Современное экономическое образование требует активного внедрения практико-ориентированных методов обучения. Одним из таких является кейс-метод, который особенно эффективен при изучении тем, связанных с анализом доходов, прибыли и рентабельности предприятий.
Целью исследования стало показать эффективность использования кейс-метода как средства формирования практических навыков и профессиональных компетенций у студентов при изучении экономических дисциплин.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть методические подходы к организации кейс-заданий;
2) определить педагогические эффекты внедрения кейс-метода;
3) представить примеры анализа кейсов и обоснование верных решений.
Современное экономическое образование требует активного внедрения практико-ориентированных методов обучения. Одним из таких является кейс-метод, который особенно эффективен при изучении тем, связанных с анализом доходов, прибыли и рентабельности предприятий.
Кейс – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т.д. [1]
Кейс-метод позволяет студентам практиковаться в принятии решений в различных ситуациях, что полезно в будущей профессиональной деятельности менеджера по продажам. Основным преимуществом является применение теоретических знаний на практике, закрепление изученного материала. Кроме того, кейс-метод может помочь студентам развить навыки коммуникации и работы в команде.
Основным преимуществом является применение теоретических знаний на практике, закрепление изученного материала. Кроме того, кейс-метод может помочь студентам развить навыки коммуникации и работы в команде.
В методической разработке занятия приведены два кейса, оба основаны на моделировании реальных производственно-коммерческих ситуаций:
Кейс №1: Компания А закупает качественное сырьё за 100 руб., перерабатывает за 20 руб. и продаёт готовый товар за 150 руб. (прибыль — 30 руб./шт). Девиз — «Стабильное качество, стабильные поставки».
Компания Б работает в другом сегменте: закупает сырьё за 50 руб., перерабатывает за 20 руб. и продаёт за 100 руб. (та же прибыль — 30 руб./шт). Девиз — «Лучшая цена!». Внешне товары не различаются.
Компания А получила сверхплановые заказы, но сырья на них не хватает.
Проблемная задача: Как должен поступить директор компании А?
Методы: Частично-поисковый
Гипотезы:
1) Отказаться от сверхплановых заказов – сохранить качество, но нарушить обещание стабильных поставок;
2) Закупить у компании Б сырьё за 70 руб., получив большую прибыль (60 руб.), но потерять стабильность качества;
3) Закупить готовую продукцию у компании Б за 90 руб. и продавать под своим брендом – прибыль 60 руб., но ещё больший риск для репутации.
Выводы: Правильный вариант ответа – 1.
Доказательство гипотезы: Компаниям важно сохранить репутацию и место на рынке, директор компании А должен отказаться от сверхплановых заказов, сохраняя качество. В будущем стоит заранее закупать больше сырья для готовности к росту спроса.
Кейс №2: В I квартале произведено 100 изделий, во II – на 5% больше, в III – на 2% меньше, чем в I. Постоянные затраты – 1000 руб., что составляет 12%, 14% и 10% от себестоимости в I, II и III кварталах соответственно. Цена продукции: I кв. – 104 руб., II – 112 руб., III – 100 руб.
Проблемная задача: Что можно сказать об эффективности работы предприятия?
Методы: Частично-поисковый
Гипотезы:
1) Работа эффективна – рентабельность положительная и выше 50%;
2) Работа неэффективна – рентабельность отрицательна;
3) Работа нестабильна – рентабельность меняется, бывают провалы из-за несоответствия объемов поставок.
Выводы: Правильный ответ – 3.
Доказательство гипотезы: Рентабельность положительна в первых двух кварталах (свыше 50% только во II), но отрицательна в III, что указывает на нестабильность предприятия.
Методическая ценность:
- Развитие экономического мышления за счёт поиска решений;
- Формирование профессиональных качеств: ответственности, самостоятельности, коммуникации;
- Привязка теории к практике, что особенно важно для подготовки менеджеров и экономистов.
Таким образом, кейс-метод не только обеспечивает усвоение учебного материала, но и приближает учебный процесс к реальным условиям профессиональной деятельности.
Список литературы
- Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны // Changellenge: сайт. – URL: https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/#chto_takoe_case
- Глассарий: Экономика // Economics.niv: сайт. – URL: http://economics.niv.ru/doc/dictionary/economyglossary/index.htm