ПОЧЕМУ ИИ НЕ ЗАМЕНЯЕТ, А ДОПОЛНЯЕТ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

ПОЧЕМУ ИИ НЕ ЗАМЕНЯЕТ, А ДОПОЛНЯЕТ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

50

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (232), Август ‘25

Поделиться

Искусственный интеллект дополняет и расширяет функции преподавателя, освобождая его от повторяющихся обязанностей, ускоряя анализ информации и способствуя индивидуализации учебного процесса. Тем не менее, педагог по-прежнему играет незаменимую роль наставника, вдохновителя, воспитателя и хранителя человеческих ценностей.

Современная педагогика переживает значительную трансформацию, связанной с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ). Сегодня ИИ становится неотъемлемой частью образовательной среды, открывая новые горизонты как для учителей, так и для учеников. Рост объёма образовательных данных, развитие персонализированных подходов и появление новых цифровых инструментов преобразуют роль педагога и структуру обучения в целом. [1] [3] [5]

Искусственный интеллект (ИИ) не заменяет учителя, а именно дополняет его роль по нескольким ключевым причинам:

1. Человеческий фактор и эмоциональный интеллект

ИИ способен анализировать данные, давать рекомендации, помогать с организацией и автоматизацией, однако он не обладает настоящим эмоциональным интеллектом. Только учитель может распознать нюансы поведения, поддержать слова ученика или мотивировать к обучению на глубоком личностном уровне. Эмпатия, умение выстраивать доверительные отношения и адаптировать подход под характер класса — сфера, в которой машина всё ещё уступает человеку.

2. Наставничество и социализация

В школе и вузе преподаватель — не только источник знаний, но и наставник, пример, модератор дискуссий. Он способствует формированию ценностей, командной работе, развивает коммуникативные навыки и критическое мышление. Эти задачи основаны на живом общении и сложных социальных взаимодействиях, которые ИИ пока не способен полноценно обеспечить.

3. Индивидуализация и осознанный выбор

ИИ может рекомендовать упражнения или объяснить сложную тему альтернативным способом, но именно учитель способен увидеть, когда и почему ученик утратил интерес или столкнулся с мотивационным барьером. Учитель помогает выбрать образовательную стратегию, учитывая не только тесты и алгоритмы, но и жизненные обстоятельства, психологическое состояние, личные потребности.

4. Этическая ответственность и воспитание

Образование — это не только обучение знаниям, но и воспитание личности. Учителя отвечают за формирование этических ориентиров, умения различать добро и зло, принимать решения в сложных жизненных ситуациях. ИИ может поддерживать образовательный процесс, но ответственность за моральное развитие учеников по-прежнему лежит на человеке.

5. Совместное творчество и гибкость

В классе часто возникают непредсказуемые ситуации, требующие гибкой реакции и творческого подхода. Только учитель может перестроить план урока «на лету», провести живую дискуссию, вовлечь класс в исследовательский или творческий проект — и передать вдохновение, живой опыт и страсть к делу. [4]

ИИ значительно расширяет инструментарий учителя: автоматизирует рутинные задачи, быстро обрабатывает информацию, предоставляет данные для персонализации обучения и поддерживает принятие решений. Тем не менее, человеческий фактор, эмоциональная поддержка, гибкость и этическая составляющая обучения остаются прерогативой педагога. Искусственный интеллект — это не замена, а надёжный помощник, позволяющий учителю максимально раскрыть свой потенциал и сосредоточиться на самом важном — взаимодействии с учениками и формировании полноценной личности. [2]

Таким образом, ИИ усиливает и расширяет возможности учителя, снимая с него рутинные задачи, быстро обрабатывая данные и помогая персонализировать обучение. Однако роль педагога как наставника, мотиватора, воспитателя и носителя человеческих ценностей остаётся критически важной и незаменимой.

Список литературы

  1. Как искусственный интеллект в образовании меняет классы / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://learningsciences.smu.edu/blog/artificial-intelligence-in-education (дата обращения: 03.08.2025)
  2. ИИ для преподавателей: 5 способов улучшить преподавание с помощью ИИ / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://founderz.com/blog/ai-for-teachers-5-ways-ai-can-improve-teaching/ (дата обращения: 03.08.2025)
  3. Преимущества использования ИИ в образовании / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://courses.sberuniversity.ru/ai-education/2/1 (дата обращения: 03.08.2025)
  4. Применение технологий искусственного интеллекта в образовании / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://roscongress.org/materials/primenenie-tekhnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.perplexity.ai%2F (дата обращения: 03.08.2025)
  5. Искусственный интеллект в образовании: эволюция, направления и перспективы / [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://rsv.ru/blog/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-evolyucziya-napravleniya-i-perspektivy/ (дата обращения: 03.08.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее