ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

104

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (41), ноябрь ‘21

Дата публикации 22.11.2021

Поделиться

в статье проанализированы особенности государственного управления в финансово-кредитной сфере на современном этапе, изложены пути совершенствования правовых и организационных аспектов в данной сфере правоотношений.

Государственное управление является универсальной характеристикой деятельности компетентных органов исполнительной власти в конкретных сферах правоотношений.

С точки зрения М. И. Фридмана, финансы - это очень подвижная и текучая область, в которой следует применять особые подходы. Об этом писали в советский период, об этом следует помнить и теперь. «Каждому виду отношений свойственно определенное сочетание властно-организационных и имущественных элементов, а также особые присущие им формы, определяемые содержанием»[1].

Особые формы складываются и в финансовых отношениях, например, закрытие кредитов в случае определенных правонарушений, распоряжение расчетными и текущими счетами для погашения обязательств и так далее[2]. Пример, конечно, уже устарел, но общее положение об особенностях подходов к управлению финансово-кредитной системе  сохранило свою актуальность в настоящее время является очень актуальным и имеет большое социально-экономическое значение, в силу того, что  такое управление является элементом системы государственного управления социально-экономическими процессами.

Государство, как гарант стабильности экономического развития страны, обосновано вырабатывает различные направления по совершенствованию  развития финансовой и кредитной  системы в первую очередь это выражено  в направлении на совершенствование системы отношений, призванных оптимизировать финансовые ресурсы, которые нужны для социально-экономического развития государства[3].

Целью управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Государственное управление в финансово-кредитной сфере осуществляется посредством управления финансовых отношений – доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и др., составляющих объект управления.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, которое заключается в реализации финансово-кредитной политики государства, мобилизации денежных накоплений с целью непрерывного роста национального дохода страны, повышения эффективности производства, решения социальных проблем, укрепления безопасности и обороноспособности страны[4]

В силу своей особой финансовой и социальной значимости для Российской Федерации финансово-кредитной процесс должен отвечать современным требованиям рынка. В фокусе дискуссий оценки показателей  развития финансового инструментария и бизнес-процессов в реальном, финансовом и государственном секторах экономики в настоящее время направлено на поддержание ценовой стабильности в экономике страны. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.

В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, которые являются стратегическим документом, Банк России разъясняет цели, основные принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу[5].

Так, основными принципами государственного управления в финансово-кредитной сфере являются:

- установление постоянно действующей количественной цели по инфляции (Банк России устанавливается публично размер инфляции – 4%);

- применение ключевой ставки и инфляции как инструментов денежно-кредитной политики;

-применение широкого круга информации на основе макроэкономического прогноза при принятии государством решений по денежно-кредитной политике

- информационная открытость, нейтральная процентная ставка[6].

Можно выделить следующие основные направления совершенствования государственного управления в финансово-кредитной сфере:  

- формирование эффективных механизмов для обеспечения исполнения федерального, региональных и местных бюджетов по доходам, создание условий для развития предпринимательства, формирующих доход отраслей;  

- обеспечение, посредством инструментов финансовой и налоговой политики, благоприятных условий для развития предпринимательства, профильных отраслей народного хозяйства;  

- работа с «внешней средой» в области привлечения крупных инвесторов в субъекты РФ для развития ключевых отраслей хозяйства;  

- совершенствование механизмов контроля над использованием бюджетных средств как на стадии исполнения, так и на стадии формирования проектов, привлечение экспертов в области финансового менеджмента, учебных заведений к анализу проектов, предназначенных для бюджетного финансирования;  

- повышение кадрового и информационного потенциала органов государственного финансового управления;

- правовое регулирование финансово-кредитной сферы, путем издания нормативно-правовых актов;

- денежно-кредитная политика, контроль за кредитной ставкой, налоговая политика. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика, которая  является составной  частью  социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи направлены на комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы.

Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. При внешней «нормальности» 2021 год воспринимается как исключительный, посткризисный, что выражается в низких доходах в силу сокращения экономики и высоких антикризисных расходах. Чтобы нарастить финансирование приоритетных направлений (национальная экономика, социальная политика, здравоохранение), правительству необходимо пойти на 10-процентную оптимизацию всех незащищенных статей бюджета в течение трех лет, пропуск индексации окладов чиновников в 2021 году и сокращение на 5% госпрограммы вооружений.

Что же касается денежно-кредитной политики, то прежде всего это преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики: реструктуризация банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу; усиление таможенного контроля.

Также следует отметить, что большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования.

Таким образом, можно сделать вывод, государственное управление в финансово-кредитной сфере основано на базовом сценарии развития экономики страны, который заключается в замедлении роста мировой экономики, снижении уровня цен на нефть до 50 долларов США за один баррель, сохранение введенных в отношении РФ мировых санкций, ускорение темпов роста экономики до 1,5-2%.  

Эффективная финансово-кредитная политика в современных условиях является первостепенной задачей страны.  В настоящее время реализующей направления, меры, программы и инструменты  в  финансовой кредитной сфере  является особый публично-правовой институт России,  это главный банк первого уровня осуществляющим государственное управление .Главной целью которого является поддержание инфляции на уровне 4%.

Список литературы

  1. Административное право России. Особенная часть: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция» / под ред. С. А. Старостина. – М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2012. – 516 с. ISBN 978-5-16-005241-0.
  2. Дмитриев А. Л. Ученый финансист М. И. Фридман и его библиотека. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического универсиета, 2015. C. 48.
  3. Кергилов, Е. А. Управление государственными финансами / Е. А. Кергилов // Молодой ученый. - 2017. - № 10 (144). - С. 244 246.
  4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019) // Вестник Банка России. - 2019. -№ 77-78.
  5. Рыбасова, М. В. Государство, как гарант стабильности экономического развития страны / М. В. Рыбасова // Terra Economicus. - 2018. - № 3. - С. 124 - 127.
  6. Халфина, Р. О. Право как средство социального управления / Р. О. Халфина. - М.: Наука, 1988. – 320 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее