Регионы России, включая Пензенскую область, находятся в условиях жёсткой межрегиональной конкуренции, главный вызов которой состоит в усилении борьбы за распоряжение ограниченными и важнейшими факторами развития ‑ людскими, финансовыми и природными ресурсами. Разрыв в эффективности их использования будет все неотвратимее приводить к снижению возможностей развития территории [2]. И в этих условиях, а также с учётом продолжающих действовать международных санкций развитие сфера внутреннего туризма даёт дополнительные серьёзные возможности для обеспечения устойчивого развития региона.
В настоящее время сфера туризма в Российской Федерации претерпевает значительный рост. Так, например, за последние годы наблюдается тенденция увеличения количества иностранных туристов, приезжающих в Россию. Формирование в Пензенской области современной конкурентоспособной туристической индустрии посредством максимально полного использования существующего туристического потенциала и снятия инфраструктурных ограничений для его развития; формирование регионального патриотизма и региональной идентичности, туристической привлекательности [8, c. 147].
Стратегией социально-экономического развития Пензенской области до 2035 года были установлены задачи формирования современной туристической индустрии в регионе [7]:
- развитие и совершенствование туристической инфраструктуры, в том числе создание туристических кластеров ‑ взаимосвязанных предприятий туристической индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристического продукта, сопутствующих видов деятельности (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений, образование и т.п.);
- повышение качества и конкурентоспособности туристических услуг; - увеличение объемов доходов от въездного туризма;
- поддержка и развитие ключевых видов внутреннего и въездного туризма (таблица 1).
Таблица 1.
Целевые показатели [3]
№ |
Показатель |
2020 |
2025 |
2030 |
2035 |
1 |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, предоставленных туристам, млн. руб. |
1,14 |
1,4 |
1,7 |
2,0 |
2 |
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м. |
56,0 |
57,5 |
58,5 |
60,0 |
3 |
Количество лиц, работающих в сфере туристической деятельности, тыс. человек |
2,1 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
4 |
Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения |
350,0 |
360,0 |
425,0 |
500,0 |
5 |
Численность иностранныз граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек |
20,0 |
25,0 |
30.0 |
35,0 |
Пензенская городская агломерация является одним из перспективных регионов Российской Федерации, обладающим значительным потенциалом для развития туристско-рекреационной сферы. Повышение комфортности проживания и отдыха в данной агломерации является важной задачей, решение которой позволит привлечь больше туристов и улучшить качество жизни местного населения [1, c. 238].
Разработка эффективной стратегии повышения комфортности Пензенской городской агломерации на основе развития туристско-рекреационных зон имеет важное значение для повышения привлекательности региона, улучшения качества жизни населения и стимулирования экономического развития [5, c. 39].
Стоит отметить, что Пензенская городская агломерация обладает значительным потенциалом для развития туризма и рекреации. Повышение комфортности проживания и отдыха в данном регионе является важной задачей, решение которой позволит привлечь больше туристов и улучшить качество жизни местного населения.
Пензенская городская агломерация включает в себя город Пензу и прилегающие к нему муниципальные образования [9, c. 282]. Это динамично развивающийся регион с богатым историко-культурным наследием, живописными природными ландшафтами и разнообразными рекреационными ресурсами. Ключевыми достопримечательностями агломерации являются: Спасский кафедральный собор, Музей одной картины, Пензенский областной краеведческий музей, Лермонтовская усадьба «Тарханы» и другие.
Несмотря на значительный туристский потенциал, Пензенская агломерация сталкивается с рядом проблем, сдерживающих развитие туристско-рекреационной сферы:
‑ недостаточно развитая туристская инфраструктура (гостиницы, объекты питания, развлечений и пр.);
‑ низкое качество туристских услуг и сервиса;
‑ ограниченное финансирование мероприятий по благоустройству и озеленению общественных пространств;
‑ слабая узнаваемость пензенской агломерации как туристического центра.
Для решения выявленных проблем предлагается реализация следующих стратегических направлений (таблица 2).
Таблица 2.
Стратегические направления, реализация которых способствует решению выявленных проблем
Стратегическое направление |
Мероприятия |
Развитие туристской инфраструктуры |
‑ строительство новых и модернизация существующих гостиниц, объектов общественного питания, развлекательных комплексов; ‑ создание современных объектов придорожного сервиса и парковочных пространств; ‑ благоустройство и озеленение туристических зон. |
Повышения качества туристских услуг |
‑ внедрение стандартов качества и системы классификации объектов размещения; ‑ организация программ повышения квалификации персонала туристской отрасли; ‑ развитие событийного, культурно-познавательного и спортивно-оздоровительного туризма. |
Формирование благоприятного имиджа Пензенской агломерации |
‑ Активное продвижение региона на внутреннем и внешнем туристских рынках; ‑ Реализация маркетинговых кампаний и PR-мероприятий; ‑ Развитие цифровых каналов коммуникации с туристами. |
Для реализации стратегии повышения комфортности Пензенской агломерации предполагается использование следующих механизмов. Планируется повышение плотности улично-дорожной сети за счёт строительства новых магистралей общегородского значения, включая обходные трассы. Это позволит перераспределить транспортные потоки и снизить перегрузку центральных районов, улучшив связность между всеми частями города [4]. Для разгрузки магистралей от грузового транспорта предлагается создать две специализированные логистические зоны ‑ на северном и южном въездах в Пензу. Это обеспечит вынос основного грузопотока за пределы жилой застройки. В транспортной стратегии также предусмотрено развитие мультимодального общественного транспорта, предполагающего внедрение скоростных направлений, таких как метробус и легкорельсовый транспорт. С целью интеграции городских и пригородных перевозок планируется создание сети транспортно-пересадочных узлов на ключевых направлениях: северном, южном, восточном и западном выездах из города. Предусматривается развитие системы пешеходных и велопешеходных маршрутов, ориентированной на повышение транспортной доступности на малые расстояния и стимулирование экологичных видов передвижения. Градостроительная модель будет трансформироваться от моноцентричной к полицентричной ‑ предполагается формирование районных и локальных центров притяжения, что позволит разгрузить центр города и обеспечить жителей услугами и инфраструктурой по месту проживания. Особое внимание важно уделить развитию комфортной городской среды с опорой на природно-рекреационный каркас. В приоритете ‑ сохранение и обустройство зелёных зон, включая «зелёный пояс» города и его малый контур, с целью повышения экологического благополучия и доступности рекреации [6].
Таким образом, предложенная стратегия повышения комфортности Пензенской городской агломерации на основе развития туристско-рекреационных зон будет способствовать комплексному развитию региона, росту его социально-экономического потенциала.
Список литературы
- Бобров, В. А. Государственная реклама в опыте министерства культуры и туризма Пензенской области // Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив. 2018. С. 238-245
- Конкурентная борьба регионов за инвестиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://izmaylovo-inn.ru/konkurentnaya-borba-regionov-za-investitsii/, свободный. – Дата обращения: 03.07.2025
- О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р (в ред. от февр. 2022 г., май 2025 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561260503. – Дата обращения: 02.07.2025
- Правительство Российской Федерации. Министерства и ведомства: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/920/about/ (дата обращения: 02.07.2025)
- Савкин, И. Ю. Разработка программы по развитию экологического туризма на территории Пензенского района Пензенской области // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы. 2023. С. 39-43
- Стратегия пространственного развития для Пензы: версия Натали Соколовой [Электронный ресурс] // Молодёжная газета. – URL: https://ym-penza.ru/zhizn-goroda/arkhitekturnaya-penza/item/8054-strategiya-prostranstvennogo-razvitiya-dlya-penzy-versiya-natali-sokolovoj (дата обращения: 02.07.2025)
- Стратегия развития туризма в Пензенской области на период до 2035 года. От 29 октября 2021 года; №625-рП
- Уткина, Н. В. Гастрономический туризм в Пензенской области: миф или реальность? // Туризм и краеведение: общественные движения и их влияние на развитие социума. 2018. С. 147-150
- Ханжина, В. Е. Развитие туризма в Пензенской области // Форум молодых ученых. 2020. № 7(47). С. 282-287