Россия, как и многие другие страны, сталкивается с проблемами терроризма, экстремизма, наркоторговли. Преступления в этих и иных сферах совершают как иностранные граждане, так и граждане Российской Федерации. Самыми резонансными становятся именно преступления иностранцев и граждан РФ, приобретших гражданство. Огромное недовольство в обществе вызывала проблема невозможности прекращения гражданства в отношении лиц, получивших его не порождению. Ведь наше государство, предоставив им гражданство, а вместе с тем и всевозможные права, полагалось на добросовестность этих лиц. Ведь они обязались соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; быть верными России. Подобные обязательства содержит в себе действующая Присяга гражданина РФ (ст. 21 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации [1]»). Те же слова были закреплены и в утратившем силу ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации [2]». Таким образом, практика сохранения гражданства бесчеловечными преступниками, по сути, обманувшими Российское государство, видится крайне неправильной мерой.
В п. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации сказано [3], что гражданин не может быть лишен своего гражданства. Почему наш Основной закон содержит в себе такую норму? Как отмечали многие исследователи [9, c. 596] причиной является советская практика лишения гражданства в отношении людей, несогласных с коммунистическим строем. Это стало предпосылкой закрепления в Конституции РФ запрета на лишение гражданства. То есть причины были политическими, именно риск использования государством механизма лишения гражданства против диссидентов сподвиг авторов Конституции и российский народ, приявший ее на референдуме, закрепить норму в 1 главе.
При этом лишение гражданства – распространённая практика даже в странах Запада, которые претендуют на роль самых демократичных государств. Так, например, согласно ст. 25 Гражданского кодекса Франции [4] лицо, получившее статус француза, может быть лишено гражданства, когда оно осуждено за деяние, которое квалифицируется как тяжкое или менее тяжкое преступление, посягающее на основополагающие интересы нации, или за преступление, являющееся террористическим актом, а также когда оно осуждено за деяние, предусмотренное в соответствии с главой II титула III Книги IV Уголовного кодекса Франции; когда оно осуществляет деятельность в интересах иностранного государства, которая является несовместимой с французским гражданством и наносит вред интересами Франции.
В целом, основная причина принудительной утраты гражданства в государствах мира – это поведение, причиняющее серьезный ущерб интересам государства (работа на иностранную разведку, терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях и др.). На этом основании лишают гражданства Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Румыния, Словения, Франция, Швейцария, Эстония. К примеру, таким образом гражданства лишили уроженцев Великобритании террориста Джека Летса и сбежавшую в запрещенное в РФ «Исламское государство» школьницу Шамилу Бегум [5].
Таким образом, принудительная утрата гражданства в определенных законом случаях не является антидемократичной практикой. Это лишь защита публичного правопорядка, которую осуществляют многие страны.
До принятия нового ФЗ «О гражданстве» в законодательстве России предусматривалась возможность отменить решение о принятии гражданства. Сначала данная мера применялась только, когда прием происходил на основе подачи «заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений». В дальнейшем перечень основания расширился: с 2017 г. основанием отмены стало совершение лицом преступлений, указанных в п. 2 ст. 22 № 62-ФЗ. Ведь сам факт преступления и есть заведомо ложные сведенья: давая присягу и получая гражданств, лицо обязуется соблюдать Конституции и законодательство РФ. Если человек не выполняет это обязательство, значит его присяга и принятие гражданства исходили из ложных сведений. Подобную позицию подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации [6].
В 2023 г. в силу вступил новый ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В нем появилась Глава 4, посвященная прекращению гражданства. В данной статье мы будем рассматривать нормы, посвященные принудительному прекращению гражданства, то есть ст. 24 и 26 закона. Считаем важным отметить, что прекращение гражданства может быть применено только в отношении натурализованных граждан.
По первому основанию (ст. 24 №138-ФЗ) гражданство прекращается в случае совершения лицом преступления, перечисленного в данной норме. В перечне несколько десятков статей, среди которых преступления из нескольких глав Уголовного кодекса Российской Федерации: это преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, преступления террористической направленности, преступления посягающих на общественную безопасность, преступления против здоровья населения, основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против правосудия, преступления против порядка управления, военной службы, мира и безопасности человечества и преступления, связанные с экстремизмом.
Причины прекращения гражданства по этим основаниям очевидны: в перечне присутствуют самые тяжелые и опасные преступления, которые наносят обществу наибольший вред. Сохранять гражданство лицам, которые сначала его приобрели, а в последствии совершили вышеуказанные деяния – опрометчивое поведение. Эти люди не достойны быть гражданами России, их принятие в гражданство было ошибкой, которая основывалась на лжи указанных лиц в отношении обязанности соблюдать нашу Конституцию и законодательство.
Интересно, что в январе 2024 года в Государственной Думе Российской Федерации был отклонен законопроект, который расширял перечень статей, являющихся основаниями для прекращения гражданства [7]. С таким решением можно согласиться: наиболее тяжкие преступления уже перечислены в законе.
В 26 статье ФЗ «О гражданстве» сказано, что еще одним основанием прекращения гражданства являются действия, создающие угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В норме отмечено: «Факт совершения действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, устанавливается органами федеральной службы безопасности, о чем выносится заключение. Порядок вынесения заключения и его форма определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности». Таким образом, возникает еще один механизм обеспечения безопасности, так как ФСБ РФ может обладать исключительными сведеньями об угрозах, которые несет лицо национальной безопасности.
Согласно п. 5 той же статьи лицо может в 10-дневный срок обжаловать заключение в суде. До окончания судебного разбирательства это лицо не может быть выслано за пределы Российской Федерации. Суд должен проверить законность заключения, и только в случае его правомерности прекращение гражданства состоится. Таким образом, обеспечивается право граждан на судебную защиту, любой может не согласиться с заключением, оспорив его.
Подводя итоги, отметим, что расширение перечня оснований прекращения гражданства должно способствовать предупреждению преступлений и иных действий, несущих угрозу национальной безопасности России. Натурализованные граждане должны осознавать, что, приобретая гражданство, они получают не только права, но и новые обязанности.
В апреле 2024 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект [8], который предусматривает дополнение присяги следующими словами: «И если я нарушу обязательства этой моей Присяги, то пусть меня постигнет суровая кара закона, вплоть до прекращения гражданства Российской Федерации». По существу, данное дополнение никак ни меняет действующее регулирование. С другой стороны, лицо приобретающее гражданство РФ в случае принятия поправки, вероятно, будет лучше осознавать ответственность своих действий.
В заключении считаем важным сказать, что прекращение гражданства по ст. 24 и ст. 26 является правильной мерой. Во многих государствах практика лишения или принудительной утраты гражданства предусматривается законодательством. Несмотря на то, что на первый взгляд возникает противоречие рассматриваемого института со ст. 6 Конституции РФ, считаем буквальное толкование нормы неверным. Принимая Конституцию, российский народ закрепил запрет лишения гражданства с целью воспрепятствования произвольного лишения гражданства по политическим мотивам. Следовательно, данную норму необходимо толковать ограничительно. Недопустимо лишение гражданства в произвольном порядке по воле государства. Когда лицо объективным образом представляет опасность обществу, совершает тяжкие преступления, прекращение гражданства допустимо, так как в этих случаях оно не имеет политических мотивов, а призвано обеспечить безопасность.
Список литературы
- Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
- «Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона)» от 21.03.1804 (с изм. и доп. по состоянию на 01.09.2011) – М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 4-592
- За что лишают гражданства в разных странах // Коммерсант // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5154510 (дата обращения: 30.05.2024)
- Определение Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 N 183-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Республики Карелия о проверке конституционности части второй статьи 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
- Законопроект № 400134-8 О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/400134-8
- Законопроект № 599502-8 О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (в части уточнения текста Присяги гражданина Российской Федерации) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/599502-8
- Кутафин О.Е. Российское гражданство. Монография. - М: Юристъ, 2003. С. 596