Ожирение у детей представляет собой одну из наиболее серьезных медико-социальных проблем современности. В России, как и во всем мире, отмечается неуклонный рост распространенности избыточной массы тела и ожирения среди детского населения [1]. Ожирение 2 степени (ИМТ ≥ 95-го перцентиля + 2,0 SD по стандартным таблицам ВОЗ для возраста и пола) у детей младшего школьного возраста (7-10 лет) является значимым фактором риска развития ранних метаболических нарушений (инсулинорезистентность, дислипидемия), сердечно-сосудистых заболеваний, патологии опорно-двигательного аппарата и психосоциальных проблем [2; 3]. Лечение ожирения в этой возрастной группе требует комплексного подхода, ключевым компонентом которого на поликлиническом этапе является Лечебная Физическая Культура (ЛФК).
Диагностика и Особенности Ожирения 2 Степени у Младших Школьников
Диагноз ожирение 2 степени устанавливается педиатром или детским эндокринологом на основании расчета индекса массы тела (ИМТ = вес (кг) / рост² (м)) и сравнения полученного значения с референсными данными (специальные перцентильные таблицы ВОЗ или национальные стандарты) [1, 4]. Для детей этого возраста характерны:
- Накопление преимущественно подкожного жира (гиперплазия и гипертрофия адипоцитов).
- Начало формирования инсулинорезистентности.
- Риск развития жировой дистрофии печени (неалкогольная жировая болезнь печени - НАЖБП).
- Ортопедические проблемы: плоскостопие, вальгусная деформация коленных суставов, нарушение осанки (кифозы, сколиозы) из-за избыточной нагрузки на неокрепший скелет [3, 5].
- Снижение толерантности к физической нагрузке, одышка при умеренной активности.
- Психологические сложности: заниженная самооценка, трудности в общении со сверстниками, школьная дезадаптация.
Цели, задачи и принципы ЛФК
Основная цель лечебной физической культуры (ЛФК) при ожирении 2 степени у детей младшего школьного возраста заключается в содействии снижению массы тела и улучшению общего состояния здоровья через повышение физической активности в рамках комплексной терапии, включающей диету, поведенческую коррекцию и лечение сопутствующих заболеваний. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: активизация обмена веществ за счет повышения энергозатрат и стимуляции липолиза; улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, проявляющееся в росте толерантности к нагрузкам, оптимизации функции внешнего дыхания и укреплении миокарда; укрепление мышечного корсета и опорно-двигательного аппарата, включая мышцы спины, живота, конечностей, коррекцию осанки и профилактику плоскостопия; нормализация работы ЖКТ через стимуляцию моторики кишечника; повышение неспецифической резистентности организма; психологическая коррекция, направленная на рост самооценки, улучшение настроения, снижение тревожности, формирование позитивного отношения к активности и развитие волевых качеств [6; 7]; а также формирование устойчивой мотивации и навыков здорового образа жизни.
Программы ЛФК строятся на ключевых принципах. Индивидуализация требует учета возраста, пола, степени ожирения, физической подготовленности, сопутствующих заболеваний и ортопедических проблем [8]. Постепенность подразумевает поэтапное увеличение продолжительности, интенсивности и сложности нагрузок. Регулярность является обязательным условием эффективности и предполагает систематические занятия не менее 3-4 раз в неделю. Длительность курса должна составлять несколько месяцев с последующим переходом к поддерживающим занятиям. Комплексность достигается сочетанием различных средств ЛФК (гимнастика, игры, дозированная ходьба) и их интеграцией с диетотерапией и психологической поддержкой [1; 9]. Обязателен регулярный медицинский контроль (педиатр, врач ЛФК) за переносимостью нагрузки и эффективностью занятий.
Средства, методы и дозирование нагрузок
Программа ЛФК в условиях поликлиники (кабинет или групповые занятия) должна быть разнообразной и мотивирующей. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) – это кратковременный (10-15 мин) комплекс простых общеразвивающих и дыхательных упражнений, выполняемый ежедневно дома после обучения родителей и ребенка. Основной формой является лечебная гимнастика. Ее подготовительная часть (5-10 мин) включает ходьбу (обычную, на носках/пятках, с высоким подниманием колен), легкий бег на месте и дыхательные упражнения для разогрева. Основная часть (20-25 мин) состоит из: 1) общеукрепляющих динамических упражнений для крупных мышц (15-20 повторений) с использованием гимнастических палок, мячей (фитболов, массажных), легких гантелей (0.5-1 кг); 2) корригирующих упражнений для мышц спины и пресса (изометрических и динамических) в различных исходных положениях; 3) упражнений для профилактики плоскостопия (захват предметов пальцами ног, катание мяча стопами, ходьба по ребристым поверхностям); 4) статических и динамических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальное дыхание; 5) игровых элементов для поддержания интереса. Заключительная часть (5-10 мин) направлена на восстановление через упражнения на расслабление и спокойную ходьбу.
Дозированная ходьба как наиболее физиологичный вид нагрузки начинается с комфортной дистанции и темпа, постепенно увеличиваясь до 30-45 минут при скорости 90-100 шагов/мин. Проводится на свежем воздухе или беговой дорожке с контролем осанки. Подвижные игры малой и средней интенсивности («Тише едешь – дальше будешь», «Совушка», передачи мяча, простые эстафеты) стимулируют интерес и развивают координацию [7, 10]. Элементы спортивных игр (плавание, лыжи, велосипед) применяются по показаниям, тогда как командные игры (футбол, баскетбол) требуют осторожности из-за риска травм [5]. Вспомогательные средства включают фитболы (для равновесия и мышц кора), сенсорные дорожки и дозированное использование тренажеров (велотренажер, эллипсоид).
Дозирование нагрузки основывается на соблюдении аэробного режима (пульсовая зона 60-75% от ЧСС макс, где ЧСС макс = 220 - возраст [8]). Интенсивность должна быть умеренной, позволяющей разговаривать без сильной одышки, что контролируется пульсометрией и шкалой Борга. Начальная продолжительность занятия – 20-25 минут с постепенным увеличением до 35-45 минут (без учета разминки/заминки), дозированной ходьбы – от 15 до 45 минут. Оптимальная частота: 3-4 занятия ЛФК в неделю в поликлинике плюс ежедневная УГГ и активный отдых в выходные. Плотность занятия должна составлять 60-70%.
Противопоказания и наблюдение
Противопоказания к ЛФК (определяемые врачом как относительные или абсолютные) включают обострение хронических заболеваний; острые инфекционно-воспалительные процессы с лихорадкой; декомпенсированные пороки сердца и тяжелые аритмии; выраженную артериальную гипертензию; высокий риск тромбоэмболий; тяжелые ортопедические нарушения, требующие покоя [1; 5]. Наблюдение за пациентом включает три этапа: 1) Начальный – обязательный осмотр педиатром/врачом ЛФК, ЭКГ (по показаниям), антропометрия (рост, вес, ИМТ, окружность талии) и оценка физической подготовленности; 2) Текущий – регистрация ЧСС и АД до, во время (на пике) и после занятия, оценка субъективных ощущений ребенка, антропометрический контроль каждые 1-2 месяца; 3) Коррекция программы – регулярная (раз в 1-2 месяца) адаптация комплекса ЛФК специалистом с учетом динамики состояния, переносимости нагрузок и достигнутых результатов.
Заключение
ЛФК является неотъемлемым и высокоэффективным компонентом комплексной терапии ожирения 2 степени у детей младшего школьного возраста на поликлиническом этапе. Правильно организованные, регулярные, дозированные и аэробные физические нагрузки под медицинским контролем способствуют не только снижению массы тела и улучшению соматического здоровья, но и коррекции ортопедических нарушений, нормализации психоэмоционального состояния, формированию основ здорового образа жизни. Ключевыми факторами успеха являются индивидуальный подход, мотивация ребенка и активное участие семьи, а также четкая координация усилий всех специалистов поликлиники. Раннее начало и последовательное проведение ЛФК позволяет предотвратить прогрессирование ожирения и развитие тяжелых осложнений, закладывая фундамент здоровья во взрослой жизни.
Список литературы
- Министерство здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации «Ожирение у детей». Обновлённая редакция к началу 2025 г., утверждена Минздравом РФ. — М., 2024. — (Протокол)
- World Health Organization. Report of the Commission on Ending Childhood Obesity. — Geneva, World Health Organization, 2016. — 64 p.
- Dedov I. I., Peterkova V. A. (eds.). Children’s Endocrinology: A Guide. Moscow: GEOTAR‑Media, 2021. — Chapter 11: Obesity in Children and Adolescents
- Cole T. J., Lobstein T. Extended international (IOTF) body mass index cut‑offs for thinness, overweight and obesity // Pediatric Obesity. 2012. Vol. 7, no. 4, pp. 284–294
- Potapchuk A. A., Matveev S. V., Didur M. D. Lechebnaya fizicheskaya kultura v detskom vozraste [Therapeutic Physical Culture in Childhood]. Saint Petersburg: Rech, 2007. — 464 p.
- Biddle S. J. H., Asare M. Physical activity and mental health in children and adolescents: a review of reviews // British Journal of Sports Medicine. 2011; volume 45: 886–895
- Черная Н. Л., Маскова Г. С., Шубина Е. В., Танчук А. И. Effektivnost primeneniya lechebnogo plavaniya v reabilitatsii shkolnikov s ozhireniyem v usloviyakh detskoy polikliniki [Effectiveness of therapeutic swimming in rehabilitation of schoolchildren with obesity in a pediatric clinic] // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoy fizkultury. 2020; 97(4): 62–69
- Daniels S. R., Hassink S. G. The Role of the Pediatrician in Primary Prevention of Obesity // Pediatrics. 2015; 136(1): e275–e292
- CyberLeninka. Zabolevaemostʹ ozhireniem u detey v vozraste 0–17 let v Rossiyskoy Federatsii v period s 2018 po 2023 god // CyberLeninka. — онлайн‑статья, 2023
- Российский вестник гигиены. Гиподинамия как фактор риска избыточной массы тела и ожирения у детей и подростков // Российский вестник гигиены. № 3, 2022