ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (228), Июль ‘25

Поделиться

В статье автором изучены перспективы повышения комфортности Пензенской городской агломерации на основе развития туристско-рекреационных зон. Также автором выявлены проблемы и пути развития туристско-рекреационных зон в регионе и городской агломерации.

Регионы России, включая Пензенскую область, находятся в условиях жёсткой межрегиональной конкуренции, главный вызов которой состоит в усилении борьбы за распоряжение ограниченными и важнейшими факторами развития ‑ людскими, финансовыми и природными ресурсами. Разрыв в эффективности их использования будет все неотвратимее приводить к снижению возможностей развития территории [2]. И в этих условиях, а также с учётом продолжающих действовать международных санкций развитие сфера внутреннего туризма даёт дополнительные серьёзные возможности для обеспечения устойчивого развития региона.

В настоящее время сфера туризма в Российской Федерации претерпевает значительный рост. Так, например, за последние годы наблюдается тенденция увеличения количества иностранных туристов, приезжающих в Россию. Формирование в Пензенской области современной конкурентоспособной туристической индустрии посредством максимально полного использования существующего туристического потенциала и снятия инфраструктурных ограничений для его развития; формирование регионального патриотизма и региональной идентичности, туристической привлекательности [8, c. 147].

Стратегией социально-экономического развития Пензенской области до 2035 года были установлены задачи формирования современной туристической индустрии в регионе [7]:

- развитие и совершенствование туристической инфраструктуры, в том числе создание туристических кластеров ‑ взаимосвязанных предприятий туристической индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристического продукта, сопутствующих видов деятельности (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений, образование и т.п.);

- повышение качества и конкурентоспособности туристических услуг; - увеличение объемов доходов от въездного туризма;

- поддержка и развитие ключевых видов внутреннего и въездного туризма (таблица 1).

Таблица 1.

Целевые показатели [3]

Показатель

2020

2025

2030

2035

1

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, предоставленных туристам, млн. руб.

1,14

1,4

1,7

2,0

2

Площадь номерного фонда  коллективных средств размещения, тыс. кв. м.

56,0

57,5

58,5

60,0

3

Количество лиц, работающих в сфере туристической деятельности, тыс. человек

2,1

2,3

2,5

2,7

4

Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения

350,0

360,0

425,0

500,0

5

Численность иностранныз граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек

20,0

25,0

30.0

35,0

 

Пензенская городская агломерация является одним из перспективных регионов Российской Федерации, обладающим значительным потенциалом для развития туристско-рекреационной сферы. Повышение комфортности проживания и отдыха в данной агломерации является важной задачей, решение которой позволит привлечь больше туристов и улучшить качество жизни местного населения [1, c. 238].

Разработка эффективной стратегии повышения комфортности Пензенской городской агломерации на основе развития туристско-рекреационных зон имеет важное значение для повышения привлекательности региона, улучшения качества жизни населения и стимулирования экономического развития [5, c. 39].

Стоит отметить, что Пензенская городская агломерация обладает значительным потенциалом для развития туризма и рекреации. Повышение комфортности проживания и отдыха в данном регионе является важной задачей, решение которой позволит привлечь больше туристов и улучшить качество жизни местного населения.

Пензенская городская агломерация включает в себя город Пензу и прилегающие к нему муниципальные образования [9, c. 282]. Это динамично развивающийся регион с богатым историко-культурным наследием, живописными природными ландшафтами и разнообразными рекреационными ресурсами. Ключевыми достопримечательностями агломерации являются: Спасский кафедральный собор, Музей одной картины, Пензенский областной краеведческий музей, Лермонтовская усадьба «Тарханы» и другие.

Несмотря на значительный туристский потенциал, Пензенская агломерация сталкивается с рядом проблем, сдерживающих развитие туристско-рекреационной сферы:

‑ недостаточно развитая туристская инфраструктура (гостиницы, объекты питания, развлечений и пр.);

‑ низкое качество туристских услуг и сервиса;

‑ ограниченное финансирование мероприятий по благоустройству и озеленению общественных пространств;

‑ слабая узнаваемость пензенской агломерации как туристического центра.

Для решения выявленных проблем предлагается реализация следующих стратегических направлений (таблица 2).

Таблица 2.

Стратегические направления, реализация которых способствует решению выявленных проблем

Стратегическое направление

Мероприятия

Развитие туристской инфраструктуры

‑ строительство новых и модернизация существующих гостиниц, объектов общественного питания, развлекательных комплексов;

‑ создание современных объектов придорожного сервиса и парковочных пространств;

‑ благоустройство и озеленение туристических зон.

Повышения качества туристских услуг

‑ внедрение стандартов качества и системы классификации объектов размещения;

‑ организация программ повышения квалификации персонала туристской отрасли;

‑ развитие событийного, культурно-познавательного и спортивно-оздоровительного туризма.

Формирование благоприятного имиджа Пензенской агломерации

‑ Активное продвижение региона на внутреннем и внешнем туристских рынках;

‑ Реализация маркетинговых кампаний и PR-мероприятий;

‑ Развитие цифровых каналов коммуникации с туристами.

 

Для реализации стратегии повышения комфортности Пензенской агломерации предполагается использование следующих механизмов. Планируется повышение плотности улично-дорожной сети за счёт строительства новых магистралей общегородского значения, включая обходные трассы. Это позволит перераспределить транспортные потоки и снизить перегрузку центральных районов, улучшив связность между всеми частями города [4]. Для разгрузки магистралей от грузового транспорта предлагается создать две специализированные логистические зоны ‑ на северном и южном въездах в Пензу. Это обеспечит вынос основного грузопотока за пределы жилой застройки. В транспортной стратегии также предусмотрено развитие мультимодального общественного транспорта, предполагающего внедрение скоростных направлений, таких как метробус и легкорельсовый транспорт. С целью интеграции городских и пригородных перевозок планируется создание сети транспортно-пересадочных узлов на ключевых направлениях: северном, южном, восточном и западном выездах из города. Предусматривается развитие системы пешеходных и велопешеходных маршрутов, ориентированной на повышение транспортной доступности на малые расстояния и стимулирование экологичных видов передвижения. Градостроительная модель будет трансформироваться от моноцентричной к полицентричной ‑ предполагается формирование районных и локальных центров притяжения, что позволит разгрузить центр города и обеспечить жителей услугами и инфраструктурой по месту проживания. Особое внимание важно уделить развитию комфортной городской среды с опорой на природно-рекреационный каркас. В приоритете ‑ сохранение и обустройство зелёных зон, включая «зелёный пояс» города и его малый контур, с целью повышения экологического благополучия и доступности рекреации [6].

Таким образом, предложенная стратегия повышения комфортности Пензенской городской агломерации на основе развития туристско-рекреационных зон будет способствовать комплексному развитию региона, росту его социально-экономического потенциала.

Список литературы

  1. Бобров, В. А. Государственная реклама в опыте министерства культуры и туризма Пензенской области // Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив. 2018. С. 238-245
  2. Конкурентная борьба регионов за инвестиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://izmaylovo-inn.ru/konkurentnaya-borba-regionov-za-investitsii/, свободный. – Дата обращения: 03.07.2025
  3. О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р (в ред. от февр. 2022 г., май 2025 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561260503. – Дата обращения: 02.07.2025
  4. Правительство Российской Федерации. Министерства и ведомства: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/920/about/ (дата обращения: 02.07.2025)
  5. Савкин, И. Ю. Разработка программы по развитию экологического туризма на территории Пензенского района Пензенской области // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы. 2023. С. 39-43
  6. Стратегия пространственного развития для Пензы: версия Натали Соколовой [Электронный ресурс] // Молодёжная газета. – URL: https://ym-penza.ru/zhizn-goroda/arkhitekturnaya-penza/item/8054-strategiya-prostranstvennogo-razvitiya-dlya-penzy-versiya-natali-sokolovoj (дата обращения: 02.07.2025)
  7. Стратегия развития туризма в Пензенской области на период до 2035 года. От 29 октября 2021 года; №625-рП
  8. Уткина, Н. В. Гастрономический туризм в Пензенской области: миф или реальность? // Туризм и краеведение: общественные движения и их влияние на развитие социума. 2018. С. 147-150
  9. Ханжина, В. Е. Развитие туризма в Пензенской области // Форум молодых ученых. 2020. № 7(47). С. 282-287
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее