МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ РОССИИ

МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

38

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (232), Август ‘25

Поделиться

В статье раскрываются теоретические вопросы связанные с развитием системы в сфере закупок для государственных нужд. Данная проблема актуальна, поскольку российские специалисты всегда стремятся использовать опыт зарубежных стран, выделяя наиболее значимые аспекты с точки зрения повышения эффективности размещения государственного заказа. Некоторые специалисты утверждают, что это не просто копирование зарубежной практики, это обзор и анализ возможного применения для российской экономики.

Мировой опыт демонстрирует, что госзаказы являются значительным драйвером экономического развития любой страны, независимо от степени участия государства в рыночных процессах. В развитых экономиках государственные заказы, при всех национальных особенностях, различиях в структуре их финансирования и специфике взаимодействия элементов, активно используются как один из ключевых инструментов регулирования продовольственного рынка, поддержания экономической и социальной устойчивости и обеспечения стабильного экономического роста.

Ключевые черты национальных контрактных систем проявляются в широком использовании плановых методик для удовлетворения государственных потребностей, ценового мониторинга, баз типовых контрактов, контрольных механизмов и процедур оценки исполнения, а также специализированных информационных ресурсов управления контрактами.

За границей удовлетворение государственных потребностей осуществляется посредством технологий управления полным циклом планирования, размещения и исполнения госконтрактов (контрактные системы).

В Соединённых Штатах первый акт, регулирующий систему федеральных закупок, был принят ещё в 1792 году. Сейчас в стране действует уникальное государственное предприятие — Федеральная контрактная система (ФКС), основой которой служат государственные заказы и контракты. ФКС управляется нормативной базой двух уровней. Первый уровень составляют федеральные законы, задающие общие рамки: они не регулируют саму процедуру закупок, но определяют полномочия, условия и порядок расходования бюджетных средств. Второй уровень формируют подзаконные акты профильных ведомств, отвечающих за регулирование, организацию и контроль закупочного процесса. Совокупность этих норм образует Федеральные закупочные правила (Federal Acquisition Regulation, FAR), включённые в раздел 48 «Общественные контракты и управление собственностью» Кодекса федеральных правил.[3]

Американская система госзакупок выделяется следующими особенностями:

— жёсткое регламентирование процессов, межведомственная координация и контролируемость помогают бороться с коррупцией.

– активное применение методики планирования удовлетворения государственных нужд;

– организация тендеров по унифицированной методике, применение библиотеки шаблонных договоров и базы стандартных спецификаций (характеристик) закупаемой продукции;

– применение разнообразных инструментов контроля исполнения контрактов, процедур приемки и оценки результатов, анализа эффективности удовлетворения государственных (публичных) потребностей и системы управления публичными поставками продукции.

Специализированные информационные средства управления контрактными системами обеспечивают публичную открытость и прозрачность всех контрактных процессов и их итогов.

Законодательное регулирование госзакупок в ЕС включает три уровня: национальный, право самого Союза и международный, преимущественно связанный с нормами Всемирной торговой организации.

ЕС утвердил стратегию «Европа-2020», выделяющую три ключевых драйвера экономического роста:

1) инновационное развитие экономики;

2) поддержка формирования экономики низкоуглеродного, ресурсосберегающего и конкурентного типа;

3) поддержка высокой занятости.[3]

Сегодня общепринятые во всем мире принципы закупочной деятельности и размещения заказов отражены не только в национальных законодательствах, но и закреплены в ряде международных актов, среди которых — Директивы ЕС,[1] Многостороннее соглашение ВТО о государственных закупках,[5] модельный закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках и другие.[4]

Государственные закупки играют ключевую роль в реализации названных целей. В ЕС осознана потребность в введении как обязательных норм к продукции и услугам (к примеру, лимиты потребления энергии и содержания экологически опасных веществ), так и гибких показателей (скажем, обеспечение того, чтобы 60 % закупок относились к «зелёным»).

В феврале 2014 года ЕС включил в законодательную процедуру новые нормы: «Директива 2014/24/EU о госзакупках», «Директива 2014/25/EU, регулирующая закупки в водном, энергетическом, транспортном и почтовом секторах», а также «Директива 2014/23/EU о концессионных контрактах», предусматривающие предквалификацию.

В ЕС преобладают две схемы проведения закупок: централизованная и децентрализованная. При децентрализации каждое министерство или департамент самостоятельно осуществляет госзакупки. Централизация же предполагает создание единого закупочного центра, куда подразделения направляют свои заявки.

Зарубежный опыт, представленный в исследовании системы госзакупок Южной Кореи, выполненном коллективом учёных Е. И. Зацаринной, Н. А. Продановой, Н. И. Малых и Н. А. Ушаковой, является весьма показателен. Процедура госзакупок в Республике Корея включает три этапа: формирование государственной потребности в виде заказа; размещение этого заказа Службой государственного заказа; заключение контрактов с поставщиками через платформу KONEPS.[2]

В исследовании акцентировано внимание на платформе государственных закупок KONEPS, отечественным эквивалентом которой является Единая информационная система в сфере закупок. При этом корейское решение обладает рядом преимуществ: в него интегрирован модуль мониторинга BRIAS, способный автономно выявлять сделки с признаками мошенничества в реальном времени и немедленно передавать данные о них в уполномоченные органы. Такая консолидация многочисленных подсистем в единую структуру отражает тенденцию полной цифровизации экономики и системы госзакупок.

Ключевой задачей совершенствования российской системы закупок для госнужд остаётся результативное администрирование госзаказа. Вопрос актуален, поскольку отечественные эксперты постоянно обращаются к иностранному опыту, выделяя наиболее важные элементы для повышения эффективности размещения заказов. По мнению ряда специалистов, речь идёт не о механическом заимствовании, а о критическом обзоре и оценке применимости зарубежных практик к российской экономике.

Список литературы

  1. Директива № 2014/24/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О государственных закупках и об отмене Директивы 2004/18/ЕС» Принята в г. Страсбурге 26.02.2014. (с изм. и доп. от 24.11.2015) // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс»: справ. правовая система
  2. Зацаринная Е. И., Проданова Н. А., Малых Н. И., Ушакова Н. А. Международный опыт организации государственных закупок: Южная Корея. // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8–4(85). – С. 34–38
  3. Семенова Ф.З., Борлакова М.Б., Боташева Л.С. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 6-2. – С. 465-469. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40444 (дата обращения: 04.07.2025)
  4. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках (Принят в г. Вене 01.07.2011 на 44-ой сессии ЮНСИТРАЛ) // [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс»
  5. Шугуров М.В. Соглашение ВТО о правительственных закупках (редакция 2012 г.): анализ основных новелл // Законодательство и экономика. – 2016. – № 1. – С. 60–74
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее