ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6–8 ЛЕТ ПРИ ПРОДОЛЬНОМ ПЛОСКОСТОПИИ 1–2 СТЕПЕНИ

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6–8 ЛЕТ ПРИ ПРОДОЛЬНОМ ПЛОСКОСТОПИИ 1–2 СТЕПЕНИ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

111

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (231), Июль ‘25

Поделиться

В статье представлены данные о распространенности продольного плоскостопия у детей, разработан курс лечебной физической для детей 6–8 лет с продольным плоскостопием. Полученные материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

Введение. Плоскостопие является одной из наиболее распространенных деформаций опорно-двигательного аппарата у детей, характеризующейся уплощением сводов стопы. По данным многочисленных исследований, частота плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста достигает 40–50% [3].

Продольное плоскостопие представляет собой деформацию стопы, при которой происходит снижение высоты ее продольного свода, в результате чего свод стопы опускается и становится плоским. По данным эпидемиологических исследований, частота продольного плоскостопия у детей значительно варьирует в разных странах и популяциях. В России распространенность плоскостопия среди детей 6–8 лет составляет в среднем 20–35%. В США плоскостопие выявляется у 37–59% детей данной возрастной группы, а в странах Европы - в 25–40% случаев. В развивающихся странах частота плоскостопия еще выше и достигает 45–70% [2].

Актуальность. Продольное плоскостопие является одной из наиболее распространенных деформаций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. По данным современных исследований, частота плоскостопия у детей 6–8 лет достигает 40–50%. Особую актуальность проблема приобретает в связи с тем, что несвоевременная коррекция данной патологии в детском возрасте приводит к серьезным нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем - нарушениям осанки, деформациям позвоночника, развитию артрозов крупных суставов нижних конечностей [1,2,4].

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных консервативному лечению плоскостопия, до настоящего времени остаются недостаточно разработанными вопросы комплексного применения средств лечебной физической культуры с учетом возрастных особенностей детей и степени деформации стопы.

Целью исследования было повышение эффективности курса лечебной физической культуры для детей 6–8 лет с продольным плоскостопием 1-2 степени.

Задачи исследования: изучить вопросы, этиологии, патогенеза и клинической картины плоскостопия у детей младшего школьного возраста, разработать курс лечебной физической культуры для детей 6-8 лет с продольным плоскостопием 1-2 степени, а также экспериментально обосновать эффективность разработанного курса лечебной физической культуры для детей 6-8 лет с продольным плоскостопием 1-2 степени.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, функциональные пробы (проба Штритера, проба Яралова-Яралянца), двигательные тестирования (ходьба по прямой линии с оценкой её параметров, прыжок в длину с места толчком двух ног, подъем на носки стоя на ступеньке гимнастической лестницы, подскоки на месте на носках за 10 секунд, ходьба по ребристой доске (массажному коврику) на носках в течение 1 минуты), стабилометрия, методы математической статистики (T-критерий Вилкоксона и t-критерий Стьюдента).

Основная часть. Исследование проводилось на базе ГБУЗ «Городская поликлиника №107 Департамента здравоохранения города Москвы» с мая по август 2024 года. В нем приняли участие 9 детей в возрасте 6-8 лет (3 мальчика и 6 девочек) с диагнозом продольное плоскостопие 1 и 2 степени. Диагноз был подтвержден данными клинического и плантографического обследования.

Критерии включения в исследование:

  • возраст 6–8 лет;
  • продольное плоскостопие 1 или 2 степени;
  • отсутствие других ортопедических заболеваний и деформаций стоп;
  • отсутствие соматической патологии в стадии обострения;
  • информированное согласие родителей на участие ребенка в исследовании.

Разработан курс лечебной физической культуры, который включал в себя 3 периода: вводный (7 дней), основной (14 дней), заключительный (7 дней).

Занятия лечебной гимнастикой в водном периоде проводились через день в зале лечебной физической культуры. Продолжительность процедуры составляла 40 минут. Занятия проводились малогрупповым методом, в группе по 3-4 ребенка. Структура процедуры лечебной гимнастики состояла из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть длилась 7-10 минут. В нее входили построение, проверка осанки, объяснение задач занятия, ходьба в медленном темпе с выполнением простых упражнений для стоп. В основной части (25-30 минут) применялись общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп в сочетании с упражнениями специальной направленности для укрепления мышц и связок стопы и голени. Использовались исходные положения лежа, сидя и стоя у опоры. В заключительной части процедуры лечебной гимнастики (3-5 минут) применялись простые упражнения на расслабление мышц ног, рук и туловища, спокойная ходьба, элементы самомассажа стоп и голеней.

Лечебная гимнастика в основном периоде проводилась в зале лечебной физической культуры 3 раза в неделю по 35-40 минут. В этом периоде увеличивалась моторная плотность занятий и удельный вес специальных корригирующих упражнений для стопы и голени. В подготовительную часть лечебной гимнастики (7-10 минут) включали ходьбу на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы по различным поверхностям - ребристой доске, гимнастической лестнице, резиновым коврикам. Выполнялись прыжки на носках с продвижением вперёд-назад и в стороны. В основной части занятия (25-30 минут) применялись общеразвивающие и специальные упражнения из исходных положений лежа, сидя, стоя, в упоре стоя на коленях. Общеразвивающие упражнения для туловища, рук и ног выполнялись с предметами - гимнастическими палками, мячами, с резиновыми бинтами. Специальные упражнения занимали 70% времени основной части и были направлены на коррекцию уплощенного свода стопы, увеличение силы и тонуса мышц, поддерживающих свод. В заключительной части лечебной гимнастики (5-7 минут) использовались упражнения на координацию движений, подвижные игры умеренной интенсивности (эстафеты с ведением мяча стопой, перешагиванием и перепрыгиванием через предметы). Выполнялась ходьба с правильной постановкой стоп, элементы пантомимы ("кукла на ниточках", "рисование букв стопами").

Процедура лечебной гимнастики в заключительном периоде проводилась в виде урока физкультуры по типу тренировочного занятия. Уроки проходили в спортивном зале или на открытой спортивной площадке 3 раза в неделю по 35–40 минут. Моторная плотность занятия высокая. Подготовительная часть (7–10 минут) включала разновидности ходьбы и бега, прыжки, танцевальные упражнения в чередовании с дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении мышц. В основной части (25-30 минут) разучивались и выполнялись комбинации общеразвивающих упражнений для всех групп мышц без предметов и с предметами (гантели, мячи, обручи). Из исходных положений лежа выполнялись упражнения для брюшного пресса и спины с отягощениями. Специальные упражнения носили преимущественно динамический, скоростно-силовой характер. Использовались сложно координированные движения, упражнения на тренажерах и элементы спортивных игр. Специальные упражнения выполнялись в быстром темпе с полной амплитудой движений. Дозировка 12–15 повторений, 3-4 подхода каждого. В заключительной части урока выполнялась спокойная ходьба, упражнения на расслабление мышц, элементы самомассажа.

Результаты исследования:

- после курса ЛФК у детей произошло статистически значимое улучшение показателей всех функциональных проб. При пробе Штритера высота стояния продольного свода стопы увеличилась в среднем на 9,3%. Результаты пробы Яралова-Яраленда улучшились на 3,6. Это говорит о нормализации соотношения активной и пассивной гибкости стопы.

- после педагогического эксперимента у испытуемых произошло статистически значимое улучшение результатов всех двигательных тестов. При оценке ходьбы по прямой линии длина шага увеличилась на 14%, ширина шага уменьшилась на 14,5%, угол разворота стоп снизился на 30,8%. Это указывает на нормализацию походки и формирование правильного паттерна ходьбы. Длина прыжка с места увеличилась на 8,1%, что свидетельствует о повышении силы мышц стопы и голени, участвующих в отталкивании. При выполнении подъема на носки количество повторений за 10 секунд возросло на 25,4%, высота подъема пяток - на 29,3%. Это доказывает рост силовой выносливости подошвенных сгибателей стопы. В тесте с подскоками на носках количество прыжков за 10 секунд увеличилось на 24%, их средняя высота - на 22,9%. Результаты ходьбы по ребристой дорожке улучшились на 11,7% по количеству шагов за 1 минуту. Последние два теста отражают повышение ловкости, координации движений и устойчивости к динамическим нагрузкам на стопу.

- в результате курса у детей экспериментальной группы произошло значимое улучшение всех стабилометрических параметров. Площадь статокинезиограммы S уменьшилась на 21,4%, длина L - на 13,7%. Это свидетельствует об увеличении запаса устойчивости и снижении энергозатрат на поддержание вертикальной позы. Коэффициент Ромберга снизился в среднем на 15,8%. Данный факт указывает на повышение роли проприоцептивной чувствительности в контроле баланса и уменьшение зависимости от зрительного анализатора при поддержании равновесия.

Выводы. При анализе результатов проведенного педагогического эксперимента, были получены данные, которые подтвердили положительное влияние разработанного курса лечебной физической культуры при продольном плоскостопии у детей 6–8 лет.

Список литературы

  1. Золина, Е. С. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников средствами физического воспитания с помощью лечебной физической культуры / Е. С. Золина // Молодёжная наука: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 205-208
  2. Кошелев, Д. А. ЛФК при деформациях опорно-двигательного аппарата. Сколиоз. Плоскостопие / Д. А. Кошелев // Образование. Наука. Производство: сборник докладов XIV Международного молодежного форума. – Белгород, 2022. – С. 341-346
  3. Мифтахов, А. Ф. Лечебная физическая культура при плоскостопии / А. Ф. Мифтахов // NovaInfo.Ru. – 2020. – № 112. – С. 54-56
  4. Михайлов, А. А., Перевозчикова, Е. В., Барашков, И. Н., Воронина, К. С. Адаптивная физическая культура при плоскостопии у детей младшего школьного возраста / А. А. Михайлов, Е. В. Перевозчикова, И. Н. Барашков, К. С. Воронина // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России: материалы научной конференции. – 2018. – С. 140-142
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее