В современных условиях функционирования общества вопросы экологической повестки и охраны окружающей среды приобретают особую важность. Стремительное развитие промышленного сектора и сельского хозяйства, урбанизация создают новые вызовы для сохранения благоприятной экологической обстановки. В этой ситуации эффективное правовое регулирование экологических общественных отношений выступает ведущим инструментом обеспечения баланса между экономическим прогрессом и сохранением природных ресурсов.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» три национальные цели из семи в той или иной мере посвящены экологическому благополучию, климату и охране окружающей среды [6]. К другим документам стратегического планирования в сфере экологии относятся «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012), Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ от 11.03.2019 № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и другие. Цели, задачи, механизмы некоторых из перечисленных документов ограничены 2025 годом, в связи с чем особую важность приобретут приоритеты, которые будут сформулированы и закреплены в последующих документах.
С принятием Конституции Российской Федерации важным направлением стало создание передовых законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на регулирование природоресурсных и природоохранных (природоохранительных) отношений, экологизацию природоресурсных нормативных правовых актов, а также других отраслей российского законодательства. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ является основополагающим в системе экологического законодательства. Примечательно, что Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 (ред. от 10.01.2002) «Об охране окружающей природной среды», концепция которого легла в основу действующего Федерального закона, негласно именовали Экологическим кодексом [4, с. 7].
Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах. К ним относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Также важными актам экологического права, в частности, являются: федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»; от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Судебная практика как важнейшая составляющая правовой системы, имеет особое значение для эффективности правового регулирования, оказывая различное воздействие на решения субъектов правотворческой и правоприменительной деятельности. Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что основная задача России как гаранта экологического благополучия – достижение баланса частных и публичных интересов в хозяйственной сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к природе методов хозяйствования в целях экосовместимого экономического развития [7]. Таким образом, подчеркивается необходимость совершенствования правового регулирования, направленного на предотвращение правонарушений в сфере экологии и на стимулирование перехода к экологически безопасным методам хозяйственной деятельности для гармонизации экологического благополучия и экономических процессов.
Необходимо отметить, что в экологическом законодательстве, системе управления и регулирования природными ресурсами и охраной окружающей среды происходят существенные позитивные изменения. Например, в 2024 году реформирована система обращения с медицинскими отходами, приняты поправки об объектах IV категории негативного воздействия на окружающую среду, определены особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля за выбросами приоритетных загрязняющих веществ на квотируемых объектах, произведена замена плановых проверок на регулярное подтверждение соответствия для владельцев лицензий на обращение с отходами, расширены формы экологического контроля, утвержден новый порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду, обновлено Положение о проведении государственной экологической экспертизе, утверждены Ветеринарные правила содержания, эксплуатации и ликвидации скотомогильников.
Однако действительное положение дел в сфере экологии свидетельствует о том, что по-прежнему сохраняется ряд несовершенств, таких как: недостаточность инструментов самоконтроля природопользователей, имеющих важное публично-правовое значение; низкие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду; несовершенство нормативно-правовой базы по вопросам экологического страхования, аудита, сертификации природопользования; отсутствие системы сбора медицинских отходов и отходов от фармацевтической деятельности от населения, отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по формированию экологической культуры местного населения в области обращения с отходами от использования шприцов и средств индивидуальной защиты, просроченных лекарств и др., а также по созданию и содержанию мест накопления таких отходов [3, с. 253-254]; отсутствие единого подхода в регулировании обеспечения безопасности на территории субъектов РФ в части выявления бесхозяйных скотомогильников, включая сибиреязвенные, и ликвидации неиспользуемых скотомогильников [5, с. 127] и другие.
В связи с этим в доктрине высказываются мнения о необходимости разработки экологического кодекса, хотя не все ученые поддерживают такую инициативу. Несмотря на то, что дискуссия о создании в Российской Федерации Экологического кодекса продолжается уже не первое десятилетие, а представителями научного сообществами и органами государственной власти разрабатывались концепции данного кодифицированного акта, он до сих пор не принят. Полагаем совершенно справедливым высказанное С.А. Боголюбовым мнение о совокупности проблем и опасностей, которые необходимо учитывать при создании экологического кодекса и для преодоления которых понадобится проведение серьезной аналитической работы с учетом состояния развития российского законодательства в целом и экологического законодательства в частности [1, с. 15].
Таким образом, на данном этапе правовое регулирование экологических общественных отношений включает как положительные, так и отрицательные составляющие. Полагаем возможным обратиться к позитивному опыту Китая в части реализации передовых инициатив в области «зеленого» развития и формирования единых стандартов в области декарбонизации национальной экономики [4, с. 4-5]. Относительно принятия экологического кодекса на данном этапе представляется более рациональным сосредоточиться на нормативно-правовом обеспечении решения значимых экологических проблем и достижении показателей национального проекта «Экологическое благополучие». В дальнейшем не исключаем возможности принятия экологического кодекса Российской Федерации.
Наличие пробелов в законодательстве, регулирующем отношения природоохраны и природопользования, требует всестороннего изучения актуальных вопросов, устранения противоречий в правовых нормах, обновления нормативно-правовых актов и методических документов. Дальнейшее развитие правового регулирования экологических отношений видится в законодательной гармонизации достижения экологического благополучия и развития экономики, открытом и комплексном взаимодействии государства, бизнеса и общества, усилении контроля за нецелевым использованием бюджетных средств, стимулировании коммерческих организаций, реализующих программы экологической модернизации производства и участвующих в мероприятиях национального проекта. Также важно повышение вовлеченности органов местного самоуправления в сферу разработки и исполнения региональных экологических проектов, так как именно на данном уровне можно эффективно обнаруживать и устранять экологические угрозы и риски на определенной территории, а также повышать уровень экологической культуры и привлекать заинтересованное население к решению проблем в сфере охраны окружающей среды. В рамках подготовки нормативных правовых актов и реализации их положений необходимо обеспечивать квалифицированное научное сопровождение, внедрять качественные прикладные результаты, расширять научно-методические основы, уделять должное внимание системному подходу, прогнозированию и превентивным мерам, что полностью соотносится с таким принципом охраны окружающей среды, как научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Список литературы
- Боголюбов, С.А. Научно-практические проблемы создания экологического кодекса / С.А. Боголюбов // Журнал Белорусского государственного университета. Право. - 2023. - № 1. С. 10-17
- Ведышева, Н.О. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности бесхозяйных скотомогильников / Н.О. Ведышева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2023. - № 3. С. 119-128
- Мухлынина, М.М. Приоритетные направления экологической политики и права России: пути трансформации / М.М. Мухлынина, Н.О. Ведышева // Актуальные проблемы экологии и природопользования: Сборник научных трудов XXIV Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 20–22 апреля 2023 года. Том 2. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2023. - С. 251-255
- Петров, В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды») / В.В. Петров // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 1992. - № 3. - С. 3-13
- Заклязьминская, Е.О. Политика Китая в области охраны окружающей среды / Е.О. Заклязьминская // Аналитическая записка № 50 / 2024. - М.: РСМД, 2024. - 12 с.
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СЗ РФ. - 2024. - № 20. - Ст. 2584
- Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2025 № 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 34 и пункта 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод в связи с жалобой акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация» // СПС «КонсультантПлюс»