ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

53

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (231), Июль ‘25

Поделиться

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых технологий. В статье приведены такие типы игровых методов, как: ролевые игры, настольные и карточные игры, драматические  (театрализованные) игры, творческие игры. Данные игры способствуют развитию эмпатии, коммуникабельности, мышлению, самовыражению, самооценки.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой одну из ключевых задач образовательного процесса, поэтому важно найти методы, которые способны не только заинтересовать детей, но и эффективно способствовать их обучению и социализации.

Игра, как форма деятельности, является универсальным средством, позволяющим создать атмосферу, способствующую развитию навыков общения и взаимодействия с окружающими. 

Л. С. Выготский в своем труде пишет, что «игра всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний». По мнению ученого, «она возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аффектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которые пока еще не могут найти своего выражения в силу особенностей психического развития ребенка и сохранения прежней тенденции к немедленной реализации желаний» [1].

Другой ученый (Д.Б. Эльконин) в своем труде подчеркивает важность социальных мотивов ребенка, которые отражают его стремление к совместной жизни со взрослыми. Автор отмечает, что ролевая игра формируется в процессе социализации на определенном этапе исторического развития общества. Это происходит в тот момент, когда желания ребенка стать частью взрослой жизни уже не могут быть непосредственно удовлетворены [2].

Таким образом, мы приходим к выводу, что игра представляет собой уникальный способ вовлечения ребенка в жизнь взрослых, что способствует развитию у него новых мотивов, социальных потребностей и коммуникативных навыков. Также игра помогает сформировать новые навыки повседневной жизни.

Можно выделить следующие типы игровых методов:

1. Ролевые игры уникальны тем, что они позволяют детям принимать различные роли в жизненных ситуациях. В свою очередь, это способствует развитию коммуникативных навыков, эмпатии, осознания важности общения и принятия различных решений.

Ролевые игры помогают детям с ограниченными возможностями здоровья преодолевать барьеры коммуникации. В ходе таких игр дети могут практиковать различные ситуации взаимодействия с окружающими, что значительно снижает уровень тревожности в реальных условиях, повышает уровень самооценки, придает значение важности и нужности адаптации в обществе.

2. Настольные и карточные игры способствуют развитию логического и стратегического мышления, а также развивают навыки взаимодействия, общения, способствуют развитию сплоченности в коллективе (команде). Кроме того, такие игры влияют на развитие внимания, памяти, критического мышления.

3. Драматические (театрализованные) игры представляют собой импровизационные игры, где обучающиеся выражают свои эмоции, чувства, идеи посредством актерского мастерства. Такие игры способствуют развитию уверенности в себе, самовыражению, креативности, преодолению коммуникативных барьеров.

4. Творческие игры (изготовление поделок, рисунков) позволяют развить не только творческие способности, но и способность выражать свои мысли, желания, эмоции. Обучающиеся раскрывают в себе и такие качества, как креативность, эмпатия, коммуникабельность.

В качестве примера приведу ролевую игру: «Город добра». Для игры необходимо заранее изготовить большое разнообразие карточек – кукол

Обучающимся предлагается создать карту «Города добра». На карте ребятам необходимо нарисовать различные объекты города и подписать их (например, парк «Мир», «Река талантов», «Лес понимания» и т.д.).

Далее ребятам нужно выбрать из заранее заготовленных карточек «жителей» своего города.

После того, как обучающиеся нарисовали свой город, разместили «жителей», учитель рассказывает детям, что они отправляются на экскурсию в «Город добра». Задает вопрос: «Ребята, как вы думаете, почему наш город так называется?» Затем объясняет, что в этом городе живут очень разные и уникальные люди. Для того, чтобы всем было хорошо, нужно научиться понимать друг друга и работать вместе. Далее каждый ребенок выбирает себе «жителя» городу и немного о нем рассказывает: как его зовут, что ему нравится, какой у него талант. Затем обучающийся зачитывает карточку «жителя», в которой написано, в чем заключается его уникальность.

На следующем шаге нужно предложить детям проблемные ситуации. Например:   

Ситуация 1: «Ураган в лесу понимания».

Проблема: На город обрушился ураган, и многие деревья упали. Жителям нужно расчистить лес, но один персонаж очень боится шума, другой – очень медлительный, а третий – очень любит спорить.

Обсуждение:

Как можно помочь персонажу, который боится шума? (например, дать ему наушники или поручить тихую работу)

Какую работу можно поручить медлительному персонажу, чтобы он чувствовал себя полезным? (например, собирать ветки в кучи)

Как можно разрешить споры, чтобы работа шла быстрее? (например, договориться о правилах обсуждения)

Как важно поддерживать и успокаивать друг друга в трудной ситуации?

После игры необходимо:

Обсудить с детьми, что они узнали нового.

Спросить, что им понравилось больше всего.

Спросить, что было самым трудным.

Подчеркнуть, что различия – это не проблема, а возможность учиться друг у друга и делать мир интереснее.

Поддерживайте позитивную атмосферу. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно, высказывая свое мнение. Акцентируйте внимание на сильных сторонах каждого персонажа. Помогайте детям находить решения, а не критиковать. Будьте готовы адаптировать игру под интересы и потребности детей. Эта игра поможет детям понять, что, несмотря на все различия, мы можем дружить, сотрудничать и создавать что-то хорошее вместе.

Данная игра может быть реализована иначе (например, создать остров, лес, море. Жителями могут быть животные, насекомые и т.д.).

Игра в образовательном процессе является мощным инструментом, который может значительно улучшить процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение игровых методов не только способствует развитию коммуникативных навыков, но и улучшает общее состояние и адаптацию детей в обществе. Важно помнить, что каждое игровое занятие должно быть адаптировано под индивидуальные потребности детей, чтобы достичь максимального эффекта.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)
  2. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее