За младшим школьным возрастом наступает средний, однако чаще он называется переходным возрастом. В чем же заключаются его особенности?
Во-первых, ребенок переходит с одной учебной ступени на другую. Средняя школа значительно требовательнее к ученикам: они должны быть более самостоятельные, ответственные, более вдумчиво относиться к изучаемому материалу, им предстоит осваивать новые предметы - интересные, но в то же время сложные, взаимодействовать с разными учителями.
Во-вторых, происходит переход на новый уровень физиологического и психического развития ребенка. Подросток изменяется внешне и внутренне, у него появляются новые интересы и увлечения, ему открываются новые возможности в постижении своего «Я» в этом сложном мире.
В-третьих, переход связан и с построением новых способов взаимодействия с окружающими. Большое значение для ребенка приобретает группа сверстников - сообщество, правилам которого необходимо следовать, чтобы быть «своим». Стремление быть взрослым вносит коррективы в отношения с родителями: подростку хочется заявлять о своем «чувстве взрослости», самоутверждаться и быть признанным ими.
Как же можно подготовиться к тому, что непредсказуемо? Выход в таком случае один: сохранить теплые, доверительные отношения, если они уже существуют, и выстроить, если они отсутствуют. Чтобы выстроить такие отношения, необходимо общение между взрослыми и детьми, основанное на взаимном уважении. При таком общении оба - и взрослый и ребенок могут позволить себе честно и открыто выразить чувства и мысли не опасаясь быть непонятным и отвергнутым.
В организации такого общения родителям принадлежит, конечно, более ответственная и важная роль, так как именно взрослые обладают неоспоримым преимуществом – это их жизненный опыт. От родителей требуется умение выслушать своих детей, умение выразить свои мысли и чувства. Умение слушать включает в себя: принятие того, что говорит ребёнок, принятие его чувств, что он чувствует и отказ от осуждения ребёнка, от категоричных советов. Например: «Надо было сделать так, как тебе говорили!»
Взрослый, который умеет слушать, сможет показать ребенку, что понимает его мысли и чувства. Можно не согласиться, но принять чувства, демонстрируя это соответствующим тоном, словами, мимикой, жестами, прикосновениями. При этом важно отражать как те чувства, о которых сказал сам ребенок, так и те, которые не названы, но проявлены в общении. Например, можно сказать так «Ты говоришь, что сегодня очень сильно разозлился», «Ты такой довольный сегодня». Многие родители в общении с ребёнком используют слово «ты»: «Лучше бы ты ничего не делал», «Ты не должен этого делать» и т. д. Это обижает ребёнка. Лучше использовать чаще слово «я». Например: «Я огорчена, что ты меня перебиваешь и не слышишь», «Да, мне не нравится (меня раздражает), когда твои вещи разбросаны», то есть говорить о своих чувствах: «Я бы хотела, чтобы у тебя был порядок на рабочем столе, все вещи лежали на месте». Чаще используйте «Я – сообщения»: 1. «Когда ты…». 2. «Я чувствую…» 3. «Мне бы хотелось…».
Доверительные и тёплые отношения между родителями и детьми очень необходимы в этот непростой для ребёнка период, в период полового созревания. Этот период – путь во взрослую жизнь с большими возможностями для самореализации. Задача родителей - помочь ребёнку встать на путь самореализации, найти правильные ориентиры, для этого необходимо доверие, чтобы ребёнок без опаски мог доверять своим родителям. Доверие и уважение в отношениях требуют огромной работы и от детей, и от взрослых, что является надёжным способом пережить этот трудный период и обрести подростку опыт, который впоследствии станет ему опорой в решении множества стоящих перед ним задач.
Переход на новую жизненную ступень не бывает простым ни для кого: ни для самого ребенка, ни для родителей - помочь взрослеющему человеку обрести свое место в мире.
Список литературы
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 2008. — 352 с.
- Захарова, И. Н. Психология подростка: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2014. — 224 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994. — 448 с.
- Юрьева, Т. В. Взаимоотношения в семье как фактор социализации подростка // Вопросы психологии. — 2019. — №2. — С. 44–52