности учащихся, «тихие» участники учебного процесса перевоплощаются в активных с жаждой изучения чего-то нового и повышенной мотивацией учеников.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как одна из самых важных задач. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами, с важными потребностями, которые требуют знание английского языка. Но часто встречающаяся потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, при котором повышается интерес и мотивация и чувствуется некая свобода ответов для обучающихся. Для плодотворной и активной деятельности учащихся характерны неординарные формы проведения занятий: урок – спектакль, урок – интервью, урок – мюзикл, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Исходя из вышесказанного, цель работы – показать насколько эффективно использование нетрадиционных форм обучению английскому языку в современной школе.
Существуют такие виды нетрадиционных форм обучения английскому языку:
- урок-спектакль;
- урок-интервью;
- урок-праздник;
- урок-игра;
- урок-мюзикл;
- интегрированный урок.
Урок-спектакль
Урок-спектакль является одной из самых продуктивных и эффективных форм обучения английского языка. На уроке учащиеся знакомятся с зарубежной литературой, одновременно пополняя свой словарный запас и развивая свои творческие способности. Затем учащиеся готовятся к театральной постановке, основываясь на одном из прочитанных произведений. Театральная постановка – эффективный метод, при котором учитель видит, насколько учащиеся раскрываются в данной языковой среде, в которой ребенок использует приобретенные навыки и умения. Учащиеся постепенно преодолевают языковой барьер, становясь участником театральной постановки.
Приобретая новую социальную роль, учащиеся вливаются в творческую атмосферу, а учитель, в свою очередь, на время спектакля оставляет свою привычную доминирующую роль в «тени» и превращается в соучастника данного процесса. Однако, именно перед преподавателем стоит сложная и ответственная задача: выбор и презентация аутентичной литературы и явлений культуры, на основе которой в дальнейшем будет строиться театрализованное представление.
Урок-интервью
Учащиеся в зависимости от поставленной задачи или темы беседы, раскрывают её основную сущность. Данная форма требует тщательной подготовки, рекомендации учителя по составлению вопросов по той или иной теме. Подготовка и проведение урока такого типа повышает мотивацию учащихся к дальнейшему изучению английского языка, способствует углублению знаний и словарного запаса, работая с различными источниками.
Урок-праздник
Урок-праздник – форма урока, которая расширяет знания о культуре, обычаях и традициях разных стран. На таком уроке учащиеся плодотворно изучают интересный материал, пополняя свой словарный запас. Учитель знакомит учащихся с культурой разных стран, что эффективно повышает интерес к изучению английского языка.
Урок-игра
На таком типе урока обязательно должны быть поставлены цель и задачи, чтобы иметь представление, для чего направлены все усилия. Игры, применяемые на уроке английского языка, развивают воображение, сообразительность, творческие способности, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. Игра повышает интерес и мотивацию и формирует положительное отношение к изучению английского языка.
Урок-мюзикл
Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран. Всем известно, что в Древней Греции большинство текстов разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. В российских школах так же это практикуется, например, в изучении падежей в русском языке. Так же можно сказать и об Индии, где школьники учат наизусть азбуку и арифметику с помощью пения.
Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, раскрытию творческих способностей каждого ученика. Пение на уроке-мюзикла создает благоприятную атмосферу, которая снижает усталость и активизирует мыслительные способности. Учащиеся на уроке-мюзикле чувствуют себя спокойнее и свободнее, что положительно влияет на дальнейшее изучении поставленной темы урока.
Интегрированный урок
Данная форма урока заключается в интеграции и обобщении знаний из межпредметных связей. Обобщение гуманитарных знаний, в особенности, популярны. Часто пищей для размышления являются гуманитарные предметы. Так, например, литература. Изучая данный предмет на английском языке, можно решить большее количество поставленных задач на уроке английского языка.
Подводя итог, можно сказать, что традиционные формы урока – вполне необычные и очень нравятся детям, так как на таких уроках чувствуется совсем другая атмосфера, чем на традиционных уроках, на которых учащиеся привыкли делать одно и то же и привыкли к методам, которые наиболее часто используют учителя. Нестандартные уроки английского языка вселяет уверенность и свободу в изучении английского языка. Но не стоит забывать и о традиционных уроках. Нестандартные уроки, они лишь разбавляю те однотипные уроки, которые идут друг за другом. Если применять нетрадиционные формы обучения английскому языку наиболее чаще, то они станут традиционными, что плохо сказывается на их эффективности.
Список литературы
- Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192с.
- Каменецкая Н.П. : науч.-метод. журн. «Инстранные языки в школе» - М.: Министерство образования российской Фелерации. ООО «Методическая мозайка» 2005, Изд. №2 – 112 с.
- Щукин А.Н. «Обучение иностранным языка. Теория и практика» Учебное пособие для преподавателей и студентов.2-е изд., испр.и доп. – М.: Филоматис, 2006г. – 480 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М: Просвещение, 1991. – 287 с.