ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

41

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (230), Июль ‘25

Поделиться

Данная работа посвящена анализу организационно-правовых основ, определяющих механизмы формирования идеологической мотивации в органах государственной власти. Приведены документы, использующиеся для обеспечения контроля за соблюдением основополагающих идейных принципов публичной власти государственными гражданскими служащими.

Результативность работы органов государственной власти, несомненно, зависит от качества их кадрового состава. Речь идет не только об уровне профессионализма и квалификации государственных служащих, но и о стимулировании и мотивировании их к добросовестному труду. Стимулирование труда – это достаточно прямолинейный механизм, позволяющий работодателю с помощью системы материальных и нематериальных поощрений обеспечивать условия для повышения производительности работника [1, с. 47-48]. Если материальные стимулы включают денежные и эквивалентные деньгам выплаты, будь то зарплата или социальные гарантии, то нематериальные стимулы удовлетворяют социальные, психологические и профессиональные потребности работников. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 55) приводятся формы как нематериального, так и материального стимулирования (например, награждение почетной грамотой с выплатой денежного поощрения) [3]. Также к нематериальному стимулированию могут относиться возможности прохождения повышения квалификации, карьерный рост, профессиональный престиж. Мотивация же – явление, связанное с психическими особенностями работника, представляет собой комплекс внутренних побудительных сил трудового поведения [1, с. 47]. Внутренняя мотивация работника может быть основана на множестве элементов, но в контексте публичного управления нас интересует ее идеологическая сторона.

На конституционном уровне (статьей 13 Основного закона) в Российской Федерации признается идеологический плюрализм при отсутствии общеобязательной государственной идеологии. Тем не менее, предметом дискуссии является наличие в современной России определенных идеологических ориентиров, отражающих исторически устоявшиеся ценности и национальные интересы российского государства и общества. Речь идет о ценностях патриотизма, гражданственности, исторической преемственности, гуманизма, противодействия межнациональной и межрелигиозной розни и др. Существование таких ориентиров признается и на уровне Конституции (в положениях, касающихся исторической преемственности российской государственности), в документах стратегического планирования и указах Президента (например, в Стратегии национальной безопасности, Указе «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).

Это все еще нельзя назвать такой же обязательной государственной идеологией, каковой был, например, марксизм-ленинизм в Советском Союзе. У современной российской идеологии отсутствует единая программная база (в виде каких-либо манифестов, идеологических программ и единых теоретических работ), следование ей не навязывается. Но также нельзя не отметить влияние данных ценностных ориентиров на идеологическое мотивирование государственных служащих. Они находят свое отражение в ряде принципов гражданской службы (статья 4 Закона № 79-ФЗ): приоритет прав и свобод человека и гражданина; равенство доступа и условий прохождения службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

С целью регламентации и контроля профессионального поведения госслужащих в России принят типовой этический кодекс, являющийся образцом для органов государственной власти и местного самоуправления. Кодекс обозначает принципы ответственности перед государством и обществом, декларирует обязанности, связанные с установленными законом ограничениями. Нарушение положений кодекса (без совершения правонарушений) влечет моральную ответственность, что обеспечивается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению. И напротив, знание и соблюдение кодекса учитывается при проведении аттестаций и продвижении по карьере [4].

Формирование идеологической мотивации у гражданских служащих неразрывно связано с развитием профессиональной служебной культуры. Большое значение в этом имеют методики и рекомендации Минтруда РФ. В качестве целей развития профессиональной культуры указывается создание в органах власти позитивного морально-психологического климата, способствующего, в том числе, формированию чувства сопричастности и значимости своих действий среди работников [2].

Подводя итоги, организационно-правовые основы идеологического мотивирования гражданских служащих включают механизмы стимулирования, способствующие усвоению идеологических ценностей, меры ответственности и структурные подразделения органов государственной власти, приводящие в действие данную политику. Фактором неопределенности является спорный статус идеологии в Российской Федерации: наличие признаваемых государством идеологических ценностей при официально установленном идеологическом плюрализме.

Список литературы

  1. Дильманбетова Э. Р., Романов В. А. Способы развития мотивации у государственных и муниципальных служащих // Вестник экспертного совета. – 2022. – № 1(28). – С. 45-53
  2. Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа (утв. Минтрудом России) // Министерство труда и социальной защиты РФ (офиц. сайт). – URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/15 (дата обращения: 18.05.2025)
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31, ст. 3215
  4. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/7327668c04c0470317b26d354e36cb828a4af319/ (дата обращения: 18.05.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее