РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

32

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (232), Август ‘25

Поделиться

Региональный бюджет и экономика в 2024 году развивались в новой реальности. Регионы по-разному реагировали на происходящие процессы. Дисбаланс в региональных бюджетах усилился на фоне роста стоимости заимствований на долговом рынке, высокой инфляции, снижения цен на уголь и некоторые виды металлургической продукции, сокращения доходов от экспорта газа и нефти, а также напряженности на рынке труда.

Последние три года региональная экономика показывает положительные результаты. На фоне высокой ключевой ставки замедляется экономическое развитие российских регионов, но пока не быстро. Гособоронзаказ продолжает играть роль драйвера в некоторых отраслях. Рост экономики во многом объясняется увеличением промышленного производства.

Объем промышленного производства зафиксировал рост на 4,6% в сравнении с данными 2023 года, показывая незначительное улучшение по сравнению с ростом в 4,3%, зафиксированным ранее. Анализируя отраслевую структуру промышленности, стоит отметить убыль в секторе экстракции полезных ископаемых, где сокращение составило 0,9% в годовом исчислении, а также в сфере водоснабжения, канализации, аккумуляции и очистки сточных вод, управления отходами и санации, показав спад на 0,1%. В то же время обрабатывающая промышленность, а также сектора, отвечающие за производство и распределение электроэнергии, газа, пара и кондиционирования воздуха, продемонстрировали значительный взлет, увеличившись на 8,5% и 2,3% соответственно.

В 21 субъекте произошёл спад в объёмах производственной деятельности, обусловленный в основном воздействием международных ограничений на наиболее уязвимые сектора экономики. Это преимущественно коснулось областей, акцентированных на добыче нефти и газа, угольной промышленности и металлургии. Особенно остро снижение затронуло Камчатский край, где падение на 15,9% было вызвано уменьшением улова морепродуктов на фоне предыдущих высоких достижений 2023 года. В то же время, рост производственных показателей зарегистрирован в экономически менее развитых территориях (Курганская область, Кабардино-Балкарская Республика), где произошло увеличение на порядка 25%.

На протяжении двух лет региональные финансы сталкиваются с суммарным дефицитом, что указывает на ухудшение фискальной стабильности по сравнению с 2023 годом. Уровень дефицита в региональных бюджетах углубился, достигнув 0,4 триллиона рублей, что соответствует предварительным прогнозам, озвученным аналитическим агентством в начале 2024 года. Указанный дефицит, в процентном отношении равный 2,4% от общего объема национального дохода, был подчеркнут. В то же время, совокупный профицит бюджетов, показавших положительные итоги, составил 0,3 триллиона рублей, тогда как совокупный дефицит бюджетов с отрицательным балансом достиг 0,7 триллиона рублей. При этом количество регионов, демонстрирующих профицит, увеличилось до 39 по сравнению с 30 годом ранее.

В 2024 году финансовые обязательства региональных бюджетов нарастали быстрее, чем их доходная часть. К примеру, показатели доходов региональных бюджетов к концу 2024 года выросли на 8,7%, тогда как их расходы увеличились на 9,5%. В анализе составляющих доходов региональных бюджетов, наблюдается рост налоговых поступлений и неналоговых доходов (ННД), который составил 13,5% в годовом исчислении. С другой стороны, объем межбюджетных трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета регионам, уменьшился на 6,8% год к году. Значительно также, что несмотря на увеличение ННД, эта динамика показала замедление по сравнению с предшествующим 2023 годом.

Вопреки общему улучшению доходов бюджетов на региональном уровне, проблемы с финансовым обеспечением возникли в 24 субъектах, в основном из-за урезания объемов межбюджетных трансфертов. Специфическая ситуация сложилась в Новгородской и Тюменской областях, а также в Республиках Бурятия и Саха (Якутия), где сокращение доходов произошло как за счет уменьшения налога на прибыль организаций (ННД), так и за счет урезания финансовых поступлений из центрального бюджета. В Кемеровской и Мурманской областях, а также в Республике Хакасия, причиной падения доходов послужило снижение налоговых поступлений по ННД. В то время как расходы бюджетов увеличились в большем числе субъектов по сравнению с приростом доходов, уменьшение расходов зафиксировано всего в 21 регионе. Среди них, в семи субъектах - Херсонская и Запорожская области, Республика Бурятия, Севастополь, Еврейская автономная область, а также Луганская и Донецкая Народные Республики - отмечено сокращение расходов более чем на 10%.

В процессе формирования доходов на уровне региональных бюджетов, межбюджетные трансферты занимают ключевую позицию. Их вклад в общую доходную часть по результатам 2024 года достиг 17,3%, что на 2,9 процентных пункта меньше по сравнению с 2023 годом. В абсолютных значениях эти процессы также отражают уменьшение на 6,8%. Среди различных категорий межбюджетных трансфертов отмечается падение доли дотаций и прочих переводов на 13,6% и 42,4% соответственно. Подобное падение в разделе прочих переводов частично обусловлено переходом к новой схеме выделения ряда трансфертов в форме субсидий с 2024 года. Тем временем, объемы субсидий и субвенций показали рост на 11,3% и 7,9% соответственно. Состав трансфертов претерпел изменения, однако они были несущественны. Преобладающую часть продолжают занимать субсидии, их доля увеличилась на 7,6 процентных пунктов, достигнув 46,7%. Дотации заняли вторую строчку с долей 35,7%, что на 2,8 процентных пункта меньше предыдущего значения. Рост доли субвенций на 1,1 процентных пункта привел их к показателю в 8,0%, в то время как уменьшение других типов межбюджетных трансфертов сократило их долю на 5,9 процентных пунктов, до 9,6%.

Прогресс экономического положения различных регионов будет определяться их адаптационными возможностями к переменам, умением продуктивно распоряжаться наличными ресурсами и притягивать внешние инвестиции. Экономический рост на региональном уровне замедлится. Перспективы развития продолжат различаться среди регионов, при этом секторальная принадлежность остается главным фактором влияния.

В 2025 году разбалансировка региональных бюджетов усилится, регионам необходимо выполнять социальные обязательства, достигать национальные цели. Межбюджетные трансферты, демонстрировавшие снижение в последние два года, навряд ли будут увеличены в 2025-м, а темп роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам замедлится и составит порядка 7–10%. Накопленный запас ликвидности поддержит региональные бюджеты, но, несмотря на это, по итогам года исполнение региональных бюджетов будет с агрегированным дефицитом порядка 0,6 трлн рублей. Источниками финансирования дефицита региональных бюджетов в 2025 году будут остатки средств на счетах, инфраструктурные кредиты, кредиты банков и облигационные займы.

В 2025 году, возможно, произойдет незначительное снижение регионального государственного долга, часть бюджетных кредитов будет списана, часть ИБК, банковских и облигационных займов погашена. Но вместе с тем регионы продолжат привлекать инфраструктурные кредиты, будут выходить на облигационный рынок и рынок банковских кредитов для привлечения рыночного долга в целях покрытия дефицита, несмотря на высокие ставки. Как правило, в начале 2025-го выхода регионов на облигационный рынок ожидать не стоит, периодом высокой активности субфедеральных заемщиков является 2-е полугодие и особенно последние месяцы года. Новых игроков мы навряд ли увидим, а вот традиционных заемщиков – скорее всего, да, что связано в т. ч. с необходимостью погашения и амортизации облигаций (порядка 135 млрд рублей), выпущенных в предыдущие годы, а также погашением бюджетных кредитов в конце года и покрытием дефицита. На облигационный рынок в 2025-м намеревается выйти 21 субъект РФ в соответствии с законами о бюджетах регионов на 2025-й и планируемый период 2026–2027-го, это на один больше, чем годом ранее. Заявленный объем размещений – порядка 525 млрд рублей, почти 30% из которого планирует привлечь Москва. Ожидать выхода на рынок всех заявленных игроков как обычно не стоит, регионы ежегодно в бюджетах закладывают по максимуму, и все будет зависеть от результатов исполнения бюджетов и от потребностей субъектов в деньгах. По оценке агентства, совокупный долг в 2025 году составит порядка 3,1 трлн рублей, долговая нагрузка, возможно, снизится, но не на много и составит примерно 17,4%.

В 2024 году повышенная стоимость капитала не способствовала появлению новых участников в сегменте сделок, ориентированных на экологию, социальную сферу и управление корпоративной устойчивостью (ESG). Тем не менее, региональные власти стали более активно искать возможности для привлечения финансирования посредством выпуска зеленых, социальных и облигаций устойчивого развития. В свете этого ожидается, что 2025 год принесет новых активных участников на рынок ESG-облигаций, включая различные регионы.

Список литературы

  1. Артамонов, А. Д. Финансовая помощь регионам -исключить все барьеры / А. Д. Артамонов // Бюджет. - 2020. - № 5. - С. 6-12. // ЭБС. - URL: https:// bujet.ru/ article/396809.php (дата обращения: 01.05.2025)
  2. Игонина Л.Л. Региональные бюджеты в условиях экономической нестабильности // Финансы. – 2021. – № 5 — URL:http://elib.fa.ru/art2021/bv717.pdf(дата обращения: 01.05.2025)
  3. Электронный бюджет. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ismf/electronic_budget/(дата обращения: 01.05.2025)
  4. Счетная палата Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 01.05.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее