КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МИСТИЦИЗМА (НА ОСНОВЕ КНИГИ «ОНТОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА» АЛИ АМИНИНЕЖАД)

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МИСТИЦИЗМА (НА ОСНОВЕ КНИГИ «ОНТОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА» АЛИ АМИНИНЕЖАД)

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (232), Август ‘25

Поделиться

В статье речь идет об исламском мистицизме изложенный в исследовании современного иранского исследователя Али Амининажад, «Онтология исламского мистицизма». Исследование привлекло наше внимание по ряду своих особенностей, а именно тем, что автор рассматривает вопросы, связанные с онтологией исламского мистицизма подробно конкретно, без всякой излишней интерпретаций и объяснений, который довольно часто встречается в других исследованиях. Согласно Али Амининежад, особенностью суфизма является то, что «Исламский мистицизм (ирфан) сыграл важную роль в истории исламской мысли и культуры. Данный мистицизм имеет коренную общность с такими основными мировыми мистическими учениями, как индийское и христианское. Но формировавшийся, укоренившийся и развивавшийся в среде исламского шариата, он приобрел фундаментальные особенности, которые отличают его от других мистических учений. Согласно автору, «для того, чтобы приступить к изложению вопросов данной книги, необходимо знакомство с исламской философией, и особенно с трансцендентной философией (хикмати мута’алиййа) Мулла Садры» и предупреждает, что для лиц, вовсе не знакомых с исламским мистицизмом и, особенно, с теоретическим мистицизмом, самостоятельное изучение данной книги представляется почти невозможным. Перевод этого исследования на русский язык, осуществленный таджикским исследователем мистицизма Махшуловым М. оригинален и превосходит другие переводы четкостью, научностью, изящностью и точностью. Исламский мистицизм, до достижения своей точки апогея, миновал различные этапы, обретший в ходе своей эволюции многочисленные ответвления, такие как практический мистицизм (ирфани амали), теоретический мистицизм (ирфани назари), литературный мистицизм (ирфани адаби), воспитательный мистицизм (ирфани тарбийати), каждый из которых составляет значительную часть совокупности исламского мистического наследия. Считаем целесообразным рассмотреть различные периоды и этапы становления этой же ветви, то есть теоретического мистицизма в контексте истории существования всего исламского мистицизма.

С одной точки зрения теоретический мистицизм миновал четыре этапа своей эволюции: «корни», «возникновение и распространение», «научное формирование, упорядочение и текстовое составление» и, наконец, этап «доказуемости». И каждый из этих этапов вкратце нами будет комментирован.

1. Этап корней.

Исламский мистицизм вначале преимущественно обладал практическим аспектом, с преобладанием аскетизма (зухд) и поклонения (ибодат). Преобладание практического подхода к исламскому мистицизму продолжалось до VI (XII н.э.) века и подобное обстоятельство привело к полноценному развитию и расцвету практического мистицизма и составлению уникальных сборников в этой части исламского мистицизма, апогей этого процесса можно наблюдать в книге Хваджы ‘Абдаллаха Ансари (умер в 481 / 1088 г.) Маназил ас-соирин («Привалы путников»). 

Но с самого начала и в результате духовных усердий (муджахидат-и нафсани) и внутренних устремлений постепенно странствующие на пути Истины (суфии) сделали новые открытия, возникли новые знания и истинные навыки. И постепенно появились великие личности, которые наряду с суфийскими практическими предписаниями, в разрозненной форме стали описывать открывающиеся им истины. Поэтому в области монотеистического познания и гностических терминологий переданы множество высказываний таких видных мистиков как Рабиа Адавийа (умерла в 185 / 801 г.), Шакик Балхи (умер в 194 / 809 г.), Маруф Кархи (умер в 200 / 815 г.), Зу-н-Нун Мисри (умер в 245 / 859 г.), Байазид Бистами (умер в 261 / 874 г.), Абу Саид Харраз (умер в 279 / 892 г.), Сахл Тустари (умер в 283 / 896 г.), Джунайд Багдади (умер в 297 / 909 г.) и особенно Хусайн бин Мансур Халладж (умер в 306 / 918 г.). Даже сохранились трактаты и иные произведения некоторых из этих суфиев, которые служат явным доказательством их вклада в развитии мистицизма и гностических представлений [7,85]. На этой основе, начиная с третьего столетия хиджри (IX века н.э.) мы окажемся лицом к лицу с важными книгами, часть из которых посвящена разяснению монотеистического гностицизма и иным вопросам. 

В книге Абу Насра Сарраджа Туси (умер в 378 / 988 г.) ал-Лума («Самое блистательное»), которая считается первой книгой энциклопедического характера в исламском мистицизме и одним из самых важных произведений мистиков, оказавшее заметное воздействие на произведения последующих поколений; в книге ат-Таарруф («Представление») Калабади (умер в 380 / 990 г.), а также в книге Абу Талиба Макки (умер в 386 / 996 г.) Кут ал-кулуб («Пища для сердец») отдельные части посвящены разъяснению гностических вопросов [8, 19].

С течением времени изложений изысканных смыслов, прекрасных текстов и пересказ гностических тайн становится все больше. Данный вопрос отчетливо прослеживается, например, в произведениях Абу Хамида Мухаммада Газали (умер в 505 / 1111 г.), Айн ал-Кудата Хамадани (умер в 525 / 1130 г.), Рузбихана Бакли (умер в 606 / 1209) и других авторов. 

Но, вместе с тем, к этому моменту пока еще не формировалась наука, которая занималась бы исключительно вопросами гностицизма и изложением реальных онтологических вопросов. В это время вся имеющаяся в этом плане литература была посвящена смешанному изложению элементов научного (теоретического) и практического мистицизма в процессе рассмотрения многочисленных вопросов практического мистицизма и соответствующих практических предписаний. 

2. Этап возникновения и распространения.

В VII веке хиджри (XIII веке н.э.) появляется Мухйи ад-дин бин Араби (умер в 638 / 1240 г.). С появлением этой великой личности теоретический мистицизм (ирфани назари) входит в этап «возникновения и развития». Причина подобного названия заключается в том, что с приходом Ибн Араби теоретический мистицизм обрел самостоятельную жизнь, стал выдвигаться совершенно отдельно от практического мистицизма, были созданы все необходимые критерии для написания книг, в которых рассматривались только вопросы теоретического мистицизма; эти критерии были всесторонне разработаны и распространены самим Ибн Араби; им были изложены все основные принципы, необходимые элементы, ответвления и результаты теоретического мистицизма. 

Мухйи ад-дин Мухаммад бин Али бин Араби был из числа потомков Хатима Тайи и уроженцем испанской Андалузии. Хотя он родился в 560 году лунный хиджри (1164 н. э.) и провел почти четыре десятилетия своей жизни в VI веке (хиджри), тем не менее, основные его труды относятся к VII веку. Ибо во время посещения Священной Мекки он переживает процесс мистического наития и откровения, описание которых потребовало тридцать лет – от 599 по 629 гг. (1202 – 1232 н. э.). Данную свою монографию он назвал Футухат ал-маккиййа («Мекканские откровения»). С учетом заслуживающих внимания соображений он второй экземпляр своей книги с некоторыми дополнениями написал с 632 по 636 гг. (1234-1288 н. э.), и завершил ее за два года до своей кончины.

Футухат ал-маккиййа – это грандиозный энциклопедический труд по мистицизму, в котором подробно изложены вопросы теоретического и практического мистицизма. И, несмотря на наличие некоторых трудностей в нем, данный труд является уникальным произведением, равного которому по всему мистическому наследию найти невозможно. В ней выдвинуты такие –рассуждения, которые не встречаются ни в одном другом произведении. 

Другой книгой Ибн Араби является Фусус ал-хикам («Геммы мудрости»), написанная им в 627 году хиджри (1229 н. э.). Данная книга оказала на будущее развитее теоретического мистицизма больше влияния, чем какая-либо иная книга. И таким образом, что она стала основной опорой при деятельности выдающихся мистиков, живших после Мухйи ад-дина. Несмотря на то, что Мухйиаддином были написаны многочисленные труды, общее количество которых по подсчету некоторых авторов превышает 500 или даже 900 наименований книг и трактатов, тем не менее, никакая другая его работа по своей значимости не равняется двум вышеназванным книгам. В этих двух книгах и других произведениях Мухйиаддина рассмотрены все мистические вопросы и то, что нам известно из области теоретического мистицизма. [11, љ. 2]

Конечно, мы не пытаемся утверждать, что высказывания Мухйиаддина невозможно найти в произведениях его предшественников. Мы хотим отметить, что его деятельности присуще беспрецедентное преимущество: во-первых, в поле его зрения находится вся история мистицизма, и в его трудах собраны все предшествующие ценности в этой области. Во-вторых, до него соответствующие вопросы излагались разрозненно и не систематично. Но в его школе все реальности и знания, относящиеся к упомянутой области, были собраны в единой и монолитно упорядоченной системе. И таким образом, что каждый вопрос в этой системе занимал свою нишу и обрел отчетливую структуру. Кроме того старания Мухйиаддина и широкий охват его деятельности в области гносеологии, или, говоря мистической терминологией, в поиске «истины» (хакикат), несравнимы с деятельностью прежних мистиков. Иными словами, мистики до VI века хиджри (XII век н. э.) преимущественно выдвигали огромный обем знаний, связанных с тарикатом (мистическим Путем) и с практическим мистицизмом, и в меньшей степени увлекаясь маʻрифатом[1] и теоретическим мистицизмом, то есть хакикатом (истинной реальностью). А в школе Мухйи ад-дина, наряду с изысканными и многочисленными высказываниями относительно практическому мистицизму и мистическому пути (тарикат), был открыт новый этап развития мистицизма. И старания Мухйи ад-дина в области хакиката и теоретического мистицизма беспрецедентны. Абд ар-Рахман Джами[2] (умер в 898 / 1492 г.), верно оценив данную ситуацию, и относительно Мухйиаддина пишет: «Он представляет собой силу для тех, кто признает [концепцию] «единства всего бытия»… и столь огромный обем истин и знаний, которые изложены в его сочинениях, особенно в Фусус ал-хикаме и Футухат ал-маккиййа, невозможно найти у кого-либо из представителей данного течения»[4, 545-547]. Наряду с перечисленными ранее преимуществами трудов Ибн Араби, можно указать также на «сближение мистицизма с философией». Мистическая система Ибн Араби, действительно, схожа с философской системой. Ибо в ней, так же, как и в философии, выдвинуты онтологические вопросы, и разница между этими двумя системами наблюдается только в используемых ими методах. Метод Мухйиаддина главным образом основан на откровении (мукашафа) и созерцании (мушахада), хотя он опирается также и на аргументации и рациональные доводы. Но результаты его созерцаний, которые в языковом выражении изложены в оптимальной структуре, легко можно считать философской системой.

Именно поэтому в трудах Ибн Араби появилась основа для сближения и сочетания мистицизма с философией, а известный в исламской традиции вопрос о несоответствии между разумом и сердцем поблек, и двинулся в сторону соответствия. Далее нами будет доказано, что под воздействием философской системы, возникшей благодаря Садраддина Мухаммада Ширази (Мулла Садра) (умер в 1050 / 1640 г.), мистицизм и философия в значительной степени сблизились между собой. 

3. Этап научного формирования, упорядочения и текстового составления.

Как ранее нами было отмечено, теоретический мистицизм (ирфани назари) возник и получил распространение благодаря стараниям Ибн Араби. Но он является гениальным основателем этой области и, как большинство научных основателей и гениальных личностей, только собрал совокупность принципов, производных моментов и выводов, не обращая внимания на их логическую упорядоченность и актуальную научную структуру. 

После Ибн Араби начинается новый период эволюции теоретического мистицизма, которого мы назвали периодом «научного формирования, упорядочения и текстового составления». Ибо великие ученые-исследователи после Ибн Араби приложили все свои силы для научного упорядочивания накопившего огромного материала, и иногда занимались анализом и комментированием некоторых выдвинутых им терминов, такие как терминологии из Фусус ал-хикама. Таким образом, им были составлены сборники, чтобы тем самим теоретический мистицизм был преподнесен с совершенной научной структурой.

Научное формирование, техническая ковка и логическое упорядочивание теоретического мистицизма суть результатом этого этапа. Но примерно можно сказать, что нет никакого вопроса из этой области, которого невозможно было найти в трудах Ибн Араби. Дело обстоит как раз наоборот, то есть в его произведениях изложены многочисленные вопросы, которые были перенесены в систематизированные труды последующих мистиков. Данный процесс продолжается даже и в наше время. И несмотря на наличие всех ценных мистических произведений, написанных после Ибн Араби, данное обстоятельство само по себе диктует необходимость обращения к его трудам при большинстве исследованиях по вопросам мистицизма. 

В этот период появились великие мистики; и здесь нами будет приведена краткая характеристика наиболее выдающихся из этих мистиков, с представлением важнейших их произведений в области теоретического мистицизма. 

Садр ад-дин Мухаммад бин Исхак Кунави

Кунави родился в 607 году хиджри (1210 г. н. э.) и скончался в 673 году хиджри (1274 г. н. э.). Он был пасынком Мухйиаддина ибн Араби и самим лучшим го учеником. По его же утверждениям в книге Нафахат ал-улухия («Божественное дуновение»), посредством своего учителя и после его смерти он сблизился с сиянием [Божественной] Самости (таджалли-йи Зат) [6, 126]. Эта великая личность, наряду с эзотерическими науками, считается еще и крупным знатоком экзотерических (улуми захири) (не сокровенных) наук и философии. Он имел встречи и беседы с такими выдающимися личностями, как Хваджа Насир ад-дин Туси[3] и Маулана Джалал ад-дин Руми, и благодаря своему высокому научному положению пользовался у них уважением. 

Одна и особенностей Кунави заключается в том, что, глубоко вникая в суть мыслей Ибн Араби, и благодаря своим высоким знаниям в области философии и рациональных наук, он смог представить теоретический мистицизм доказательным методом, слаженно и в строгих научных рамках, разъясняя его предмет, основы и проблематику. Он стремился ответить на волнующие философа вопросы посредством мистических категорий и понятий. Так же, как и Ибн Араби, никогда не отказался от своих духовных созерцаний (шухудат). Но благодаря своим высоким знаниям и таланту в области науки и философии ему удалось представить научные разъяснения своих духовных созерцаний, обосновывая их и с философской точки зрения. 

Подобный философский и онтологический подход к вопросам мистицизма способствовало повышению рационального аспекта его рассуждений и их соответствию философскому видению. Поэтому такая личность как Садр ал-Мутааллихин (Мулла Садра) испытал особое доверие к Кунави и в своих произведениях неоднократно цитирует его. 

Джами в своей книге Нафахат ал-унс («Дуновения дружбы»), говоря о Кунави и его высоком положении, отмечает: «Он выступает критиком высказываний Шейха (Мухйиаддина) [и хорошо понимает суть его слов]. Цель высказываний Шейха относительно вопроса о единстве бытия (вахдат-и вуджуд), в таком виде, чтобы было доступно разуму и соответствовало шариату, без его исследований была бы недоступной» [3, 555].

Большинство мистиков вникали в суть высказываний Мухйи ад-дина посредством разъяснений Кунави. Потому что он наряду с установлением научного порядка и слаженности в вопросах, в каждой области четко излагает смысл высказываний Ибн Араби, и избегает любого поверхностного подхода к ним. Следовательно, его изложения защищены от всякого излишества и полны смыслами. И поэтому он является одним из адептов теоретического мистицизма.

Одним из важных произведений Кунави является Мифтах ал-гайб («Ключи сокровенного»). В этой книге он в точной и изысканной форме излагает краткое содержание теоретического мистицизма. Комментарии к этому произведению изложены в книге Фанари под названием Мисбах ал-унс. 

Другое его сочинение под названием Расаил ан-нусус («Ясные трактаты») также в избранной форме содержит основные принципы и важнейшие компоненты мистических вопросов. Автор в заключительной части этого своего произведения называет его Мифтах мафатих «Фусус ал-Хикам» Ибн Араби («Ключ ключей «Фусус ал-хикама» («Геммы мудростей») Ибн Араби») и в конце своей книги говорит: «Подошли к концу ясные изложения «Мифтаха мафатих ал-Фусус»». Другой важной книгой Кунави считается Китаб ал-фукук («Книга, разбирающая [тайны основ сказанного в «Геммах мудрости»]»), которая фактически представляет собой комментарии к Фусус ал-хикам Ибн Араби и целью которой является разʻяснение трудностей данной книги своего наставника. У него есть другое произведение под названием Нафахат ал-илахиййа («Божественные дуновения»), в котором в форме выразительной прозы основательно изложил свои мистические созерцания (шухудат). Данное произведение имеет важное значение для выяснения духовных стоянок (макамат) автора.

Кунави принадлежат еще два произведения в области мистики и шариата: первое, это Шарх ал-хадис («Комментарии к хадисам»), в котором дается мистическое разъяснение 27 хадисов; и, второе, Тафсири «Фатиха» («Трактовка суры «Открывающая»») или Иджаз ал-байан («Чудесное изложение»), которое по своей сути является уникальным.

К успехам в деятельности Кунави можно соотнести еще и воспитание выдающихся учеников, которые являются комментаторами его трудов и трудов Ибн Араби. Муаййададдин Джанди, Саʻид ад-дин Фаргани, Фахр ад-дин Ираки и Афиф ад-дин Талмасани являются из числа выдающихся воспитанников его школы. 

Муаййад ад-дин Джанди (умер в 691 / 1291 г.). Одним из выдающихся учеников Кунави является Муаядаддин Джанди. Основным его произведением считается Шархи «Фусус ал-хикам» Ибн Араби, которое считается первым официальным комментарием к этой важной книге. 

Джанди, будучи исследователем, отличался высоким научным талантом и обладал даром мистического откровения, то есть он прославился не только как комментатор, и является мистиком и весьма прославленным автором. Его книга Шарх-и «Фусус ал-хикам» считается одной из фундаментальных книг, которая оказала влияние на большинство комментаторов, живших после него. Поэтому Джами относительно этой книги говорит: «Его книга считается первоисточником для всех других комментариев к Фусус ал-хикам. В этой книге содержатся большое количество комментариев, которые в других книгах не встречаются» [3, 556]. 

Саʻид ад-дин Фаргани (умер в 700 / 1300 г.)

Другим учеником Кунави, оказавишим большое влияние на судьбу теоретического мистицизма, является Саидаддин Фаргани. Именно для него и другой группы своих учеников Кунави выполнил персидские комментарии к оде Ибн ал-Фарида[4] ат-Таиййа. А Фаргани, обработав и разʻяснив эти комментарии, на их основе написал свою книгу под названием Машарик ад-дарари («Места восхода ярких звезд»). В этом своем произведении он не передает дословное содержание высказываний своего учителя. Но из самого процесса его рассуждения и рецензии Кунави на данную книгу выясняется, что это - изложение на основе уроков учителя.

Фаргани в предисловии к данным комментариям излагает общий курс теоретического мистицизма, а затем приступает к комментариям к оде ат-Таъиййа. Данное предисловие оказало огромное воздействие на дальнейшую эволюцию исламского мистицизма. Ибо автор излагает взгляд мистика (суфия) на общий порядок системы бытия до того четко и логически обоснованно, что равного по значимости и содержанию изложения нет даже в произведениях самого Кунави. Затем Фаргани излагает данное произведение с некоторыми дополнениями и на арабском языке, называя данное свое изложение Мунтаха ал-мадарик («Высочайшие постижения»). 

К числу наиболее важных работ Фаргани относится введение утвердившихся в исламском мистицизме терминов. Ибн Араби и Кунави при передаче своих мыслей не считали себя обязанным использовать специальную терминологию, и каждый раз в зависимости от ситуации использовали подходящие слова, что иногда привело к искажениям и разночтениям. Фаргани решил эту задачу и ввел основную массу специальных утвердившихся слов. И таким образом, что после его жизни за исключением незначительного числа лиц, таких как Кашани и Кайсари, все мистики стали воспользоваться введенной им специальной терминологией. Например, Са`ин ад-дин Тарка Исфахани в своей книге Тамхид ал-каваид («Подготовка правил») и Фанари в книге Мисбах ал-унс («Светильник дружбы») в процессе разяснения положений и использования терминологии строго следовали указаниям Фаргани. 

Фахр ад-дин Ираки (умер в 688 / 1289 г.)

Фахр ад-дин Ираки – еще один из учеников Кунави. Он был слушателем на уроках Кунави по книге Фусус ал-хикам, по результатам которых написал свою книгу Ламаʻат («Проблески [Божественного]»). Позднее Абд ар-Рахман Джами написал к этой книге комментарии под названием Аша ал-лумаʻат («Лучи проблесков [Божественного]»). 

Афифаддин Талмасани (умер в 690 / 1290 г.)   

Он также является учеником Кунави и автором прекрасных комментарий к книге Хваджы Абдаллаха Ансари Маназил ас-саʻирин («Привалы путников») В свою очередь комментарии Мулла Абд ар-Раззака Кашани выполнены на основе упомянутой его книги. 

Мулла Абд ар-Раззак Кашани (умер в 735 / 1334 г.) 

Наряду со знанием теоретического мистицизма и философии, он обладает даром мистического откровения (кашф). И по его же словам после долгих лет подвижничества и стараний ему открылось «частное единство бытия» (вахдат-и шахсиййа-йи вуджуд) Ибн Араби и истинность этого единства [3, 488]. По этому вопросу между ним и его современником Алауад-Даула Симнани, который был одним из противников концепции «единства бытия», состоялись переписки и споры. В этих письмах Кашани предложил аргументированные ответы относительно ошибочных мнений Симнани в связи с вопросами, которые являются идейной основой теоретического мистицизма и убеждений Ибн Араби. 

Кашани принадлежать многочисленные и важные произведения. В частности, он является автором книги Тафсири таʻвилат («Разъяснение аллегорических комментарий»), переписываемой некоторыми исследователями перу Ибн Араби. Его книги Шарх-и «Фусус ал-хикам», Истилахат ас-суфиййа («Суфийская терминология»), а также его знаменитые комментарии к книге Маназил ас-саʻирин Хваджы Абдаллаха Ансари пользуются среди исследователей широкой популярностью. 

Шейх Дауд Кайсари (умер в 751 / 1350 г.) – одно из влиятельных лиц в области теоретического мистицизма. Он является учеником Кашани и написал великолепные комментарии к книге Фусус ал-хикам, которые считаются учебником для изучения второго этапа теоретического мистицизма. Кайсари перед написанием своих комментариев к книге Фусус ал-хикам сочинил введение из 12 разделов, которое считается одной из лучших книг в области теоретического мистицизма. Садр ал-Мутаʻаллихин (Мулла Садра) уделял вопросам, изложенным в этой книге, огромное внимание. 

Абу Хамид Мухаммад Тарка Исфахани (VIII / XIV век) был философом-перипатетиком, который, говоря словами Сайида Хайдара Амили, из философии примкнул к мистицизму (ирфан), и сочинил в этой области важные произведения. Ибо он рассматривал мистические вопросы через призму философии и внес поправки в кажущиеся подозрительными вопросы мистики.

Перу Абу Хамида принадлежат многочисленные произведения.  Но важнейшим его мистическим произведением является Каваʻид ат-таухид («Правила единобожия»), к которому позднее его внук Саʻинаддин Тарка Исфахани написал комментарии. 

В области духовных и культурных традиций Ибн Араби одним великих мистиков является Сайид Хайдар Амили (умер в 783 / 1381 г.). Им написаны важные произведения, такие как Джами ал-асрар («Свод тайн»), ал-Мухит ал-аʻзам («Величайший свет») и Нас ал-Нусус (Подлинные тексты «Ясных [трактатов]»), который является комментариями к книге Ибн Араби Фусус ал-хикам. Но важнейшей его работой считается полное согласование мистицизма с шиизмом.

Саʻинаддин Али бин Мухаммад Тарка Исфахани (умер в 835 / 1431 г.) – внук Абу Хамида Тарки, и также как свой дед, являлся одним из самых знаменитых философов-перипатетиков, а затем примкнул к мистицизму. Поэтому, также как у деда, у него очень богатый философский язык. Важнейшими его произведениями являются Шарх-и «Фусус ал-хикам» («Комментарии к «Геммам мудрости») и Тамхид ал-Каваид («Подготовка правил»). Поледнее произведение представляет собой комментарии к одноименной книге деда, которая постепенно стала учебником для изучения теоретического ирфана (мистицизма). 

Мухаммад бин Хамза Фанари (умер в 834 / 1430 г.) – один из лучших знатоков теоретического ирфана (мистицизма) и в этом направлении написал множество произведений. И важнейшим его произведением является Мисбах ал-унс («Светильник дружбы»)которое посвящено комментированию книги Садраддина Кунави Мифтах ал-гайб («Ключи сокровенного»). В данной книге широко использованы высказывания и воззрения выдающихся мистиков VII (XIII) века, то есть Ибн Араби, Джанди и, в первую очередь, Кунави и Фаргани. И с одной стороны его и Саʻинаддина Тарка Исфахани работы считаются повторными и более полными разяснениями трудов и терминологий мистиков VII (XIII) века, ибо в VIII (XIV) веке вышеупомянутые Кашани и Кайсари до определенной степени пренебрегали ими. Следовательно, Мисбах ул-унс — это открытые ворота для ознакомления со многими первостепенно важными трудами в области мистики. Именно поэтому данная работа используется в качестве учебника для третьего уровня духовных семинарий в области мистики. 

Абд ар-Рахман Джами (умер в 898 / 1492 г.) - почти последний исследователь, который на указанном этапе сочинил труды в области теоретического мистицизма. Деятельность Джами считается важными по двум аспектам: а) он собрал труды своих предшественников; б) преподнес вопросы теоретического мистицизма в более доступной форме. С этой точки зрения его произведения считаются значимыми, и, конечно, среди его трудов есть и великолепные исследовательские работы. Важнейшими его произведениями в области мистицизма являются: Накд ан-Нусус («Критический анализ «Нусуса»»), ал-Лаваих («Вспышки»), ал-Лавами («Сияния»), Ашиа ал-лумаʻат («Лучи проблесков [Божественного]») и Шарх-и «Фусус ал-хикам» («Комментарии к «Геммам мудрости»).

Необходимо отметить, что каждый исследователь по-разному, подходит к проблеме этапов возникновения и формирования суфизма. Приведем некоторые примеры: Турецкий исследователь Хасан Камиль Йылмаз рассматривая вопрос периодизации истории суфизма рассматривает три основные периоды: Период зухда (отречения от мирского) – период предшествовавший периоду суфизма (период табиъинов и атба-т-табиинов); период суфизма (с конца II века хиджри, когда появились понятия «суфи» и «тасаввуф, который продолжался до возникновения тарикатов и охватывал 3-3,5 века» то есть вемени Джунайд, Баязид, Нури, Халладж); период тариката (с VI/XII х. века – появление Ибн Араби до наших дней) [9, 59-122].

Кныш А. рассматривает 1)возникновение и формирование, когда практика ранних суфиев переходит на мотив бескорыстной любви к Богу, приобретая мистический оттенок (IX в. разработка теории и практики суфизма); 2) легализация ат-тасаввуф и создание «суфийской науки»  (Х-Х1 вв. возникновение «суфийской науки» и появление терминологии для обозначения различных этапов мистического «пути», душевных состояний и переживаний мистика, элементов суфийской практики); 3) «интеллектуализация» ат-тасаввуфа XII-XIII (Сухраварди, Ибн Араби, Ибн Сабъин, Джили, Кашани и др., появление братств бектошия, мавлавия, нурбахшия и др., появление духовной иерархии «кутб», учение о «единстве бытия» и «совершенный человек») [5, 225-231]

Джон А. Субхон в двух первых главах своей книги дает краткое описание «Ранняя истории суфизма» и «Последующее развитие» и подчеркивает вопросы возникновение, начало, ранняя форма суфизма, теоретические элементы, признанию суфизма в исламе, классический период суфизма [2,10-15]. Другой исследователь Хисматулин А.А. говоря об эволюции исламского мистицизма, подчеркивает, что исследователи за точку отсчета берут VIII-IX вв., следующий этап – X-XII и наконец, логическим завершением эволюции становится XIII-XIV вв… таковой выглядит эволюция исламского мистицизма в самых общих чертах» [10, 50-51].

Согласно Али Амининежад, особенностью суфизма является то, что «Исламский мистицизм (‘ирфан) сыграл важную роль в истории исламской мысли и культуры. Данный мистицизм имеет коренную общность с такими основными мировыми мистическими учениями, как индийское и христианское. Но формировавшийся, укоренившийся и развивавшийся в среде исламского шариата, он приобрел фундаментальные особенности, которые отличают его от других мистических учений. 

«Важнейшим итогом исламского мистического учения, - пишет Амининажад, - стал теоретический мистицизм (ирфани назари) или онтология (хастишенаси) исламского мистицизма, рассмотрение которого является целью настоящей книги. Теоретический мистицизм – это приобретенные знания, являющиеся результатом созерцательных (шухуди) знаний относительно познания Всевышней Истины (Бога), Его имен (асма`), атрибутов (сифот) и действий (аф’ал)» [1, 4].

Подобное познание исламского мистицизма, после его полного формирования в VII, VIII и IX веках лунного хиджри (XIII, XIV и XV вв. н. э.), оказало широкое влияние во всех областях мысли, практической жизни, литературы, языка и, особенно, в области исламской философии» [1, 4]. 

Отличительной чертой этого исследования является то, что в ней преследуется цель после представления теоретического мистицизма и изложения краткой истории его эволюции, … ознакомить читателя с основными вопросами этого учения. Однако согласно автору, «для того, чтобы приступить к изложению вопросов данной книги, необходимо знакомство с исламской философией, и особенно с трансцендентной философией (хикмати мута’алиййа) Мулла Садры» и предупреждает, что «Естественно, для лиц, вовсе не знакомых с исламским мистицизмом и, особенно, с теоретическим мистицизмом, самостоятельное изучение данной книги представляется почти невозможным. Именно поэтому помощь учителя и разъяснение соответствующих вопросов с его стороны, необходимы не только для понимания вопросов теоретического мистицизма, но должны быть восприняты как необходимое условие для вхождения в этой области знания. Ибо неверное понимание вопросов, изложенных в данной книге, могут привести неуместным суждениям, и в конечном итоге, нанести непоправимый ущерб» [1, 5].

По определению Али Амининажада, исламский мистицизм и суфизм состоят из «странствия и хождения (сайру сулук) на Пути к Всевышнему Господу для того, чтобы в конце достичь Его, и добиться интуитивного и созерцательного познания о Боге, об Его именах, атрибутах, действиях, то есть в целом о бытии. 

Исследователь также подчеркивает, что «Внимательное отношение к данному определению показывает, что исламский мистицизм состоит из двух ветвей: 

1 - практическая ветвь, которую мистики называют ‘илми тарикат («наука о Пути [достижения Бога]»), 'илми сулук («наука о странствии»), ‘илми тасаввуф («наука о суфизме»), ‘илми му’амилати калби («наука о сердечных отношениях») и ‘илми маназил ал-ахират («наука о стоянках горнего мира»); 

2 - познавательная ветвь, о которой говорят такими названиями, как ‘илми хакикат («наука об истине»»), ‘илм-и хака`ик («наука об истинах»), ‘илм-и мукашафа («наука об откровении»), ‘илм-и мушахада («наука о созерцании») и ‘илм биллах («наука в Боге») [1, 15].

Позднее, уже в наше время вполне утвердились два наименования: «практический мистицизм» (‘ирфани ’амали) и «теоретический мистицизм» (‘ирфан-и назари). И эти названия в некоторой степени можно считать своего рода заимствованием от таких терминологий, как «практическая мудрость (философия)» (хикмати ‘амалийй) и «теоретическая мудрость (философия)» (хикмат-и назарийй) или «практический разум» (‘акл-и ‘амалийй) и «теоретический разум» (‘акли назари)» [1, 6].

В заключении можно подтвердить, что исследование Али Амининажад «Онтология исламского мистицизма» одна из немногих попыток осмысления столь многоаспектное явления, как исламский мистицизм. Текст является академическим исследованием, а не пропагандой каких-либо религиозных идей.

 

[1] Маърифат (от араб. «знание») – «тайное», сверхчувственное знание о Боге и о мире. 

[2] Джами, Нураддин Абдуррахман (1414 -1492) - персидский поэт, проповедник суфизма; через одного из своих мюридов - Алишера Навои, Джами, сторонившийся придворных кругов и ведший жизнь аскета, оказывал порой влияние на государственные и политические дела. 

[3]Мухаммад Насир ад-дин Туси (1201—1274) — средневековый теолог, ученый-астроном, математик и философ, основатель и руководитель знаменитой обсерватории в окрестностях иранского г. Марага. 

[4] Ибн аль-Фарид Шараф ад-дин 'Умар (б. Али Абу Хафс) (или Абу-л-Касимал-Мисри ас- Саъди (1151 - 1235) - крупнейший арабский поэт--суфий, представитель западной ветви суфизма (по прозвищу — «Султан аль-ашикин», («Царь влюблённых»). Наиболее известны произведения: «Ода о вине» и «Большая таийя» — касыда, состоящая из 760 бейтов. Иногда его упрекают за кажущуюся бесцеремонность, с какой поэт проводит параллели между любовью к Богу и любовью плотской. Ради благозвучия стиха он пренебрегал грамотностью. «Диван» имел много комментаторов и издавался на Востоке много раз.

Список литературы

  1. Али Амининежад «Онтология исламского мистицизма», М. 2016, с. 4
  2. Джон А. Субхон, Суфизм: его святые и святыни, / пер. с англ. СПб: «Издательство «Диля», 2005. - 256 с., с.10-14
  3. Джами, ‘Абд ар-Рахман. Нафахат ал-унс, с. 488
  4. Джами, Абд ар-Рахман. Нафахат ал-унс («Дуновения дружбы»), под редакцией Махмуда Абиди, с. 545-547
  5. Ислам. Энциклопедический словарь, М. «Наука», Главная редакция вост. лит. 1991, Кныш А., Ат-Тасаввуф, с. 225-231. - 315 с.
  6. Кунави, Садр ад-дин. ан-Нафахат ал-илахиййа, под редакцией Мухаммада Хваджуйи, с. 126
  7. Мансура Халладжа ат-Тавасин («Сад знания»)
  8. Саррадж Туси, ал-Лумаъ, глава «О единобожии» (таухид), с. 29; или Кушайри. Рисала-йи кушайриййа, с. 19
  9. Хасан Камиль Йылмаз, Тасаввуф и тарикаты, М., 2007, изд. группа САД. С.59-122. - 300 с. 1-е издание
  10. Хисматулин АА, Суфизм, СПб: Издательский Дом» «Азбука-классика»; Петербургское Востоковедение», 2008. -192 с. («Мир Востока») с. 50-51
  11. Зиёзода И.Г. Суфизм: (возникновение, формирование и становление) Душанбе, ц.1, 457 с., 1 ч. (суфийская онтология и гносеология), ч. 2, Душанбе, 2016. - 445 с. (на тадж. яз.)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее