Введение. Сколиоз — это искривление позвоночника, которое проявляется его боковым отклонением от средней линии с последующим вращением позвонков вокруг вертикальной оси. Данное заболевание является одной из наиболее часто встречающихся ортопедических патологий у детей и подростков, особенно в фазе активного роста [3]. По данным диспансерных обследований детей и студентов, в России сколиоз встречается у 29% детей и подростков в возрасте до 16 лет, распространённость заболевания у детей школьного возраста достигает 15–30%.[1,4,5]
В контексте развития патологического процесса, основную роль играют мышцы спины и паравертебральная мускулатура, отвечающие за поддержание постурального равновесия. При искривлении позвоночника в первую очередь страдают поперечные мышцы. На выпуклой стороне деформации глубокие мышцы становятся более заметными, истончаются и подвергаются фиброзным изменениям. На вогнутой стороне наблюдается укорочение мышц и развитие стеатоза [2,3].
Актуальность применения физической реабилитации для часто болеющих детей связана с тем, что cколиоз позвоночника является одной из актуальных медико-социальных проблем современной ортопедии. В частности, сколиоз 2 степени, сопровождающийся умеренным искривлением позвоночного столба, оказывает существенное влияние на функциональное состояние организма. Он приводит к нарушениям осанки, снижению уровня физической активности и, в долгосрочной перспективе, может спровоцировать развитие серьёзных осложнений.
Целью исследования было обосновать эффективность использования средств и форм лечебной физической культуры для детей младшего школьного возраста при сколиозе позвоночника 2 степени.
Задачи исследования: на основе анализа научно-методической литературы эффективности применения лечебной гимнастики в комплексе с другими средствами и формами лечебной физической культуры для детей с сколиозом 2 степени, разработать курс лечебной физической культуры для детей дошкольного возраста со сколиозом 2 степени, оценить эффективность разработанного курса в ходе педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, оценка степени сколиоза (рентгенография), исследование состояния осанки (КСО), оценка мышечной силы (тонусометрия), Оценка болевого синдрома (КОБС), методы математической статистики (T-критерий Вилкоксона и t-критерий Стьюдента).
Основная часть. Исследование осуществлялось на базе “Федерального государственного бюджетного учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации. Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова”. В эксперименте принимали участие дети (10) обоих полов младшего школьного возраста 7–9 лет. Основные критерии для отбора: нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, отсутствие сопутствующих заболеваний. Исследовалось состояние позвоночника для выявления деформации позвоночника.
Разработан курс лечебной физической культуры, который включал в себя 3 периода: подготовительный (14 дней), основной (21 день), заключительный (14 дней).
В подготовительном периоде в лечебную гимнастику входили:
ОРУ — общие упражнения для всех мышечных групп, которые способствуют их укреплению и подготовке к основным нагрузкам. ДУ — включают как статические, так и динамические дыхательные упражнения, а также диафрагмальное дыхание. Специальные упражнения (СУ) — включают динамические и изометрические упражнения, упражнения на расслабление и асимметричные упражнения, направленные на коррекцию искривления позвоночника. Выполнялись 3 раза в неделю по 40 минут. Основной упор делается на симметричные упражнения, которые составляют 85% от общего объема, и 15% на асимметричные упражнения. Все упражнения выполняются из положений, исключающих избыточные нагрузки на позвоночник (лежа на спине, животе, на боку, в коленно-кистевом положении). Выполнение упражнений должно происходить без усилий и резких движений, в медленном темпе, с обязательными паузами для отдыха. Важно соблюдать правильное дыхание и соотношение ОРУ: ДУ — 3:1.
В основном периоде целью лечебной гимнастики Укрепление мышц, стабилизирующих позвоночник, улучшение дыхательной функции, повышение общей физической выносливости и формирование навыков правильной осанки. ОРУ (Общие развивающие упражнения): Комплекс упражнений, направленных на укрепление всех мышечных групп с акцентом на мышцы спины и брюшного пресса. ДУ (Дыхательные упражнения): Статические и динамические дыхательные упражнения, включая диафрагмальное дыхание, помогают улучшить вентиляцию легких и оксигенацию крови. СУ (Специальные упражнения): Изометрические упражнения, которые включают в себя удержание мышц в статическом напряжении, что способствует развитию силы и выносливости. Ассиметричные упражнения используются для коррекции сколиотической деформации, направлены на укрепление слабых мышц и растяжение напряженных. Дозировка: 3 раза в неделю по 40 минут. Ассиметричные упражнения составляют 40% от общего объема упражнений, симметричные – 60%. Соотношение ОРУ: ДУ – 3:1. Во время выполнения упражнений важно следить за техникой выполнения движений, особенно при изометрических нагрузках. Ассиметричные упражнения необходимо выполнять с контролем, чтобы избежать перегрузки и дополнительных деформаций. Между упражнениями рекомендуется делать паузы для расслабления мышц и восстановления дыхания.
Целью в заключительном периоде было закрепление достигнутых результатов в коррекции осанки, улучшение силы и выносливости мышц, поддержание стабильности позвоночника. Средства: ОРУ (Общие развивающие упражнения): Упражнения на все мышечные группы с акцентом на укрепление мышц, поддерживающих позвоночник. ДУ (Дыхательные упражнения): Статические и динамические упражнения для улучшения дыхательной функции. СУ (Специальные упражнения): Упражнения в висах и на наклонной плоскости для растяжения позвоночника, асимметричные упражнения для коррекции осанки, упражнения на растяжение мышц. Дозировка: 3 раза в неделю по 40 минут. Методические рекомендации: Увеличение продолжительности изометрического напряжения для повышения силы мышц. Особое внимание следует уделять правильному дыханию и технике выполнения упражнений, чтобы избежать перенапряжения.
Результаты исследования:
- в результате применения средств и форм ЛФК уменьшился угол Кобба на 1,4°, что свидетельствует о стабилизации позвоночника после применяемого курса ЛФК. Данному улучшению способствовали применение упражнений по методике Шрот, специальных упражнений, постизометрической релаксации.
- изменение КСО после курса ЛФК показало статистически значимое улучшение на 8,2 %, что свидетельствует о восстановлении симметрии плечевого пояса и стабилизации позвоночной дуги.
- в результате применения средств и форм ЛФК частота колебаний ромбовидных мышц увеличилась на 23%, что свидетельствует об улучшении их тонуса и восстановлении симметричной работы мышечных структур спины. Увеличение частоты колебаний на 34,2% указывает на выраженное восстановление тонуса широчайшей мышцы, что особенно важно при коррекции грудной дуги сколиоза. Достоверное повышение тонуса мышц-разгибателей грудного отдела (37,5%) свидетельствует о стабилизации позвоночного столба и укреплении мышечного корсета. Повышение тонуса мышц поясничного отдела позвоночника на 39,0% после курса ЛФК отражает высокий восстановительный потенциал программы и её направленность на коррекцию поясничной дуги сколиоза.
- снижение показателей КОБС на 46,2% свидетельствует о выраженном уменьшении болевого синдрома и улучшении самочувствия пациентов после прохождения курса ЛФК.
Выводы. При анализе результатов проведенного педагогического эксперимента, были получены данные, которые подтвердили положительное влияние разработанного курса лечебной физической культуры на функциональные возможности детей дошкольного возраста со сколиозом второй степени.
Список литературы
- Бондарев А. И. «Сколиоз у офисных работников: диагностика и профилактика» // «Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова». — 2023. — №1. — С. 27–32
- Закревский Л. К. Клиника и лечение врожденных сколиозов // Ортопедия и травматология. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 1969. — 138 с.
- Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. — Москва: Медицина, 1981. — 272 с.
- Минздрав РФ. «Профилактика профессиональных заболеваний в сфере ИТ». — М.: НИЦ профилактической медицины, 2022. — 54 с.
- Sarnadskij V. N. «The prevalence of structural scoliosis among schoolchildren in Novosibirsk according to computer topography» / V. N. Sarnadskij, M. V. Mikhailovskij, T. N. Sadovaya, T. N. Orlova, S. B. Kuznetsov // Bulletin of Siberian Medicine. — 2017. — №1. — P. 22