Сортировка бытовых отходов в России

Сортировка бытовых отходов в России

Авторы публикации

Рубрика

Экология

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Дата публикации 21.11.2021

Поделиться

В статье рассматривается проблема сортировки бытовых отходов в России. Проводится сравнение в формировании системы раздельного сбора в России и стран Зарубежной Европы. Выделяются основные участники процесса и способы их стимулирования для развития культуры бережного отношения к отходам.

Проблема утилизации бытовых отходов в настоящее время актуальна во всем мире. Вместе с ростом численности населения и индустриализацией растет и количество мусора, основная часть которого отправляется на полигоны или стихийные свалки. Это приводит к массовой гибели и болезням среди животных, в воздух, почву и воду попадают токсичные вещества [3, 14]. Огромные территории становятся непригодными для деятельности человека на многие десятилетия.

 С началом пандемии количество отходов значительно выросло – сыграла роль необходимость использования средств индивидуальной защиты, распространение доставок из ресторанов, развитие онлайн-торговли. По данным Environmental, Science & Technology Journal, с начала пандемии в мире ежемесячно выбрасывается примерно 129 млрд масок и 65 млрд перчаток [1]. Количество заказов на Amazon, и, следовательно, количество пластиковой упаковки и пакетов, лишь за март 2020 года выросло на 65%.

В России проблема обращения с бытовыми отходами обостряется с каждым годом. По данным Росприроднадзора, российские свалки занимают 4 миллиона гектаров. В год каждый россиянин в среднем производит около двух кубометров мусора — примерно 400 кг. Однако из этого количества перерабатывается лишь 4-5%. А ведь мусор – источник не только доходов, но и многих материалов.

 Если в странах Западной Европы система разделения мусора появилась уже в 1970-1980 годах, то в России распространение началось только в конце 2000-х годов. Долгое время раздельным сбором занимались лишь частные компании и экологические организации. Однако уже во второй половине 2010-х начинается поэтапно внедрение централизованного раздельного сбора. Так, согласно Федерального закона о новой системе обращения с отходами в Российской Федерации, принятого Госдумой 22 декабря и подписанного 31 декабря 2017 года президентом России Владимиром Путиным, с 1 января 2019 года Российская Федерация перешла на новую систему вывоза твёрдых коммунальных отходов [4]. Эта реформа включает в себя такие этапы, как:

  1. Подготовка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе страны.
  2. Выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами.
  3. Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами.
  4. Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов

Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение в регионах раздельного сбора мусора. Однако, реформа не дала ощутимых результатов.  В сентябре 2020 года Счётная палата охарактеризовала ситуацию в обращении с твёрдыми коммунальными отходами в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере назвала безуспешной по вине федеральных и региональных властей.

В процессе переработки бытового мусора происходит взаимодействие производителей отходов – населения, общественных организаций, предприятий и культурно-бытовых учреждений – сдающих вторичное сырье, пункты приема сырья, предприятия, занимающиеся его переработкой, и, наконец, потребители продуктов вторсырья [2, 240]. Включение в систему раздельного сбора мусора сопряжено с некоторыми дополнительными усилиями, такими как сортировка, очистка и доставка. Основная часть производств и населения скорее всего включится в эту практику только тогда, когда выгоды от участия в системе будут превышать неудобства и издержки.

Одним из наиболее важных этапов в процессе переработки бытового мусора является его сортировка. Ключевая роль в основе реализации концепции комплексного управления данными отходами отводится населению. При этом вероятность успешного внедрения системы здесь зависит не только от законодательной базы, но и от фактора удобства и доступности инфраструктуры для приема отходов (наличие контейнеров у дома, их состояние, время работы и расположение пунктов приема), а также осознания гражданами важности и, что очень важно, эффективности их усилий [5, 88-112].

Как показывает исследование Аналитического центра НАФИ, с 2015 по 2019 год количество россиян, ведущих раздельный сбор мусора дома, выросло с 4% до 14%. Однако, этого все еще недостаточно для решения проблемы – количество отходов растет с каждым днем. Государственная политика должна быть направлена на разработку мер экономической поддержки, комплекса законодательных мер, создание стимулов у производителя и потребителя к сортировке. Налоговые льготы для рециклинговых компаний, тщательный контроль за вывозом сортированных отходов, высокие цены на захоронение отходов, а также одноразовые необязательные изделия – такие как одноразовые столовые приборы, посуда, пакеты и т.д. – вот некоторые приёмы, с помощью которых государство может повлиять на ситуацию.

Реализация раздельного сбора не будет возможной без пересмотра подходов к обращению с отходами всеми участниками процесса. Для стабилизации и полноценной работы системы необходимо время, финансы и труд множества специалистов.

Список литературы

  1. Xu, E.G., Ren, Z.J. Preventing masks from becoming the next plastic problem. / Environmental Science & Technology Journal – 2021 – №125.
  2. Липанова Т. Н. Культура сортировки твердых бытовых отходов в крупных городах / Т.Н. Липанова // Вестник Казанского Технологического университета – 2013. - №1 – С.240-243.
  3. Петров, В. Г. Линии сортировки мусора: перспективы применения: учеб. пособие / В. Г. Петров, А. А. Чечина. – Ижевск, 2005. – 112 с
  4. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  5. Шабанова М. А. Раздельный сбор бытовых отходов в России: уровень, факторы и потенциал включения населения / М.А. Шабанова // Мир России. – № 3. – С. 88-112.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее