ЭРА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВ В ПРАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЭРА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВ В ПРАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

31

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (230), Июль ‘25

Поделиться

Цифровизация финансового сектора – тенденция нашего времени. Осознавая это, государства и интеграционные объединения с их участием приходят к необходимости ее урегулирования. В статье рассматриваются вопросы, связанные с регулированием цифровых финансов в праве Европейского Союза, особое внимание в этом вопросе уделяется позиции Европейской Комиссии.

Влияние технологий на различные сферы нашей жизни с каждым годом становится все существеннее. Одной из таких сфер является финансовая. Привычные для нас финансовые услуги и инструменты, но использующие или основанные на новых информационно-коммуникационных технологиях, формируют цифровые финансы в широком смысле. Очевидно, что стремительное развитие чего-либо требует такого же стремительного, а главное актуального правового регулирования. Цифровые финансы имеют как положительные, так и отрицательные стороны – с одной стороны, они способствуют экономическому развитию, так как снижают транзакционные издержки и повышают доступность финансового сектора, а с другой стороны, создают риски для финансовой стабильности и защиты граждан. В связи с этим интересным представляется опыт Европейского Союза (далее – ЕС) в регулировании цифровых финансов. ЕС является интеграционным объединением суверенных государств, обладающим признаками наднациональности, и стремится к единому регулированию цифровых финансов на всей территории ЕС.

Поддержка цифрового перехода в ЕС является ключевым приоритетом для Европейской комиссии [1]. В рамках этой инициативы в сентябре 2020 года Комиссией был принят пакет документов в области цифровых финансов, именуемый «Цифровой финансовый пакет» (далее – Пакет) [2], состоящий из: Стратегии цифровых финансов, Стратегии розничных платежей, законодательных предложений в отношении криптоактивов и предложений в отношении цифровой операционной устойчивости.

Вместе с тем, стоит отметить, что это далеко не первые акты, принятые на уровне ЕС в сфере цифровых финансов. Так, ранее были приняты Регламент (ЕС) № 600/2014 «О рынках финансовых инструментов и внесении поправок в Регламент (ЕС) № 648/2012» [3] и Директива 2014/65/ЕС «О рынках финансовых инструментов и о внесении изменений в Директиву 2002/92/ЕС и Директиву 2011/61/ЕС» [4], направленных на преодоление различного национального регулирования третьих стран, посвященного доступу к рынкам ЕС для компаний и операторов рынка из этих стран.

В основе Пакета лежит Стратегия цифровых финансов, определяющая общую стратегическую цель и четыре приоритета деятельности Комиссии в сфере цифровых финансов [5]. В свою очередь, каждый из приоритетов предполагает действия, которые должна совершить Комиссия к определенному времени.

Первый приоритет – устранение фрагментации на едином цифровом рынке ЕС. Представленная Комиссией стратегия направлена, в том числе, на развитие возможностей единого внутреннего рынка ЕС через предоставление его субъектам преимуществ цифровых финансовых услуг. Указанное достигается через, во-первых, обеспечение возможности совместимого использования цифровых идентификаторов на всей территории ЕС, которые позволят потребителям получать доступ к финансовым услугам с учетом требований ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма), а во-вторых, содействие масштабированию цифровых финансовых услуг на едином внутреннем рынке.

Второй приоритет – адаптация нормативно-правовой базы ЕС для содействия цифровым инновациям. По мнению Комиссии, правовое регулирование должно соответствовать требованиям цифровой эпохи. Нормативно-правовая база должна обеспечивать возможность рынков использовать криптоактивы и токенизированные финансовые инструменты, инфраструктуру облачных вычислений, стимулировать инвестиции в программное обеспечение через адаптацию регулирования и содействие внедрению инструментов искусственного интеллекта. Для повышения эффективности регулирования Комиссия обязуется на регулярной основе подготавливать обзоры законодательства и разъяснений.

Третий приоритет – создание пространства данных ЕС в сфере цифровых финансов для содействия инновациям. В соответствии с третьим приоритетом должен быть обеспечен цифровой доступ в режиме реального времени ко всей регулирующей финансовую сферу информации, для чего Комиссия должна внедрить необходимую инфраструктуру. Кроме того, ставится задача по продвижению IT-инструментов для облегчения подготовки и сдачи отчетов субъектами финансового рынка и надзора за их деятельностью в предусмотренных правом ЕС случаях.

Четвертый приоритет – решение проблем и рисков, связанных с цифровой трансформацией. Как указывалось ранее, цифровые финансы не лишены недостатков, обусловленных самой их цифровой природой, в связи с чем важно уделять внимание обеспечению финансовой стабильности, защите инвесторов и потребителей на основе общего принципа финансовой сферы «одинаковая деятельность, одинаковый риск, одинаковые правила». Согласно указанному принципу, субъекты, осуществляющие одинаковую финансовую деятельность и создающие схожие риски, должны подчиняться одинаковым правилам. Нельзя забывать и о мероприятиях, направленных на повышение цифровой операционной устойчивости.

Таким образом, главная цель Стратегии обеспечить развитие цифровых финансов в пределах предоставленного правового регулирования, которое должно быть современным, доступным и вселять уверенность в инвесторов, потребителей и бизнес.

В рамках реализации Стратегии цифровых финансов был принят Регламент (ЕС) № 2022/2554 «О цифровой операционной устойчивости финансового сектора и о внесении изменений в Регламенты (ЕС) № 1060/2009, (ЕС) № 648/2012, (ЕС) № 600/2014, (ЕС) № 909/2014 и (ЕС) 2016/1011» (DORA) [6]. Регламент призван восполнить существующие пробелы в регулировании операционных рисков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Так, до принятия Регламента финансовые учреждения управляли операционными рисками путем резервирования капитала для покрытия возможных убытков. С принятием нового регулирования акцент в управлении рисками смещен с устранения последствий того или иного инцидента, например, сбой или кибератака, на конкретные мероприятия по недопущению таких инцидентов.

DORA требует от финансовых организаций, к которым в соответствии с ст. 2 Регламента относятся кредитные организации, платежные учреждения и организации, занимающиеся электронными деньгами, поставщиков услуг криптоактивов, центральные депозитарии ценных бумаг, торговые площадки, а всего 21 субъект, внедрения мер управления и контроля, обеспечивающих осмотрительное управление ИКТ-рисками. К таким мерам относится установление четких правил управления ИКТ-рисками, отчетность об инцидентах, тестирование операционной устойчивости и надзор за рисками, связанными с ИКТ со стороны третьих лиц. Однако Регламент содержит общую структуру, конкретные технические стандарты будут разрабатываться компетентными европейскими надзорными органами (ESA), а контроль за соблюдением возлагается на национальные ведомства.

Так же в ЕС действует пилотный режим для рыночной инфраструктуры на основе технологии распределенного реестра (DLT) [7]. Пилотный режим охватывает криптоактивы и призван устранить нормативные барьеры для торговли и расчетов по криптоактивам, в первую очередь, чтобы помочь операторам и регулирующим органам получить опыт их использования. Регламент предусматривает сотрудничество между операторами рыночной инфраструктуры на основе DLT, национальными органами государств-членов ЕС и Европейским управление по финансовым рынкам (ESMA).

Еще одним актом, принятым в рамках реализации Стратегии и регулирующим финансовые инструменты на основе DLT, является Регламент (ЕС) № 2023/1114 «О рынках криптоактивов и о внесении изменений в Регламенты (ЕС) № 1093/2010 и (ЕС) № 1095/2010 и Директивы 2013/36/ЕС и (ЕС) 2019/1937» (MiCA) [8]. Регламент выделяет три категории криптоактивов:

  • электронный денежный токен (EMT) – токены, чья стабильность обеспечивается за счет привязки к какой-либо официальной валюте;
  • токен, привязанный к активу (ART) - токены, чья стабильность обеспечивается за счет привязки к сырьевым активам, недвижимости, праву и т.д.;
  • все остальные криптоактивы.

Регламент устанавливает ряд требований для эмитентов EMT и ART, повышая уровень надежности для потребителя. По нашему мнению, представленное регулирование во многом схоже с регулированием банковской деятельности и требованиями, обычно предъявляемым к банкам.

В 2023 году Европейская комиссия представила предложения по внедрению цифрового евро [9], который будет дополнять евро в уже привычных формах: наличной и безналичной. По мнению Комиссии, цифровой евро – необходимая для автономности финансовой системы ЕС альтернатива существующим цифровым валютам на основе DLT, спрос на которые существенно возрос из-за цифровизации платежных и транзакционных услуг.

Таким образом цифровизация финансового сектора Европейского Союза сейчас является для него приоритетом. Учитывая, что некоторые нормы права ЕС обладают признаками верховенства и прямого действия, а сам Союз предлагает конкретные шаги, реализация которых происходит достаточно быстро, можно ожидать, что Союз достигнет своей цели в ближайшем будущем. По нашему мнению, цифровизация финансового сектора – общая тенденция, мы видим, что и Российская Федерация идет по этому пути, создавая цифровой рубль. Похожих изменений стоит ожидать и в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Список литературы

  1. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions, Shaping Europe’s Digital Future, Brussels, 19.02.2020 // COM(2020) 67 final
  2. European Commission, Communication «Digital finance package», Brussels, 24.09.2020 // Официальный сайт Европейской Комиссии. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.ec.europa.eu/publications/digital-finance-package_en#files (дата обращения: 15.07.2025 г.)
  3. Regulation (EU) № 600/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Regulation (EU) № 648/2012 // Official Journal L 173. 12.06.2014. P. 84–148
  4. Directive 2014/65/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Directive 2002/92/EC and Directive 2011/61/EU // Official Journal L 173. 12.06.2014. P. 349-496
  5. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions on a Digital Finance Strategy for the EU, Brussels, 24.09.2020 // COM (2020) 591 final
  6. Regulation (EU) № 2022/2554 of the European Parliament and of the Council of 14 December 2022 on digital operational resilience for the financial sector and amending Regulations (EC) № 1060/2009, (EU) № 648/2012, (EU) № 600/2014, (EU) № 909/2014 and (EU) 2016/1011 // Official Journal L 333. 27.12.2022. P. 1-79
  7. Regulation (EU) № 2022/858 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2022 on a pilot regime for market infrastructures based on distributed ledger technology, and amending Regulations (EU) № 600/2014 and (EU) № 909/2014 and Directive 2014/65/EU // Official Journal L 151. 02.06.2022. P. 1-33
  8. Regulation (EU) № 2023/1114 of the European Parliament and of the Council of 31 May 2023 on markets in crypto-assets, and amending Regulations (EU) № 1093/2010 and (EU) № 1095/2010 and Directives 2013/36/EU and (EU) 2019/1937 // Official Journal L 150. 09.06.2023. P. 40-205
  9. European Commission, General publications «Digital euro package» Brussels, 28.06.2023 // Официальный сайт Европейской Комиссии. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.ec.europa.eu/publications/digital-euro-package_en (дата обращения: 18.07.2025 г.)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее