Влияние технологий на различные сферы нашей жизни с каждым годом становится все существеннее. Одной из таких сфер является финансовая. Привычные для нас финансовые услуги и инструменты, но использующие или основанные на новых информационно-коммуникационных технологиях, формируют цифровые финансы в широком смысле. Очевидно, что стремительное развитие чего-либо требует такого же стремительного, а главное актуального правового регулирования. Цифровые финансы имеют как положительные, так и отрицательные стороны – с одной стороны, они способствуют экономическому развитию, так как снижают транзакционные издержки и повышают доступность финансового сектора, а с другой стороны, создают риски для финансовой стабильности и защиты граждан. В связи с этим интересным представляется опыт Европейского Союза (далее – ЕС) в регулировании цифровых финансов. ЕС является интеграционным объединением суверенных государств, обладающим признаками наднациональности, и стремится к единому регулированию цифровых финансов на всей территории ЕС.
Поддержка цифрового перехода в ЕС является ключевым приоритетом для Европейской комиссии [1]. В рамках этой инициативы в сентябре 2020 года Комиссией был принят пакет документов в области цифровых финансов, именуемый «Цифровой финансовый пакет» (далее – Пакет) [2], состоящий из: Стратегии цифровых финансов, Стратегии розничных платежей, законодательных предложений в отношении криптоактивов и предложений в отношении цифровой операционной устойчивости.
Вместе с тем, стоит отметить, что это далеко не первые акты, принятые на уровне ЕС в сфере цифровых финансов. Так, ранее были приняты Регламент (ЕС) № 600/2014 «О рынках финансовых инструментов и внесении поправок в Регламент (ЕС) № 648/2012» [3] и Директива 2014/65/ЕС «О рынках финансовых инструментов и о внесении изменений в Директиву 2002/92/ЕС и Директиву 2011/61/ЕС» [4], направленных на преодоление различного национального регулирования третьих стран, посвященного доступу к рынкам ЕС для компаний и операторов рынка из этих стран.
В основе Пакета лежит Стратегия цифровых финансов, определяющая общую стратегическую цель и четыре приоритета деятельности Комиссии в сфере цифровых финансов [5]. В свою очередь, каждый из приоритетов предполагает действия, которые должна совершить Комиссия к определенному времени.
Первый приоритет – устранение фрагментации на едином цифровом рынке ЕС. Представленная Комиссией стратегия направлена, в том числе, на развитие возможностей единого внутреннего рынка ЕС через предоставление его субъектам преимуществ цифровых финансовых услуг. Указанное достигается через, во-первых, обеспечение возможности совместимого использования цифровых идентификаторов на всей территории ЕС, которые позволят потребителям получать доступ к финансовым услугам с учетом требований ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма), а во-вторых, содействие масштабированию цифровых финансовых услуг на едином внутреннем рынке.
Второй приоритет – адаптация нормативно-правовой базы ЕС для содействия цифровым инновациям. По мнению Комиссии, правовое регулирование должно соответствовать требованиям цифровой эпохи. Нормативно-правовая база должна обеспечивать возможность рынков использовать криптоактивы и токенизированные финансовые инструменты, инфраструктуру облачных вычислений, стимулировать инвестиции в программное обеспечение через адаптацию регулирования и содействие внедрению инструментов искусственного интеллекта. Для повышения эффективности регулирования Комиссия обязуется на регулярной основе подготавливать обзоры законодательства и разъяснений.
Третий приоритет – создание пространства данных ЕС в сфере цифровых финансов для содействия инновациям. В соответствии с третьим приоритетом должен быть обеспечен цифровой доступ в режиме реального времени ко всей регулирующей финансовую сферу информации, для чего Комиссия должна внедрить необходимую инфраструктуру. Кроме того, ставится задача по продвижению IT-инструментов для облегчения подготовки и сдачи отчетов субъектами финансового рынка и надзора за их деятельностью в предусмотренных правом ЕС случаях.
Четвертый приоритет – решение проблем и рисков, связанных с цифровой трансформацией. Как указывалось ранее, цифровые финансы не лишены недостатков, обусловленных самой их цифровой природой, в связи с чем важно уделять внимание обеспечению финансовой стабильности, защите инвесторов и потребителей на основе общего принципа финансовой сферы «одинаковая деятельность, одинаковый риск, одинаковые правила». Согласно указанному принципу, субъекты, осуществляющие одинаковую финансовую деятельность и создающие схожие риски, должны подчиняться одинаковым правилам. Нельзя забывать и о мероприятиях, направленных на повышение цифровой операционной устойчивости.
Таким образом, главная цель Стратегии обеспечить развитие цифровых финансов в пределах предоставленного правового регулирования, которое должно быть современным, доступным и вселять уверенность в инвесторов, потребителей и бизнес.
В рамках реализации Стратегии цифровых финансов был принят Регламент (ЕС) № 2022/2554 «О цифровой операционной устойчивости финансового сектора и о внесении изменений в Регламенты (ЕС) № 1060/2009, (ЕС) № 648/2012, (ЕС) № 600/2014, (ЕС) № 909/2014 и (ЕС) 2016/1011» (DORA) [6]. Регламент призван восполнить существующие пробелы в регулировании операционных рисков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Так, до принятия Регламента финансовые учреждения управляли операционными рисками путем резервирования капитала для покрытия возможных убытков. С принятием нового регулирования акцент в управлении рисками смещен с устранения последствий того или иного инцидента, например, сбой или кибератака, на конкретные мероприятия по недопущению таких инцидентов.
DORA требует от финансовых организаций, к которым в соответствии с ст. 2 Регламента относятся кредитные организации, платежные учреждения и организации, занимающиеся электронными деньгами, поставщиков услуг криптоактивов, центральные депозитарии ценных бумаг, торговые площадки, а всего 21 субъект, внедрения мер управления и контроля, обеспечивающих осмотрительное управление ИКТ-рисками. К таким мерам относится установление четких правил управления ИКТ-рисками, отчетность об инцидентах, тестирование операционной устойчивости и надзор за рисками, связанными с ИКТ со стороны третьих лиц. Однако Регламент содержит общую структуру, конкретные технические стандарты будут разрабатываться компетентными европейскими надзорными органами (ESA), а контроль за соблюдением возлагается на национальные ведомства.
Так же в ЕС действует пилотный режим для рыночной инфраструктуры на основе технологии распределенного реестра (DLT) [7]. Пилотный режим охватывает криптоактивы и призван устранить нормативные барьеры для торговли и расчетов по криптоактивам, в первую очередь, чтобы помочь операторам и регулирующим органам получить опыт их использования. Регламент предусматривает сотрудничество между операторами рыночной инфраструктуры на основе DLT, национальными органами государств-членов ЕС и Европейским управление по финансовым рынкам (ESMA).
Еще одним актом, принятым в рамках реализации Стратегии и регулирующим финансовые инструменты на основе DLT, является Регламент (ЕС) № 2023/1114 «О рынках криптоактивов и о внесении изменений в Регламенты (ЕС) № 1093/2010 и (ЕС) № 1095/2010 и Директивы 2013/36/ЕС и (ЕС) 2019/1937» (MiCA) [8]. Регламент выделяет три категории криптоактивов:
- электронный денежный токен (EMT) – токены, чья стабильность обеспечивается за счет привязки к какой-либо официальной валюте;
- токен, привязанный к активу (ART) - токены, чья стабильность обеспечивается за счет привязки к сырьевым активам, недвижимости, праву и т.д.;
- все остальные криптоактивы.
Регламент устанавливает ряд требований для эмитентов EMT и ART, повышая уровень надежности для потребителя. По нашему мнению, представленное регулирование во многом схоже с регулированием банковской деятельности и требованиями, обычно предъявляемым к банкам.
В 2023 году Европейская комиссия представила предложения по внедрению цифрового евро [9], который будет дополнять евро в уже привычных формах: наличной и безналичной. По мнению Комиссии, цифровой евро – необходимая для автономности финансовой системы ЕС альтернатива существующим цифровым валютам на основе DLT, спрос на которые существенно возрос из-за цифровизации платежных и транзакционных услуг.
Таким образом цифровизация финансового сектора Европейского Союза сейчас является для него приоритетом. Учитывая, что некоторые нормы права ЕС обладают признаками верховенства и прямого действия, а сам Союз предлагает конкретные шаги, реализация которых происходит достаточно быстро, можно ожидать, что Союз достигнет своей цели в ближайшем будущем. По нашему мнению, цифровизация финансового сектора – общая тенденция, мы видим, что и Российская Федерация идет по этому пути, создавая цифровой рубль. Похожих изменений стоит ожидать и в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Список литературы
- Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions, Shaping Europe’s Digital Future, Brussels, 19.02.2020 // COM(2020) 67 final
- European Commission, Communication «Digital finance package», Brussels, 24.09.2020 // Официальный сайт Европейской Комиссии. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.ec.europa.eu/publications/digital-finance-package_en#files (дата обращения: 15.07.2025 г.)
- Regulation (EU) № 600/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Regulation (EU) № 648/2012 // Official Journal L 173. 12.06.2014. P. 84–148
- Directive 2014/65/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Directive 2002/92/EC and Directive 2011/61/EU // Official Journal L 173. 12.06.2014. P. 349-496
- Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions on a Digital Finance Strategy for the EU, Brussels, 24.09.2020 // COM (2020) 591 final
- Regulation (EU) № 2022/2554 of the European Parliament and of the Council of 14 December 2022 on digital operational resilience for the financial sector and amending Regulations (EC) № 1060/2009, (EU) № 648/2012, (EU) № 600/2014, (EU) № 909/2014 and (EU) 2016/1011 // Official Journal L 333. 27.12.2022. P. 1-79
- Regulation (EU) № 2022/858 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2022 on a pilot regime for market infrastructures based on distributed ledger technology, and amending Regulations (EU) № 600/2014 and (EU) № 909/2014 and Directive 2014/65/EU // Official Journal L 151. 02.06.2022. P. 1-33
- Regulation (EU) № 2023/1114 of the European Parliament and of the Council of 31 May 2023 on markets in crypto-assets, and amending Regulations (EU) № 1093/2010 and (EU) № 1095/2010 and Directives 2013/36/EU and (EU) 2019/1937 // Official Journal L 150. 09.06.2023. P. 40-205
- European Commission, General publications «Digital euro package» Brussels, 28.06.2023 // Официальный сайт Европейской Комиссии. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.ec.europa.eu/publications/digital-euro-package_en (дата обращения: 18.07.2025 г.)