Каждое предприятие имеет свой «жизненный цикл». В случаях, когда компания теряет узнаваемость среди настоящих потребителей и привлекательность среди потенциальных, то необходимо использовать различные маркетинговые инструменты и комплексные трансформационные подходы, например, ребрендинг.
Один из первых ребрендингов произошел в Древнем Риме и был вязан с переименованием древнегреческих богов. Взятая римлянами «систему богов» Греции была осовременена и превратилась в более понятную для простых жителей. Суть ребрендинга в данном случае состоит в возвышении богов, переработку мифов и повышение их значимости и величия, а также в переименовании (Зевс – Юпитер, Афродита – Венера, Арес – Марс, Артемида – Диана, а Эрот – Амур) [3].
В настоящее время ребрендинг как явление чаще всего встречается в сегменте потребительских товаров. Так, самыми яркими примерами ребрендинга конца XX века на мировой арене являются производитель сигарет «Marlboro» (Лео Барнетт придумал образ мужественного ковбоя), компания «Blue Ribbon Sports» стала «Nike» в честь греческой богини Победы, производитель техники «Goldstar» сменили имидж и зарегистрировали бренд «LG Electronics» [2].
Ребрендинг связан, в первую очередь, с понятием «бренд». Так, согласно А.Б Георгиевской, – это «набор уникальных характеристик, отличающих компанию от других организаций. Брендом чаще всего называют компании, символика и продукт которых узнаваем аудиторией» [4].
По автору Е. А. Малышкина, бренд – это не просто торговая марка, которая создается и продвигается компанией, а образ, который генерируется в сознании человека. При этом необходимо отметить, что не всегда компании целенаправленно внедряют идеи в людей и целенаправленно создают бренды иногда это происходит стихийно [10].
Бренд с точки зрения Т. Г. Пядышевой и А. А. Тегиняна, является своеобразным нематериальным активом, который особенно важен для поддержки конкурентоспособности компании [5].
В свою очередь ребрендинг – это процесс, связанный с изменением существующего бренда. От английского «rebranding», где «re» используется в значении «пере». Процесс ребрендинга сегодня становится объектом исследования многих авторов (таблица 1) [4,5,6,7,8.9].
Таблица 1.
Определение понятия «ребрендинг»
Источник |
Определение |
Ибрагимова З.Ф. |
– это сложный и длительный процесс, способный заново привлечь интерес к фирме. |
Лукина Е.О. |
– это масштабный, многоуровневый процесс, по своей сложности могущий превосходить создание нового образа новой марки и который к тому же не всегда может привести к успеху. |
Звягин И. |
– это изменение имиджа организации, заключающийся в смене логотипа, визуальной репрезентации, названия, слогана, миссии, ценностей, целевой аудитории, рынка или их комбинации. Чаще всего его проводят, чтобы поменять восприятие бренда в глазах потенциальных клиентов, конкурентов и партнеров. |
Лигер Е. |
– это изменение сущности бренда в целом, что означает создание новой стратегии и политики бренда, полное или частичное изменение его миссии, фирменного стиля, новое название и новый дизайн. |
Георгиевская А. Чуракова Ю. |
– это изменение позиционирования и имиджа бренда, включающий в себя корректировку миссии, целей, основных триггеров и способов коммуникации с клиентами. |
Составлено автором по [4,5,6,7,8,9]
Согласно вышеперечисленным данным, авторы в равной степени оценивают процесс, связывая его с внесением изменений в отдельные элементы бренда или полностью. В первую очередь, говорится о вопросах, которые затрагивают идеологию и концепцию, а не только о внешнем преобразовании бренда. Ребрендинг должен привести компанию в гармоничное состояние на рынке с её планами, целевой аудиторией и концепцией, не подразумевая полную ликвидацию старого бренда.
На наш взгляд, ребрендинг является комплексом мероприятий или трудоемкой разноплановой стратегией по изменению всего бренда, либо его позиционирования и составляющих.
Целью и задачами современного ребрендинга являются повышение узнаваемости бренда и адаптация под новые условия рынка.
Задачи ребрендинга:
– расширение целевой аудитории и удержание постоянных клиентов;
– укрепление позиций на рынке;
– формирование положительного имиджа;
– повышение уровня конкурентоспособности;
– актуализация продуктовой линейки [10].
К причинам ребрендинга относятся:
1) потеря актуальности бренда из-за «морального устаревания»;
2) ошибки маркетологов при рыночном позиционировании;
3) появление более сильного конкурента;
4) расширение или изменение сферы деятельности;
5) появление новых стратегических целей и задач;
6) изменения в структуре (например, поглощение компании);
7) потери репутации бренда (по разным причинам);
8) выход на новые рынки;
9) желание сделать аудиторию более вовлеченной [10].
Основное деление ребрендинга:
1) внутренние изменения (репозиционирование марки, определение новой миссии, пересмотр ценностей и преимуществ бренда, переоценку положения продукта или услуги в конкурентной среде);
2) внешнее обновление (визуальная айдентика, ренейминг и другие корректировки, которые необходимы для отражения новой сути бренда; продолжение внутренней трансформации) [11].
Дополнительно в процессе ребрендинга часто используют следующие термины, которые относят к видам (рисунок1) .
Рисунок 1. Виды ребрендинга
Составлено автором
Ключевое отличие в том, что если редизайн и репозиционирование — точечные коррективы, то ребрендинг представляет собой фундаментальный перезапуск бренда, как показано на примере Dunkin’ (совместившего новый логотип, название и стратегию позиционирования на кофейном рынке).
Таким образом, редизайн и репозиционирование могут существовать автономно, но становятся элементами ребрендинга при его реализации.
Подробно каждый вид ребрендинга представлен в (таблице 2) [1].
Таблица.2
Характеристика видов ребрендинга
Вид |
Описание |
Рестайлинг |
это смена визуальных атрибутов бренда (логотипа, айдентики) без корректирования позиционирования. Простыми словами, меняется внешний образ бренда, но ценности, философия остаются прежними |
Репозиционирование |
это изменение установок по отношению к бренду в сознании потребителей. Как правило, репозиционирование связано с предложением новых услуг, улучшением качества обслуживания и разработкой различных стимулирующих мероприятий. |
Ребрендинг |
комплексная стратегия, включающая в себя и репозиционирование, и рестайлинг. Если компания решила изменить свой бренд, то перемены происходят на всех уровнях. |
Благодаря таблице можно понять, что сущность редизайна в изменении внешней атрибутики, то есть доработка уже существующего дизайна, а репозиционирования в изменении цены и ценностей или создание нового бренда.
Таким образом, ребрендинг это комплексная стратегия трансформации бренда (от позиционирования и ценностей до визуальной идентичности), направленная на адаптацию к новым рыночным условиям, повышение конкурентоспособности и улучшение восприятия целевой аудиторией. В отличие от косметического рестайлинга (обновление дизайна) или частичного репозиционирования (смена образа в сознании), ребрендинг затрагивает сущность бренда. Его ключевые цели – укрепление позиций, расширение аудитории и повышение узнаваемости. Успех требует четкого понимания причин (устаревание, ошибки позиционирования, слияния, выход на новые рынки) и гармоничного сочетания внутренних (миссия, ценности) и внешних (название, айдентика) изменений. Это мощный, но рискованный инструмент, эффективный только при глубокой аналитике и стратегическом подходе.
Список литературы
- Актион управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/article/2529-rebrending (дата обращения: 18.01.2025)
- Advertiser school [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.advertiser-school.ru/advertising-history/world_experience_of_rebranding.html (дата обращения: 18.01.2025)
- Advertopedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://advertopedia.ru/index/show-article?id=75 (дата обращения: 18.01.2025)
- Георгиевская А., Чуракова Ю. Ребрендинг [Электронный ресурс] // Unisender. – 2022. – Режим доступа: https://www.unisender.com/ru/glossary/shto-takoe-re-branding/ (дата обращения: 18.01.2025)
- Звягин И. Что такое ребрендинг, когда и зачем он нужен [Электронный ресурс] // РБК Тренды. – 2024. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/61df11499a79474caf8eb045?from=copy (дата обращения: 18.01.2025)
- Ибрагимова З.Ф. Ребрендинг как инструмент маркетинговой деятельности [Электронный ресурс] // Научный журнал «КиберЛенинка». – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rebrending-kak-instrument-marketingovoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 18.01.2025)
- Лейба Д. Ребрендинг: что это такое и зачем он нужен бизнесу [Электронный ресурс] // Online Patent. – 2022. – Режим доступа: https://onlinepatent.ru/journal/rebranding/ (дата обращения: 18.01.2025)
- Лигер Е. Ребрендинг: определение, виды, этапы и примеры [Электронный ресурс] // SerpTop. – 2023. – Режим доступа: https://serptop.ru/blog/rebrending-opredelenie-vidy-etapy-i-primery/ (дата обращения: 18.01.2025)
- Лукина Е.О., Ибрагимова З.Ф. Основные причины ребрендинга в малом и среднем бизнесе [Электронный ресурс] // Научный журнал «КиберЛенинка». – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-prichiny-rebrendinga-v-malom-i-srednem-biznese/viewer (дата обращения: 18.01.2025)
- Малышкина Е.А. История бренда или история о бренде [Электронный ресурс] // Научный журнал «КиберЛенинка». – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-brenda-ili-istoriya-o-brende/viewer (дата обращения: 18.01.2025)
- Otvetdesign [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://otvetdesign.ru/blog/chto-takoe-rebrending (дата обращения: 18.01.2025)