ВЛИЯНИЕ РАВНОВЕСИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ХОДЬБЫ У ЛИЦ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА

ВЛИЯНИЕ РАВНОВЕСИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ХОДЬБЫ У ЛИЦ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

46

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (232), Август ‘25

Поделиться

В данной статье описаны современные способы, используемые в лечебной физической культуре для восстановления функции ходьбы у лиц среднего возраста после ишемического инсульта. Обозначены шкалы для оценивания их, а также представлены наиболее эффективные способы улучшения процесса восстановления.

Одной из наиболее актуальных проблем, способствующих повышению уровня инвалидизации у пациентов после инсульта, является нарушение походки и ходьбы, что выражается не только снижением скорости ходьбы, но и изменением кинематики походки, ее асимметрией, появлением компенсаторных движений и нестабильности походки, а также быстрой утомляемостью пациентов. Такие негативные факторы, безусловно, могут поставить под угрозу свободу передвижения пациента, снизить безопасность его ходьбы, а также увеличить число случаев падений, высокая вероятность которых у пациентов, перенесших инсульт, хорошо известна. В свою очередь, падения способствуют травматизации пациентов, что, в конечном итоге, ведет к существенному снижению качества их жизни [2].

Восстановление мобильности является приоритетной задачей многофункционального комплексного реабилитационного процесса восстановления. тренировка суставов в направлениях отведения, приведения, сгибания, разгибания и вращения [1].

Оценка функции равновесия проводилась по шкале Берга.

Тест способностей человека к статическому и динамическому равновесию, тест для определения функциональной мобильности человека. Тест занимает 15–20 минут и состоит из 14 простых задач, связанных с балансом, от вставания из положения сидя до вставания на одну ногу. Степень успеха в достижении каждой задачи оценивается от нуля (неспособен) до четырех (независимо), а окончательной мерой является сумма всех оценок.

Оборудование, необходимое для проведения исследования: линейка, два стула (с подлокотниками и без), ступенька, секундомер или часы с секундной стрелкой, 4.5 метра свободного пространства.

Расшифровка шкалы: I группа – оценка составляет от 0 до 20 баллов и соответствует передвижению с помощью инвалидного кресла. II группа – оценка составляет от 21 до 40 баллов и соответствует ходьбе с опорой III группа – оценка составляет от 41 до 56 баллов и соответствует полной независимости при передвижении.

Суммарный балл ≥ 45 баллов – низкий риск падений. Суммарный балл <45 баллов – высокий риск падений [3].

Таблица 1.

Шкала равновесия Берга

Исследование

Баллы

1.Из положения сидя в положение стоя

 

2.Положение стоя без поддержки

 

3.Положение сидя без поддержки (ноги на полу)

 

4.Из положения стоя в положение сидя

 

5.Перемещение со стула с подлокотниками на стул без подлокотников

 

6.Положение стоя без поддержки с закрытыми глазами

 

7.Положение стоя без поддержки, ноги вместе

 

8.Движение вперед с вытянутыми руками

 

9.Поднять предмет с пола

 

10.Обернуться и посмотреть через левое и правое плечо

 

11.Оборот на 360 градусов

 

12.Попеременное касание ступеньки

 

13.Положение стоя без поддержки, одна нога впереди другой

 

14.Положение стоя на одной ноге

 

Общее количество баллов

 

 

Результаты исследования

Для оценки функции равновесия до и после проведения реабилитационных мероприятий применялась шкала Берга.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты изменения показателя функции равновесия до и после курса ЛФК

Показатель

До курса ЛФК

После курса ЛФК

Изменение

T – критерий Вилкоксона

(Ткр.= 3)

р

Хср.

± σ

Хср.

± σ

в баллах

в %

Шкала Берга (баллы)

44,9

2,16

49,4

2,51

4,5

9,7

0

≤ 0,05

 

Из полученных данных можно сделать вывод о положительном сдвиге показателей функции равновесия после прохождения курса лечебной физической культуры.

До курса ЛФК показатель функции равновесия у пациентов составлял 44,9 ± 2,16%, что говорит о сложности поддержания равновесия при дополнительном усложнении.

После курса, исследуемый показатель увеличился на 9,7 %. Данный результат показывает возможность выполнения сложнокоординационных движений, без дополнительной опоры.

На положительные изменения показателя функции равновесия после прохождения курса лечебной физической культуры, на наш взгляд, повлияли регулярные занятия лечебной гимнастикой, баланс-терапия и механотерапия.

Список литературы

  1. Святская, Е. Ф. Сравнительный анализ ранней и поздней медицинской реабилитации инсульта в Республиканской клинической больнице медицинской реабилитации / Е. Ф. Святская, Н. В. Ампилова, А. Ю. Соловьев. // Здоровье для всех. — 2009. — № 2. — С. 14-17
  2. Функциональная электростимуляция при восстановлении ходьбы после инсульта. Обзор научной литературы / Е. А. Гурьянова, В. В. Ковальчук, О. А. Тихоплан, Ф. Г. Литвак. // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. — 2020. — № 3. — С. 244-262
  3. Measuring balance in the elderly: preliminary development of an instrument / K. Berg, S. Wood-Dauphine, J. Williams, D. Gayton. // PhysiotherCan. — 1989. — № 41. — С. 304-311
  4. Mendelson, S. J. Diagnosis and management of transient ischemic attack and acute ischemic stroke: a review / S. J. Mendelson, S. Prabhakaran. // Jama. — 2021. — № 11. — С. 1088-1098
  5. Pohl, M. Ischemic stroke mimics: a comprehensive review / M. Pohl. // Journal of Clinical Neuroscience. — 2021. — № 93. — С. 174-182
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее