ПРИМЕНЕНИЕ ANYLOGIC ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАФЕ «ХЛЕБНЫЙ ДВОРИК»

ПРИМЕНЕНИЕ ANYLOGIC ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАФЕ «ХЛЕБНЫЙ ДВОРИК»

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

37

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (232), Август ‘25

Поделиться

Статья посвящена практическому применению имитационного моделирования для анализа бизнес-процессов кафе «Хлебный дворик». На базе программной среды AnyLogic разработана модель обслуживания посетителей с учетом реальных условий. Проведено моделирование различных сценариев, определено влияние параметров модели на выручку, скорость обслуживания и потерянную прибыль. Сделаны выводы и даны рекомендации по улучшению процессов обслуживания и оптимизации работы кафе.

Целью исследования является разработка и тестирование имитационной модели бизнес-процессов кафе «Хлебный дворик» в среде AnyLogic с целью анализа текущих проблем в обслуживании и поиска путей их оптимизации.

Бизнес-процесс – это совокупность повторяющихся действий, направленных на достижение целей. [1]

Повседневные бизнес-процессы в ресторане или другом заведении общественного питания – это комплекс правил и алгоритмов, поддерживающих непрерывный цикл работы предприятия. [2]

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать работу кафе и выявить основные проблемы в обслуживании;

2) построить имитационную модель бизнес-процессов в среде AnyLogic;

3) оценить влияние изменений на выручку и потери;

4) предложить рекомендации по улучшению работы кафе.

Моделируется кафе «Хлебный дворик» по адресу: г. Тимашевск, ул. Пятьдесят лет октября, 197. В указанном заведении наблюдается малое количество обслуживающего персонала на большой поток людей, в следствии чего часть посетителей покидает кафе из-за высокого ожидания. В кафе полная посадка – 27 человек на 8 столов. В среднем кафе посещает 50 чел/ч, а средний чек каждого посетителя составляет 150 рублей, если количество посетителей в очереди составляет более 7 человек, то новоприбывший посетитель покидает общественное заведение и кафе теряет выручку.

Описание входных и выходных данных модели:

Входные данные:

1. Количество посетителей в час: параметр определяет количество посетителей, проходящих через систему в заданный промежуток времени (один час). По умолчанию в системе задано 50 человек в час – это среднее количество посетителей, которые приходят в кафе «Хлебный дворик».

2. Средний чек: параметр определяет среднюю стоимость товаров, приобретенных в кафе одним посетителем. По умолчанию в системе задано 150 рублей с одного чека в кафе.

Выходные данные:

1. Выручка: этот параметр определяет сумму денег, которую кафе получило за продажу товара.

2. Потерянная прибыль: этот параметр определяет сумму денег, которую кафе потеряло из-за плохого обслуживания.

3. Среднее время обслуживания клиента вместе с временем ожидания в очереди.

Для построения имитационной модели потребуется использовать библиотеку Пешеходного моделирования, имеющуюся в программе AnyLogic. Имитационная модель (рисунок 1) была разработана на основе плана заведения (рисунок 2).

Рисунок 1. Имитационная модель кафе «Хлебный дворик»

Рисунок 2. План кафе «Хлебный дворик»

Рассмотрим логику сети общественного питания, изображенную на рисунке 3.

Рисунок 3. Логика сети общественного питания

Выполним прогон (рисунок 4) с исходными условиями и посмотрим на результат: 

Рисунок 4. Первый прогон

При анализе модели видно, что кафе теряет много прибыли, потому что один посетитель обслуживается очень долго.

Работа модели проверена при следующих исходных условиях:

– Создание заказа от 1 до 2 минут (uniform(1, 2) минут);

– Ожидание выполнения заказа от 30 секунд до 1 минуты (uniform(0.5, 1) минут);

– Посетитель забирает заказ 15 – 30 секунд (uniform(15, 30) сек);

Изменим условие параметра создания заказа на uniform(1, 1.5) и получим следующий результат (рисунок 5):

Рисунок 5. Результат второго прогона

Увеличилась выручка, уменьшилась потерянная прибыль, такое обслуживание дает хороший результат, но это не самое оптимальное решение проблемы.

Прогнав модель еще несколько раз, приходим к выводу, что параметр, который отвечает за создание заказа больше всего влияет на время обслуживания. Изменим условия этого параметра на uniform(0.5, 1) минут и посмотрим на результат прогона на рисунке 6:

Рисунок 6. Результат третьего прогона

Таким образом, при проверке модели можно сделать следующие выводы и дать следующие рекомендации: чтобы кафе справлялось с обслуживанием посетителей, желательно, чтобы время создания заказа составляло не более одной минуты, также рекомендуется внести изменение в проектировку рабочего пространства кафе, чтобы добавить еще одну обслуживающую кассу.

Результаты исследования показали, что использование имитационного моделирования в предприятии общественного питания имеет потенциал и преимущества для анализа и улучшения бизнес-процессов. Дополнительный положительный эффект в ходе имитационного моделирования был получен благодаря уникальным возможностям программной среды Anylogic, позволяющей сочетать различные методы моделирования, такие как системная динамика и агентный подход в рамках одной модели.

Список литературы

  1. Бизнес-процесс: что это простыми словами, управление, моделирование, анализ и автоматизация // Developers.Sber: сайт. – URL: https://developers.sber.ru/help/business-development/business-process
  2. Бизнес-процессы в ресторане // Frost26: сайт. – URL: https://frost26.ru/blog/biznes/biznes-protsessy-v-restorane/
  3. Документация AnyLogic // AnyLogic.Help: сайт. – URL: https://anylogic.help/ru/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее