Взаимоотношения с партнером являются одной из главных составляющих человеческого благополучия и психологического здоровья личности. Создание и поддержание «здорового» взаимодействия в паре требует постоянной и своевременной работы, заключающейся в соблюдении некоторого баланса между личными интересами и потребностями и желаниями партнера.
Формирование устойчивых моделей взаимодействия напрямую зависит от типа привязанности партнеров, который закладывается в раннем детстве и проявляется во взрослом возрасте [1, с. 7].
Привязанность в научной литературе определяется как особая эмоциональная связь между человеком и значимой для него личностью. Впервые теория привязанности была разработана и описана Дж. Боулби в отношениях ребенок-мать [2, с. 150].
Формирование типа привязанности определяется комплексом факторов, включающих качество взаимодействия родителя с ребёнком, способ удовлетворения базовых потребностей ребёнка, уровень эмоциональной доступности взрослого, степень развития эмпатических способностей родителя и общий уровень принятия ребёнка в семье.
К. Хазан и П. Шейвер в 1980-1990-х годах внесли значительный вклад в адаптацию теории привязанности к взрослым отношениям, распространив концепцию типов привязанности на романтические отношения, что позволило понять механизмы формирования взрослых парных отношений, выявить влияние детских паттернов привязанности на отношения партнеров [6].
В современной психологии выделяют четыре основных типа привязанности: надежный, тревожный, избегающий, дезорганизованный (тревожно-избегающий).
Надежный тип характеризуется эмоциональной стабильностью, открытостью в выражении чувств, способностью к глубокой привязанности и доверительным отношениям. Люди с таким типом привязанности составляют около 55% взрослого населения.
Тревожный тип проявляется в постоянном беспокойстве о реакции партнера, страхе быть отвергнутым, повышенной потребности в подтверждении любви и внимания.
Избегающий тип характеризуется стремлением к эмоциональной дистанции, трудностями в выражении чувств и построении близких отношений.
Дезорганизованный тип представляет собой сочетание черт тревожного и избегающего типов, характеризуется непредсказуемым поведением и противоречивыми реакциями [1, с. 10].
А. Левин и Р. Хеллер в книге «Подходим друг другу. Как теория привязанности поможет создать гармоничные отношения» утверждают, что в зависимости от сочетания типов привязанности партнеров формируются различные паттерны взаимодействия: при сочетании надежный + надежный создаются гармоничные отношения с высоким уровнем доверия; комбинация надёжный + тревожный приводит к формированию паттерна «родитель-ребёнок», где надёжный партнер выступает в роли поддерживающей фигуры; союз надёжный + избегающий характеризуется дисбалансом из-за разной потребности в эмоциональной близости; пара тревожный + избегающий попадает в деструктивный цикл «преследования-убегания»; а сочетание избегающий + избегающий формирует поверхностные отношения без глубокой эмоциональной связи, основанные преимущественно на общих интересах или целях [5, с. 92].
На ранних стадиях становления семейных отношений происходит активное формирование паттернов взаимодействия, адаптация партнеров друг к другу и выстраивание системы взаимоотношений. По мере развития брака характер взаимосвязи существенно трансформируется благодаря накоплению опыта совместного проживания, формированию устойчивых механизмов взаимодействия и преодолению кризисных периодов [4, с. 146].
Механизмы формирования совместимости в паре представляют собой сложный многоуровневый процесс, основанный на взаимодействии различных факторов, где взаимодополняемость партнеров формируется через несколько ключевых компонентов: схожесть паттернов привязанности создаёт фундамент для построения здоровых отношений, определяя способность партнёров понимать эмоциональные потребности друг друга, эффективность межличностной коммуникации и качество эмоциональной связи; способность к эмпатии обеспечивает глубокое понимание потребностей партнера, эмоциональную поддержку и развитие доверительных отношений; готовность к изменениям предполагает открытость к работе над отношениями, адаптацию к потребностям партнёра и гибкость в решении конфликтов; а уровень психологической зрелости определяет способность к осознанному построению отношений, умение брать ответственность, готовность к компромиссам и способность различать здоровые и нездоровые паттерны поведения [3, с. 225].
Таким образом, понимание роли типов привязанности в формировании паттернов взаимодействия в паре является важным инструментом для построения гармоничных и устойчивых отношений. Осознанный подход к работе над собой и отношениями позволяет преодолевать трудности и развивать более здоровые формы взаимодействия между партнерами.
Список литературы
- Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы / Н.Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – №2. – С. 7-14
- Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
- Екимчик О.А. Романтическая привязанность как предиктор диадического копинга в паре / О.А. Екимчик, Т.П. Опекина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – №2. – С. 223-240
- Жихарева Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // ПНиО. – 2013. – №4. – С. 144-154
- Левин А. Подходим друг другу. Как теория привязанности поможет создать гармоничные отношения / А. Левин, Р. Хеллер. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 256 с.
- Хазан К., Шейвер П. Романтическая любовь, концептуализированная как процесс привязанности // Журнал личности и социальной психологии. 1987. №52. С. 511–524