ГИБРИДНАЯ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

ГИБРИДНАЯ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

33

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (228), Июль ‘25

Поделиться

В современном образовательном пространстве всё большую актуальность приобретает гибридная внеурочная деятельность, которая объединяет традиционные и инновационные методы обучения. Она предоставляет уникальные возможности для активного вовлечения родителей обучающихся в образовательный процесс, что, в свою очередь, может значительно повысить успеваемость учащихся, а также предупредить её. 
В данной статье будет рассмотрена структура и особенности программы внеурочной деятельности «Русский язык: открываем горизонты», а также проведён анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментального исследования в рамках диссертационной работы на тему: «Педагогические пути предупреждения неуспеваемости младших школьников по русскому языку», и рассмотрены психолого-педагогические условия, способствующие успешной реализации гибридной модели внеурочной деятельности.

В условиях изменений в социальной и образовательной среде важно адаптировать подходы к обучению, учитывая потребности детей, а также их родителей. Программа внеурочной деятельности «Русский язык: открываем горизонты», разработанная для младших школьников (1-4 классы), фокусируется на интеграции родительского участия в процессе обучения. Исследования проведённые в рамках апробации данной программы на учащихся 4 «Б» класса ГКОУ МО Чкаловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, показали, что вовлечённость родителей данной категории детей напрямую влияет на мотивацию и, соответственно, на образовательные результаты младших школьников.

Русский язык в современном образовательном пространстве рассматривается не только как учебный предмет, но и как ключевой компонент культурной идентичности и социальной интеграции. В условиях глобализации и межкультурного взаимодействия знание русского языка приобретает особую значимость, поскольку оно необходимо не только для успешного образования, но и для формирования осознанной личности, способной адекватно осознавать и отражать культурные ценности своего народа.

Научные исследования свидетельствуют о том, что низкий уровень языковой компетентности может оказать отрицательное влияние на общие учебные достижения детей, ограничить их коммуникативные способности и снизить мотивацию к обучению. В связи с этим важно разрабатывать и внедрять методические подходы, которые учитывают индивидуальные особенности обучающихся и направлены на преодоление возникших у них трудностей в образовательном процессе.

Учитывая изложенное выше, важно организовать комплексную работу педагогов, психологов и родителей учащихся, направленную на создание поддерживающей и мотивирующей среды. Разработанная программа внеурочной деятельности «Русский язык: открываем горизонты» стала значительным шагом в решении этой задачи. Программа ориентирована на активизацию интереса учащихся к обучению через разнообразные формы деятельности, способствующие развитию навыков общения, чтения и письма посредство ведения её в нестандартной для внеурочной деятельности форме.[3]

Программа внеурочной деятельности включает в себя  тщательно продуманную структуру, которая состоит из учебных модулей и образовательных разделов, непосредственно связанных с содержанием федеральной образовательной программы по дисциплине «Русский язык» Структура программы выстроена с учётом всестороннего развития учащихся и их индивидуальных нужд. Она охватывает четыре года обучения и предполагает 34 занятия для каждого класса (с 1 по 4 класс), каждое из которых имеет чёткую определённую тематику, объединённую в тематические модули. Занятия распределены по трём основным направлениям: работа с учащимися, взаимодействие с родителями (занятия-семинары), а также совместные занятия-проекты. Данный подход способствует вовлечению и сотрудничеству между образовательным учреждением и семьёй, создавая необходимую поддержку и мотивацию в процессе обучения.

Программа внеурочной деятельности «Русский язык: открываем горизонты» подробно рассматривает различные аспекты изучения русского языка, начиная с базовых понятий в первом классе и завершая углубленным анализом морфологии и синтаксиса в четвёртом. Учебные занятия включают как теоретические элементы, так и практические задания, направленные на развитие навыков чтения, письма и творческого мышления. Интеграция интерактивных методов, таких как ролевые игры, проектная деятельность и совместное творчество обучающихся, способствует активному вовлечению как детей, так и родителей в образовательный процесс. Это, в свою очередь позволяет формировать поддерживающую среду, которая способствует глубокому освоению русского языка.

Цель программы: развитие интереса детей к русскому языку и культуре, а также активное вовлечение родителей в процесс обучения, способствуя тем самым всестороннему развитию учащихся через интерактивные и культурно-образовательные мероприятия.

Задачи программы:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • вовлечение родителей в образовательный процесс, что предполагает организацию информационных семинаров, предоставление рекомендаций по поддержке детей и регулярный обмен обратной связью для совместного решения возникающих трудностей.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  • вовлечение в создание совместных проектов для детей и родителей, таких как творческие мастерские и литературные вечера, что способствует укреплению связи между семьей и образовательным учреждением и создает условия для совместного обучения и культурного обмена.

Таким образом, каждая задача программы направлена на развитие интереса к русскому языку и культуре и формирование активного участия родителей в образовательном процессе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена не только на работу с обучающимися, но и на работу с родителями, а также на совместную работу учеников и их родителей.  Особенности каждого направления:

Направление 1: Работа с учащимися

Это направление сосредотачивается на непосредственном обучении и развитии учащихся. Она включает следующие блоки:

Лексика и грамматика через игры: Занятия в форме игр, где дети будут учиться новым словам и грамматическим правилам, используют интерактивные методы обучения, такие как словообразовательные домики, кроссворды, викторины.

Чтение и анализ текстов: Чтение коротких рассказов, стихотворений и сказок, обсуждение прочитанного, анализ героев, основных идей и тем, использование творческих заданий (например, написание альтернативных концовок).

Творчество и письмо: Занятия, на которых дети будут учиться писать свои рассказы, стихи и сказки, а затем делиться своими произведениями с классом.

Культурные мероприятия: Организация встреч, посвященных известным писателям, проведение литературных праздников, участие в конкурсе чтецов.

Направление 2: Работа с родителями

Это направление нацелено на вовлечение родителей в образовательный процесс, предоставление им возможностей для участия и поддержки. Важно создать атмосферу сотрудничества между семьей и школой. Она включает следующие блоки:

Информационные семинары: Проведение встреч для родителей, где будут представлены методы и подходы, используемые в программе, а также рекомендации по поддержке детей в изучении русского языка.

Работа с материалами: Обсуждение полезных ресурсов, таких как книги, приложения, игры и упражнения для домашней практики. Важно дать родителям инструменты для совместного обучения.

Обратная связь: Регулярные встречи с родителями для обсуждения успехов их детей, выявление трудностей и совместная разработка планов поддержки.

Направление 3: Совместная работа учащихся и родителей

Этот блок посвящен созданию возможностей для тесного взаимодействия между детьми и родителями в процессе обучения. Она включает следующие блоки:

Творческие мастерские: Организация совместных занятий, на которых семьи смогут создавать книги, составлять рассказы, а также участвовать в арт-проектах (например, иллюстрации к книгам).

Литературные вечера: Проведение мероприятий, на которых родители и дети будут читать свои стихи и рассказы, участвовать в обсуждениях прочитанных книг, выполнять совместные творческие задания.

Познавательные экскурсии: Организация поездок в литературные места, такие как дома-музеи писателей или библиотеки, где семьи могут узнать больше о русской культуре и литературе.[4]

Оценка успешности освоения программы осуществляется через сочетание количественных и качественных методов анализа. Одним из ключевых критериев успешности является достигнутый уровень языковых навыков учащихся, который оценивается не только по результатам традиционных тестов и контрольных работ, но и через наблюдение за индивидуальным ростом и вовлечённостью детей в учебный процесс. Программа учитывает обратную связь от учеников и родителей, что позволяет более правильно оценить интерес и удовлетворенность от процесса обучения.[1]

Важным элементом является также оценка качества организации учебного процесса, включая подготовку педагогов и наличие необходимых ресурсов. Проведение совместных мероприятий позволяет оценить уровень вовлеченности родителей, что в свою очередь положительно влияет на мотивацию и успеваемость детей.

Программа предполагает проведение регулярных мониторингов итоговых достижений, что даст возможность своевременно вносить коррективы и адаптировать содержание занятий к потребностям учащихся. Таким образом, оценочная составляющая программы направлена на обеспечение комплексного анализа и поддержку процесса обучения, что способствует формированию не только языковых, но и культурных и социальных навыков, необходимых для успешной адаптации учащихся в обществе.[1]

Базой для проведения педагогического эксперимента в рамках исследования на тему «Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников по русскому языку» стала ГКОУ МО Чкаловская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ, а конкретно 4 «Б» класс, обучающийся по Федеральной адаптированной образовательной программе варианта 7,2 для обучающихся с задержкой психического развития. В связи с чем, было принято решение о проведении линейного эксперимента, так как в параллели 4-х классов данного образовательного учреждения нет больше классов, обучающихся по той же программе и данный класс является малокомплектным.

В рамках констатирующего и контрольного эксперимента были проведены следующие диагностические исследования:

  • методика Лускановой оценка уровня школьной мотивации;
  • «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс, С.Кауфман);
  • Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
  • анкета "Психологический тип родителя» (B. B. Ткачева)
  • Контрольный диктант с грамматическим заданием

Для диагностики отсутствия педагогического эффекта или положительной или отрицательной динамики, возникающей в результате внедрения программы внеурочной деятельности «Русский язык: открываем горизонты» в образовательный процесс 4 «Б» класса, был осуществлён контрольный эксперимент. Он предоставил возможность собрать и проанализировать количественные и качественные данные, которые в дальнейшем позволили сформулировать обоснованные выводы относительно эффекта программы на уровень знаний и навыков учащихся.

В 4 «Б» классе численностью 12 человек была проведена диагностика уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой. В рамках исследования были осуществлены сравнительные оцени показателей учебной мотивации на момент проведения констатирующего и контрольного эксперимента. Результаты проведённого анализа представлены на рисунке 1, что позволяет визуализировать динамику уровней мотивации учащихся.

Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой

На основе данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что у 4 «Б» класса наблюдается положительная динамика школьной мотивации. Выявлено наличие высокомотивированных учащихся, в то время как доля учащихся с низким уровнем учебной мотивации продемонстрировала снижение.

Гипотеза исследования предполагала, что социальная среда и детско-родительские взаимоотношения могут выступать в качестве потенциальных барьеров к успешной учёбе. В связи с этим контрольный эксперимент был продолжен с применением диагностического метода «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман).

Рисунок 2. Сравнительный анализ "Кинетического рисунка семьи" учащихся 4 "Б" класса

На основе анализа данных, представленных на рисунке 2, результаты диагностического исследования, проведённого с использованием методики «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман) позволяют сделать следующие выводы. В рамках констатирующего эксперимента наблюдались высокие показатели учащихся с проблемами, такими как отсутствие эмоциональной близости или напряженность в отношениях. Однако, по итога контрольного эксперимента, благодаря внедрению программы внеурочной деятельности «Русский язык: открываем горизонты», заметно увеличилось количество учащихся, продемонстрировавших позитивное восприятие семейной среды и более гармоничное отношение.

Это указывает на положительную динамику, что подтверждает гипотезу о влиянии шагов, предпринятых в образовательном процессе, на улучшение не только учебных показателей, но и психоэмоционального состояния детей. Данные изменения в случае увеличения процентов участников с положительным отношением к семье могут свидетельствовать о том, что социальная среда и образовательные инициативы способствуют восстановлению и укреплению детско-родительских отношений, что в свою очередь может улучшать и академическую успеваемость учащихся. [2]

В рамках анализа мотивации учения и влияния родительских установок на успеваемость младших школьников, следующим этапом контрольного эксперимента стало проведение с родителями 4 «Б» класса теста-опросника родительского отношения, разработанного А.Я. Варга и В.В. Столиным. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнительный анализ преобладающих типологий родительского отношения у родителей 4 «Б» класса

В ходе констатирующего эксперимента определённый процент родителей мог демонстрировать типологию, характеризующуюся избыточной опекой или, наоборот, дистанцированием, что, вероятно, объясняло проблемы учебной мотивации и эмоциональное состояние детей. Данные родительские установки могут влиять на уровень уверенности учащихся и их готовность к самостоятельной учебной деятельности.

В процессе контрольного эксперимента наблюдается незначительные изменения в распределении типологий. Увеличение процента родителей с поддерживающим и менее авторитарным стилем поведения свидетельствует о положительном влиянии программы на семейные отношения. Процентные изменения в типологиях подтверждают гипотезу о том, что семейная среда является значимым фактором в образовательном процессе и может служить барьером или, наоборот, катализатором для успешной учёбы.

Завершающим этапом проведения контрольного эксперимента в 4 «Б» классе явилось проведение итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием. Сравнительные показатели успеваемости и качества знаний представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Сравнительный анализ школьной успеваемости на основе контрольного диктанта с грамматическим заданием

В контрольном эксперименте, по сравнению с исходной ситуацией, наблюдается значительное улучшение в показателях успеваемости, что демонстрирует влияние программы внеурочной деятельности на развитие знаний и навыков учащихся. Данные представленные на рисунке 4 подтверждают гипотезу о том, что педагогические условия и поддержка со стороны родителей играет значимую роль в учебном процессе, что влияет на академическую успеваемость младших школьников.

Для успешной реализации гибридной модели внеурочной деятельности в рамках программы «Русский язык: открываем горизонты» можно выделит несколько психолого-педагогических условий. Данные условия будут способствовать вовлечению младших школьников и их родителей в процесс обучения и обеспечивать всестороннее развитие учащихся.

Первое условие заключается в создании поддерживающей образовательной среды. Это означает, что организаторы должны создать атмосферу, в которой учащиеся будут чувствовать себя комфортно, задавая вопросы и делиться своими мыслями. Например, используя интерактивные методы обучения, такие как групповые обсуждения и игры, можно значительно повысить уровень вовлечённости детей.

Второе условие активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Программа должна предусматривать регулярные семинары и встречи с родителями, где они смогут узнать о методах и подходах к обучению, а так же о том, как поддерживать детей в их образовательных условиях. Это, в свою очередь, помогает укреплению сотрудничества между школой и семёй, создавая мощную поддержку для учеников.

Третье условие индивидуализация обучения, где учитываются особенности учеников, особенно тех, кто обучается по адаптированным образовательным программам. Адаптация методов и материалов к различным уровням подготовки учащихся поможет обеспечить каждому ребёнку возможность для успеха.

Четвёртым условием является использование интерактивных и творческих методов наставничества. Это включает проектную деятельность, театрализованные постановки, а также совместное творчество. Например, занятие, посвящённое созданию литературных произведений или участие в литературных вечерах, не только развивает языковые навыки, но и помогает формировать критическое мышление и уверенность в себе.

Таким образом, эти условия могут стать основой для создания гармоничной и позитивной образовательной среды, способствующей как развитию языковых навыков учащихся, так и их личностному росту.

Данная статья была посвящена анализу гибридной внеурочной деятельности как инструмента для повышения вовлеченности родителей в образовательный процесс, что в свою очередь, способствует улучшению успеваемости младших школьников. На примере программы «Русский язык: открываем горизонты», внедрённой в образовательный процесс 4 «Б» класса ГКОУ МО Чкаловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, исследовалось влияние родительского участия на мотивацию и успехи детей в учёбе. Результаты контрольного эксперимента продемонстрировали положительную динамику, как в уровне школьной мотивации, так и в успеваемости учащихся, что подтверждает важность сотрудничества между школой и семьёй для успешного образования детей.

Список литературы

  1. Акишина Е.М., Миндзаева Э.В. Комплексный подход к разработке модели оценки результативности методик обучения // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ. – 2025. –№1(69). – С. 64-74
  2. Гукаленко О.В., Фроленкова И. Ю. Семья и семейные ценности: союз школы, семьи, государства и общества // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ. – 2024. –№4. – С. 144-154
  3. Крупченко А.К., Попова Е.А. Ценность единства обучения и воспитания — потенциал развития целостности школьного коллектива // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ. – 2024. –№4. – С. 57-77
  4. Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык: открываем горизонты»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее