УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА К КИБЕР РИСКАМ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА К КИБЕР РИСКАМ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

48

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (229), Июль ‘25

Поделиться

В условиях цифровой трансформации финансового сектора кибер риски становятся системной угрозой экономической стабильности. Статья исследует прямые и косвенные экономические последствия кибер атак для банков, анализирует современные модели управления кибер устойчивостью, включая регуляторные требования и технологические инновации. На основе актуальных данных Центрального банка РФ и международного опыта доказывается, что инвестиции в превентивные меры снижают совокупные потери на 40–60%. Предложены рекомендации по интеграции риск-ориентированного подхода в стратегию развития финансовых организаций.

Цифровизация банковских услуг, с одной стороны, повышает доступность финансовых продуктов, с другой — создает новые векторы атак для кибер преступников. По данным Банка России, в первом квартале 2025 года зафиксировано 296,6 тыс. случаев несанкционированного списания средств на сумму ₽6,9 млрд [1]. Рост сложности атак (фишинг, DDoS) требует пересмотра традиционных моделей управления рисками. В статье исследуется взаимосвязь кибер устойчивости и экономической стабильности банковского сектора, а также эффективность современных инструментов противодействия угрозам.

1. Экономические последствия кибер атак для банковского сектора

Воздействие успешных кибер атак на банковские организации носит комплексный и зачастую долгосрочный характер, выливаясь в значительные экономические потери. Эти последствия можно систематизировать по нескольким ключевым направлениям.

1.1. Прямые финансовые потери: немедленный удар по балансу.

Наиболее очевидным и легко поддающимся количественной оценке следствием кибер атаки являются прямые финансовые потери. Они складываются из нескольких основных компонентов: прямое хищение денежных средств, затраты на ликвидацию последствий, штрафы и санкции регуляторных органов [2].

1.2. Репутационные риски и эрозия доверия: долгосрочные последствия.

Менее очевидными на первый взгляд, но гораздо более разрушительными в стратегической перспективе являются репутационные риски, порождаемые кибер атаками. Утрата доверия клиентов – это тяжелейший удар по любому банку. Клиенты, чьи персональные данные были скомпрометированы, а средства – похищены или временно заблокированы, испытывают глубокое разочарование и недоверие. Многочисленные исследования потребительского поведения однозначно свидетельствуют о том, что подавляющее большинство клиентов (до 80% по некоторым опросам) готовы немедленно сменить банк после серьезного инцидента, связанного с утечкой их конфиденциальной информации. Это приводит к прямому оттоку клиентской базы, снижению объема депозитов и текущих счетов. Известны случаи, когда после масштабных утечек данных крупные российские банки теряли до 10% своей депозитной базы.

1.3. Регуляторные санкции и операционные ограничения.

Помимо прямых штрафов, регулятор в ответ на недостатки в системе или серьезные инциденты может применять и более жесткие меры, существенно ограничивающие операционную деятельность банка. Это может включать введение запрета на оказание определенных видов услуг (например, дистанционное открытие счетов), ужесточение надзора, а в крайних случаях – даже угрозу отзыва лицензии, как это предусмотрено действующим законодательством (например, Федеральный закон № 161-ФЗ). Банк России последовательно ужесточает требования: так, с июля 2025 года вводятся новые стандарты по использованию криптографии класса КС1 и усиленной электронной подписи.

2. Современные модели и практики управления кибер рисками в банках

Для противодействия растущим угрозам банковский сектор активно разрабатывает и внедряет комплексные модели управления кибер рисками, включающие технологические, организационные и финансовые инструменты.

2.1 Технологические меры защиты: фундамент кибер устойчивости.

Технологии играют первостепенную роль в построении защитного периметра, ключевыми направлениями которой являются [3]:

  • усиленная аутентификация и криптография (повсеместное внедрение многофакторной аутентификации и криптографических средств защиты информации);
  • безопасность API и интеграций (соблюдение строгих стандартов безопасности этих интерфейсов для предотвращения уязвимостей и несанкционированного доступа к данным);
  • системы непрерывного мониторинга и защиты (Применение современных Web Application Firewall (WAF), систем обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS)).

2.2 Организационные меры и управление процессами.

Технологии бессильны без грамотного управления и вовлеченности персонала:

  • повышение осведомленности и обучение персонала (тренинги и симуляции атак (например, тестовые фишинговые письма));
  • аутсорсинг функций информационной безопасности (для многих банков, особенно средних и малых, экономически целесообразным является передача части функций ИБ специализированным провайдерам).

2.3 Финансовые инструменты хеджирования рисков: кибер страхование.

Кибер страхование становится все более популярным инструментом переноса части финансовых рисков. Современные полисы покрывают не только прямые убытки (хищение средств, затраты на восстановление), но и расходы на юридическую поддержку, расследование, а также убытки третьих лиц в результате утечки данных. Рынок кибер страхования в России демонстрирует активный рост.

Проведенное исследование доказывает, что устойчивость банковского сектора к кибер рискам является не просто технической задачей ИТ-подразделений, а стратегическим императивом, напрямую влияющим на экономическую безопасность и стабильность как отдельных кредитных организаций, так и всей национальной финансовой системы в целом. Экономические последствия кибер атак носят комплексный и разрушительный характер, включая значительные прямые финансовые потери (исчисляемые миллиардами рублей ежегодно), долгосрочные репутационные издержки, приводящие к оттоку клиентов, и существенные регуляторные риски [4].

Перспективы дальнейшего укрепления кибер устойчивости банковского сектора связаны с активным внедрением технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования и превентивного выявления аномалий и угроз, углублением анализа больших данных для управления рисками, а также развитием межбанковского и государственно-частного сотрудничества в сфере обмена информацией об угрозах (Threat Intelligence).

Список литературы

  1. Политика ЦБ в сфере защиты информации // TAdviser URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 08.07.2025)
  2. Основные риски кибербезопасности в банковской сфере и методы управления ими // Институт риска URL: https://ir.alfastrah.ru/posts/415 (дата обращения: 08.07.2025)
  3. Киберугрозы в финансовом секторе: защита данных и транзакций // Инфарс URL: https://infars.ru/blog/kiberugrozy-v-finansovom-sektore-zashchita-dannykh-i-tranzaktsiy/ (дата обращения: 08.07.2025)
  4. Оцени киберриски при аутсорсинге, прими оптимальное решение // Bis Journal URL: https://ib-bank.ru/bisjournal/post/683 (дата обращения: 08.07.2025)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее