Государственное управление является универсальной характеристикой деятельности компетентных органов исполнительной власти в конкретных сферах правоотношений.
С точки зрения М. И. Фридмана, финансы - это очень подвижная и текучая область, в которой следует применять особые подходы. Об этом писали в советский период, об этом следует помнить и теперь. «Каждому виду отношений свойственно определенное сочетание властно-организационных и имущественных элементов, а также особые присущие им формы, определяемые содержанием»[1].
Особые формы складываются и в финансовых отношениях, например, закрытие кредитов в случае определенных правонарушений, распоряжение расчетными и текущими счетами для погашения обязательств и так далее[2]. Пример, конечно, уже устарел, но общее положение об особенностях подходов к управлению финансово-кредитной системе сохранило свою актуальность в настоящее время является очень актуальным и имеет большое социально-экономическое значение, в силу того, что такое управление является элементом системы государственного управления социально-экономическими процессами.
Государство, как гарант стабильности экономического развития страны, обосновано вырабатывает различные направления по совершенствованию развития финансовой и кредитной системы в первую очередь это выражено в направлении на совершенствование системы отношений, призванных оптимизировать финансовые ресурсы, которые нужны для социально-экономического развития государства[3].
Целью управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Государственное управление в финансово-кредитной сфере осуществляется посредством управления финансовых отношений – доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и др., составляющих объект управления.
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, которое заключается в реализации финансово-кредитной политики государства, мобилизации денежных накоплений с целью непрерывного роста национального дохода страны, повышения эффективности производства, решения социальных проблем, укрепления безопасности и обороноспособности страны[4]
В силу своей особой финансовой и социальной значимости для Российской Федерации финансово-кредитной процесс должен отвечать современным требованиям рынка. В фокусе дискуссий оценки показателей развития финансового инструментария и бизнес-процессов в реальном, финансовом и государственном секторах экономики в настоящее время направлено на поддержание ценовой стабильности в экономике страны. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.
В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, которые являются стратегическим документом, Банк России разъясняет цели, основные принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу[5].
Так, основными принципами государственного управления в финансово-кредитной сфере являются:
- установление постоянно действующей количественной цели по инфляции (Банк России устанавливается публично размер инфляции – 4%);
- применение ключевой ставки и инфляции как инструментов денежно-кредитной политики;
-применение широкого круга информации на основе макроэкономического прогноза при принятии государством решений по денежно-кредитной политике
- информационная открытость, нейтральная процентная ставка[6].
Можно выделить следующие основные направления совершенствования государственного управления в финансово-кредитной сфере:
- формирование эффективных механизмов для обеспечения исполнения федерального, региональных и местных бюджетов по доходам, создание условий для развития предпринимательства, формирующих доход отраслей;
- обеспечение, посредством инструментов финансовой и налоговой политики, благоприятных условий для развития предпринимательства, профильных отраслей народного хозяйства;
- работа с «внешней средой» в области привлечения крупных инвесторов в субъекты РФ для развития ключевых отраслей хозяйства;
- совершенствование механизмов контроля над использованием бюджетных средств как на стадии исполнения, так и на стадии формирования проектов, привлечение экспертов в области финансового менеджмента, учебных заведений к анализу проектов, предназначенных для бюджетного финансирования;
- повышение кадрового и информационного потенциала органов государственного финансового управления;
- правовое регулирование финансово-кредитной сферы, путем издания нормативно-правовых актов;
- денежно-кредитная политика, контроль за кредитной ставкой, налоговая политика. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика, которая является составной частью социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи направлены на комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы.
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. При внешней «нормальности» 2021 год воспринимается как исключительный, посткризисный, что выражается в низких доходах в силу сокращения экономики и высоких антикризисных расходах. Чтобы нарастить финансирование приоритетных направлений (национальная экономика, социальная политика, здравоохранение), правительству необходимо пойти на 10-процентную оптимизацию всех незащищенных статей бюджета в течение трех лет, пропуск индексации окладов чиновников в 2021 году и сокращение на 5% госпрограммы вооружений.
Что же касается денежно-кредитной политики, то прежде всего это преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики: реструктуризация банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу; усиление таможенного контроля.
Также следует отметить, что большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования.
Таким образом, можно сделать вывод, государственное управление в финансово-кредитной сфере основано на базовом сценарии развития экономики страны, который заключается в замедлении роста мировой экономики, снижении уровня цен на нефть до 50 долларов США за один баррель, сохранение введенных в отношении РФ мировых санкций, ускорение темпов роста экономики до 1,5-2%.
Эффективная финансово-кредитная политика в современных условиях является первостепенной задачей страны. В настоящее время реализующей направления, меры, программы и инструменты в финансовой кредитной сфере является особый публично-правовой институт России, это главный банк первого уровня осуществляющим государственное управление .Главной целью которого является поддержание инфляции на уровне 4%.
Список литературы
- Административное право России. Особенная часть: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция» / под ред. С. А. Старостина. – М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2012. – 516 с. ISBN 978-5-16-005241-0.
- Дмитриев А. Л. Ученый финансист М. И. Фридман и его библиотека. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического универсиета, 2015. C. 48.
- Кергилов, Е. А. Управление государственными финансами / Е. А. Кергилов // Молодой ученый. - 2017. - № 10 (144). - С. 244 246.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019) // Вестник Банка России. - 2019. -№ 77-78.
- Рыбасова, М. В. Государство, как гарант стабильности экономического развития страны / М. В. Рыбасова // Terra Economicus. - 2018. - № 3. - С. 124 - 127.
- Халфина, Р. О. Право как средство социального управления / Р. О. Халфина. - М.: Наука, 1988. – 320 с.