Потребительский экстремизм (или злоупотребление правом потребителем) – это недобросовестное применение правовых норм, а также использование положения экономически слабого участника гражданского оборота со стороны потребителя, преследующего цель не защитить свои права от противоправных действий изготовителя, исполнителя или продавца, а получить имущественную или иную выгоду, вследствие чего происходит нарушение прав названного круга контрагентов потребителя. Под формой потребительского экстремизма автором подразумеваются действия, в которых выражается это злоупотребление. В научных работах чаще всего выделяются следующие: отказ потребителя от оплаты услуги непосредственно после ее получения, несмотря на отсутствие дефектов; инициирование в отношении предпринимателя проверок контрольно-надзорных органов (Роспотребнадзора, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) [3, с. 162]; шантаж; инициирование судебных споров [2, с. 83].
При отказе от оплаты услуги непосредственно после ее получения потребители ссылаются на то, что не удовлетворены получившимся результатом, эстетическим видом, ожидали другого итога, хотя признают отсутствие дефектов. Видится, что инициирование проверок контрольных органов направлено преимущественно на создание неудобств для производителей, продавцов, а не на возмещение убытков. Шантаж может представлять собой угрозы потребителя в адрес продавца с целью достичь выполнения требований без обращения в судебные или надзорные органы. Многие продавцы принимают подобные условия во избежание судебных разбирательств, потери времени и других ресурсов, однако подобные действия негативны для самих предпринимателей, так как они лишаются возможности объективной оценки всех обстоятельств компетентным органом и получения справедливого решения. Судебные разбирательства инициируются лицами или организациями, которые на профессиональной основе занимаются защитой прав потребителей, понимают особенности сферы и правового регулирования.
Обращение к судебной практике позволяет выделить и другие формы.
Приобретение товаров по многократно заниженным ценам (чаще всего вследствие технических сбоев на сайтах). Истец купил несколько товаров по стоимости в 846 раз ниже фактической, при этом он являлся пользователем приложения и имел личный кабинет, факт наличия у ответчика технической ошибки на интернет-сайте не оспаривал. В определении от 6 июня 2023 года № 16-КГ23-6-К4 [4] по данному делу Верховный суд Российской Федерации не согласился с выводами нижестоящих судов, которые не удовлетворили требования истца, усмотрели злоупотребление правом в его действиях, и отправил дело на новое рассмотрение. Полагаем, что в настоящее время потребители обладают достаточными представлениями о примерной стоимости товаров, имеют ресурсы для уточнения стоимости аналогичных товаров, потому видится возможным поставить под сомнение нераспознание технического сбоя на сайте и трактовать это как злоупотребление правом потребителем.
Извлечение чрезмерной выгоды. Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 6 декабря 2023 года по делу № 2-7619/2023 [5] со ссылкой на определение коллегии по гражданским делам Верховного суда от 29 июня 2021 года № 49-КГ21-22-К6 [6] истцу было отказано во взыскании неустойки и штрафа, с учётом обстоятельств был значительно уменьшен размер компенсации морального вреда ввиду отсутствия у ответчика возможности добровольно исполнить требования потребителя, преднамеренно направившего досудебную претензию не на юридический адрес ответчика, а в адрес нахождения магазина. В данном случае искусственное увеличение размера неустойки и взыскание несоразмерного морального ущерба видится явным злоупотреблением правом.
Отказ предоставить товар для проведения проверки качества или экспертизы. Потребитель ссылался на ненадлежащее качество товара, но неоднократно уклонялся от передачи товара импортёру для проверки качества. В определении Верховного суда от 6 апреля 2021 года № 8-КГ21-1-К2 [7] разъясняется, что в случае неисполнения потребителем установленной законом обязанности по предоставлению товара импортёру его поведение подлежит оценке судом на предмет соответствия требованиям добросовестности. Полагаем, что данный и подобные случаи можно рассматривать как попытку злоупотребления правом потребителем и извлечения необоснованной выгоды из недобросовестного поведения, так как подобные действия покупателя лишают импортёра возможности проверить обоснованность требования относительно качества товара.
Для классификации потребительского экстремизма выделим следующие критерии: цель, субъектный состав (со стороны потребителя), сфера злоупотребления.
В качестве целей потребительского экстремизма могу выступать следующие: получение денежной выгоды; противостояние с конкурентом или нежелательной компанией; сведение личных счетов; удовлетворение иных личных потребностей, не связанных напрямую с извлечением прибыли и др. Видится, что иногда потребитель может быть недостаточно осведомлён о своих правах, может неверно их понимать, однако всё равно требовать защиты. Возможно, что цель такого потребителя заключается не в получении прибыли, а в обоснованном, как он полагает, стремлении восстановить справедливость. В данном случае полагаем, что злоупотребление отсутствует, так как у покупателя нет самого субъективного права. Согласимся с позицией В.П. Грибанова и других исследователей: когда лицо совершает какие-либо действия, не основанные на субъективном праве, говорить о злоупотреблении нельзя [1, с. 45].
По субъектному составу потребительский экстремизм можно подразделить на индивидуальный (злоупотребление правом со стороны потребителя) и коллективный (недобросовестное поведение общественных объединений потребителей) [3, с. 164]. Более масштабен и опасен для продавцов второй вид, потому что в таких организациях, как правило, есть компетентные в применении правовых норм, защите прав потребителей и знающие пробелы в законодательстве юристы-профессионалы. К безусловным негативным последствиям для продавцов могут привести проверки, проводимые подобными общественными организациями с привлечением других обществ в случае, если у них один и тот же учредитель (усматривается аффилированность). Кроме того, правозащитные организации могут действовать в интересах своего учредителя (например, организовывать похожие судебные разбирательства, предметом которых являются претензии её владельца, его родственников или знакомых).
По сфере злоупотребления можно выделить большое количество видов потребительского экстремизма: в розничной торговле (одежда, электроника, продукты питания, бытовая техника, мебель, автомобили), в сфере общественного питания, в банковских сделках. Наиболее масштабно рассматриваемое явление развивается в сфере медицинских услуг, туристских услуг, долевого строительства, страхования. В конце 2019 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ планировало разработку законопроекта об ограничении «потребительского экстремизма», в Российском союзе строителей также была создана рабочая группа по противодействию этому явлению. Полагаем, что активное распространение потребительского экстремизма происходит в тех сферах, где товары и услуги обладают большой стоимостью, и потребители хотят возместить часть потраченных денежных средств, ссылаясь даже на самые незначительные недостатки. Отдельного внимания заслуживают злоупотребление правом потребителями в e-commerce, на маркетплейсах, проявляющиеся в массовых возвратах товаров и связанные, по нашему мнению, прежде всего с отсутствием специального законодательного регулирования.
Таким образом, на основании анализа доктрины и судебной практики выделим следующие формы потребительского экстремизма: отказ потребителя от оплаты услуги непосредственно после ее получения, несмотря на отсутствие дефектов; инициирование в отношении предпринимателя проверок контрольно-надзорных органов; шантаж; инициирование судебных разбирательств; приобретение товаров по многократно заниженным ценам; извлечение чрезмерной выгоды; отказ предоставить товар для проведения проверки качества или экспертизы. Данный перечень не является закрытым, могут встречаться различные сочетания двух и более форм изучаемого явления. По видам потребительский экстремизм можно подразделить на: направленный на получение имущественной выгоды и неимущественной выгоды; индивидуальный и коллективный; проявляющийся в сфере розничной и электронной торговли, в сфере медицинских и туристских услуг, строительства и др. Нами не был использован критерий формы вины потребителя, так как полагаем умысел единственной возможной формой, учитывая формулировку «заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав» из ст. 10 ГК РФ.
Разнообразие форм и видов потребительского экстремизма видится возможным объяснить несовершенством и несбалансированностью законодательства о защите прав потребителей, порождающими множественные основания возникновения данного злоупотребления. В свою очередь выделение множества форм и классификация исследуемого явления по цели, субъектному составу, сфере злоупотребления, чему не уделено достаточного внимания в доктрине, необходимы для разработки точечных и конкретных механизмов противодействия каждому из видов злоупотреблений.
Список литературы
- Грибанов, В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. 2-е изд. - М.: Статут, 2020. - 414 с.
- Дрожжин, Е.М. «Потребительский экстремизм»: понятие, формы, гражданско-правовые инструменты противодействия / Е.М. Дрожжин // LXXII молодёжная научная конференция, посвящённая 80-летию КуАИ-СГАУ-Самарского университета, 115-летию со дня рождения академика С.П. Королёва. - Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, 2022. - С. 82-83
- Кузнецова, Е.С. Злоупотребление правом потребителями: актуальные проблемы / Е.С. Кузнецова, Т.А. Куйдина // Вопросы российской юстиции. - 2022. - № 20. - С. 158-166
- «Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
- Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 6 декабря 2023 года по делу № 2-7619/2023 // СПС «КонсультантПлюс»
- Определение коллегии по гражданским делам Верховного суда от 29 июня 2021 года № 49-КГ21-22-К6 // СПС «Гарант»
- Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021) // СПС «КонсультантПлюс»