Последние три года региональная экономика показывает положительные результаты. На фоне высокой ключевой ставки замедляется экономическое развитие российских регионов, но пока не быстро. Гособоронзаказ продолжает играть роль драйвера в некоторых отраслях. Рост экономики во многом объясняется увеличением промышленного производства.
Объем промышленного производства зафиксировал рост на 4,6% в сравнении с данными 2023 года, показывая незначительное улучшение по сравнению с ростом в 4,3%, зафиксированным ранее. Анализируя отраслевую структуру промышленности, стоит отметить убыль в секторе экстракции полезных ископаемых, где сокращение составило 0,9% в годовом исчислении, а также в сфере водоснабжения, канализации, аккумуляции и очистки сточных вод, управления отходами и санации, показав спад на 0,1%. В то же время обрабатывающая промышленность, а также сектора, отвечающие за производство и распределение электроэнергии, газа, пара и кондиционирования воздуха, продемонстрировали значительный взлет, увеличившись на 8,5% и 2,3% соответственно.
В 21 субъекте произошёл спад в объёмах производственной деятельности, обусловленный в основном воздействием международных ограничений на наиболее уязвимые сектора экономики. Это преимущественно коснулось областей, акцентированных на добыче нефти и газа, угольной промышленности и металлургии. Особенно остро снижение затронуло Камчатский край, где падение на 15,9% было вызвано уменьшением улова морепродуктов на фоне предыдущих высоких достижений 2023 года. В то же время, рост производственных показателей зарегистрирован в экономически менее развитых территориях (Курганская область, Кабардино-Балкарская Республика), где произошло увеличение на порядка 25%.
На протяжении двух лет региональные финансы сталкиваются с суммарным дефицитом, что указывает на ухудшение фискальной стабильности по сравнению с 2023 годом. Уровень дефицита в региональных бюджетах углубился, достигнув 0,4 триллиона рублей, что соответствует предварительным прогнозам, озвученным аналитическим агентством в начале 2024 года. Указанный дефицит, в процентном отношении равный 2,4% от общего объема национального дохода, был подчеркнут. В то же время, совокупный профицит бюджетов, показавших положительные итоги, составил 0,3 триллиона рублей, тогда как совокупный дефицит бюджетов с отрицательным балансом достиг 0,7 триллиона рублей. При этом количество регионов, демонстрирующих профицит, увеличилось до 39 по сравнению с 30 годом ранее.
В 2024 году финансовые обязательства региональных бюджетов нарастали быстрее, чем их доходная часть. К примеру, показатели доходов региональных бюджетов к концу 2024 года выросли на 8,7%, тогда как их расходы увеличились на 9,5%. В анализе составляющих доходов региональных бюджетов, наблюдается рост налоговых поступлений и неналоговых доходов (ННД), который составил 13,5% в годовом исчислении. С другой стороны, объем межбюджетных трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета регионам, уменьшился на 6,8% год к году. Значительно также, что несмотря на увеличение ННД, эта динамика показала замедление по сравнению с предшествующим 2023 годом.
Вопреки общему улучшению доходов бюджетов на региональном уровне, проблемы с финансовым обеспечением возникли в 24 субъектах, в основном из-за урезания объемов межбюджетных трансфертов. Специфическая ситуация сложилась в Новгородской и Тюменской областях, а также в Республиках Бурятия и Саха (Якутия), где сокращение доходов произошло как за счет уменьшения налога на прибыль организаций (ННД), так и за счет урезания финансовых поступлений из центрального бюджета. В Кемеровской и Мурманской областях, а также в Республике Хакасия, причиной падения доходов послужило снижение налоговых поступлений по ННД. В то время как расходы бюджетов увеличились в большем числе субъектов по сравнению с приростом доходов, уменьшение расходов зафиксировано всего в 21 регионе. Среди них, в семи субъектах - Херсонская и Запорожская области, Республика Бурятия, Севастополь, Еврейская автономная область, а также Луганская и Донецкая Народные Республики - отмечено сокращение расходов более чем на 10%.
В процессе формирования доходов на уровне региональных бюджетов, межбюджетные трансферты занимают ключевую позицию. Их вклад в общую доходную часть по результатам 2024 года достиг 17,3%, что на 2,9 процентных пункта меньше по сравнению с 2023 годом. В абсолютных значениях эти процессы также отражают уменьшение на 6,8%. Среди различных категорий межбюджетных трансфертов отмечается падение доли дотаций и прочих переводов на 13,6% и 42,4% соответственно. Подобное падение в разделе прочих переводов частично обусловлено переходом к новой схеме выделения ряда трансфертов в форме субсидий с 2024 года. Тем временем, объемы субсидий и субвенций показали рост на 11,3% и 7,9% соответственно. Состав трансфертов претерпел изменения, однако они были несущественны. Преобладающую часть продолжают занимать субсидии, их доля увеличилась на 7,6 процентных пунктов, достигнув 46,7%. Дотации заняли вторую строчку с долей 35,7%, что на 2,8 процентных пункта меньше предыдущего значения. Рост доли субвенций на 1,1 процентных пункта привел их к показателю в 8,0%, в то время как уменьшение других типов межбюджетных трансфертов сократило их долю на 5,9 процентных пунктов, до 9,6%.
Прогресс экономического положения различных регионов будет определяться их адаптационными возможностями к переменам, умением продуктивно распоряжаться наличными ресурсами и притягивать внешние инвестиции. Экономический рост на региональном уровне замедлится. Перспективы развития продолжат различаться среди регионов, при этом секторальная принадлежность остается главным фактором влияния.
В 2025 году разбалансировка региональных бюджетов усилится, регионам необходимо выполнять социальные обязательства, достигать национальные цели. Межбюджетные трансферты, демонстрировавшие снижение в последние два года, навряд ли будут увеличены в 2025-м, а темп роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам замедлится и составит порядка 7–10%. Накопленный запас ликвидности поддержит региональные бюджеты, но, несмотря на это, по итогам года исполнение региональных бюджетов будет с агрегированным дефицитом порядка 0,6 трлн рублей. Источниками финансирования дефицита региональных бюджетов в 2025 году будут остатки средств на счетах, инфраструктурные кредиты, кредиты банков и облигационные займы.
В 2025 году, возможно, произойдет незначительное снижение регионального государственного долга, часть бюджетных кредитов будет списана, часть ИБК, банковских и облигационных займов погашена. Но вместе с тем регионы продолжат привлекать инфраструктурные кредиты, будут выходить на облигационный рынок и рынок банковских кредитов для привлечения рыночного долга в целях покрытия дефицита, несмотря на высокие ставки. Как правило, в начале 2025-го выхода регионов на облигационный рынок ожидать не стоит, периодом высокой активности субфедеральных заемщиков является 2-е полугодие и особенно последние месяцы года. Новых игроков мы навряд ли увидим, а вот традиционных заемщиков – скорее всего, да, что связано в т. ч. с необходимостью погашения и амортизации облигаций (порядка 135 млрд рублей), выпущенных в предыдущие годы, а также погашением бюджетных кредитов в конце года и покрытием дефицита. На облигационный рынок в 2025-м намеревается выйти 21 субъект РФ в соответствии с законами о бюджетах регионов на 2025-й и планируемый период 2026–2027-го, это на один больше, чем годом ранее. Заявленный объем размещений – порядка 525 млрд рублей, почти 30% из которого планирует привлечь Москва. Ожидать выхода на рынок всех заявленных игроков как обычно не стоит, регионы ежегодно в бюджетах закладывают по максимуму, и все будет зависеть от результатов исполнения бюджетов и от потребностей субъектов в деньгах. По оценке агентства, совокупный долг в 2025 году составит порядка 3,1 трлн рублей, долговая нагрузка, возможно, снизится, но не на много и составит примерно 17,4%.
В 2024 году повышенная стоимость капитала не способствовала появлению новых участников в сегменте сделок, ориентированных на экологию, социальную сферу и управление корпоративной устойчивостью (ESG). Тем не менее, региональные власти стали более активно искать возможности для привлечения финансирования посредством выпуска зеленых, социальных и облигаций устойчивого развития. В свете этого ожидается, что 2025 год принесет новых активных участников на рынок ESG-облигаций, включая различные регионы.
Список литературы
- Артамонов, А. Д. Финансовая помощь регионам -исключить все барьеры / А. Д. Артамонов // Бюджет. - 2020. - № 5. - С. 6-12. // ЭБС. - URL: https:// bujet.ru/ article/396809.php (дата обращения: 01.05.2025)
- Игонина Л.Л. Региональные бюджеты в условиях экономической нестабильности // Финансы. – 2021. – № 5 — URL:http://elib.fa.ru/art2021/bv717.pdf(дата обращения: 01.05.2025)
- Электронный бюджет. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ismf/electronic_budget/(дата обращения: 01.05.2025)
- Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 01.05.2025)