Результативность работы органов государственной власти, несомненно, зависит от качества их кадрового состава. Речь идет не только об уровне профессионализма и квалификации государственных служащих, но и о стимулировании и мотивировании их к добросовестному труду. Стимулирование труда – это достаточно прямолинейный механизм, позволяющий работодателю с помощью системы материальных и нематериальных поощрений обеспечивать условия для повышения производительности работника [1, с. 47-48]. Если материальные стимулы включают денежные и эквивалентные деньгам выплаты, будь то зарплата или социальные гарантии, то нематериальные стимулы удовлетворяют социальные, психологические и профессиональные потребности работников. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 55) приводятся формы как нематериального, так и материального стимулирования (например, награждение почетной грамотой с выплатой денежного поощрения) [3]. Также к нематериальному стимулированию могут относиться возможности прохождения повышения квалификации, карьерный рост, профессиональный престиж. Мотивация же – явление, связанное с психическими особенностями работника, представляет собой комплекс внутренних побудительных сил трудового поведения [1, с. 47]. Внутренняя мотивация работника может быть основана на множестве элементов, но в контексте публичного управления нас интересует ее идеологическая сторона.
На конституционном уровне (статьей 13 Основного закона) в Российской Федерации признается идеологический плюрализм при отсутствии общеобязательной государственной идеологии. Тем не менее, предметом дискуссии является наличие в современной России определенных идеологических ориентиров, отражающих исторически устоявшиеся ценности и национальные интересы российского государства и общества. Речь идет о ценностях патриотизма, гражданственности, исторической преемственности, гуманизма, противодействия межнациональной и межрелигиозной розни и др. Существование таких ориентиров признается и на уровне Конституции (в положениях, касающихся исторической преемственности российской государственности), в документах стратегического планирования и указах Президента (например, в Стратегии национальной безопасности, Указе «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).
Это все еще нельзя назвать такой же обязательной государственной идеологией, каковой был, например, марксизм-ленинизм в Советском Союзе. У современной российской идеологии отсутствует единая программная база (в виде каких-либо манифестов, идеологических программ и единых теоретических работ), следование ей не навязывается. Но также нельзя не отметить влияние данных ценностных ориентиров на идеологическое мотивирование государственных служащих. Они находят свое отражение в ряде принципов гражданской службы (статья 4 Закона № 79-ФЗ): приоритет прав и свобод человека и гражданина; равенство доступа и условий прохождения службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
С целью регламентации и контроля профессионального поведения госслужащих в России принят типовой этический кодекс, являющийся образцом для органов государственной власти и местного самоуправления. Кодекс обозначает принципы ответственности перед государством и обществом, декларирует обязанности, связанные с установленными законом ограничениями. Нарушение положений кодекса (без совершения правонарушений) влечет моральную ответственность, что обеспечивается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению. И напротив, знание и соблюдение кодекса учитывается при проведении аттестаций и продвижении по карьере [4].
Формирование идеологической мотивации у гражданских служащих неразрывно связано с развитием профессиональной служебной культуры. Большое значение в этом имеют методики и рекомендации Минтруда РФ. В качестве целей развития профессиональной культуры указывается создание в органах власти позитивного морально-психологического климата, способствующего, в том числе, формированию чувства сопричастности и значимости своих действий среди работников [2].
Подводя итоги, организационно-правовые основы идеологического мотивирования гражданских служащих включают механизмы стимулирования, способствующие усвоению идеологических ценностей, меры ответственности и структурные подразделения органов государственной власти, приводящие в действие данную политику. Фактором неопределенности является спорный статус идеологии в Российской Федерации: наличие признаваемых государством идеологических ценностей при официально установленном идеологическом плюрализме.
Список литературы
- Дильманбетова Э. Р., Романов В. А. Способы развития мотивации у государственных и муниципальных служащих // Вестник экспертного совета. – 2022. – № 1(28). – С. 45-53
- Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа (утв. Минтрудом России) // Министерство труда и социальной защиты РФ (офиц. сайт). – URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/15 (дата обращения: 18.05.2025)
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31, ст. 3215
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/ (дата обращения: 18.05.2025)