МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ЗАКОН КУЛОНА» В КУРСЕ ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ЗАКОН КУЛОНА» В КУРСЕ ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

50

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (228), Июль ‘25

Поделиться

Статья посвящена методике преподавания темы «Закон Кулона» в профильных классах средней школы. Анализируются дидактические цели и содержание учебного материала с учетом профилизации (естественнонаучный, инженерно-технический профиль). Представлены эффективные формы и методы обучения, включая экспериментальные исследования, математическое моделирование, цифровые симуляции и межпредметные связи. Обосновывается необходимость углубленного и прикладного подхода к изучению закона Кулона в условиях профильного обучения как средства формирования системного физического мышления и исследовательских компетенций.

Введение. Современное профильное обучение по физике предполагает более глубокое и содержательное изучение ключевых разделов предмета. Тема «Закон Кулона» лежит в основе электростатики и электродинамики, формируя представление о природе электрических взаимодействий. В профильных классах (естественнонаучного и инженерного направлений) ее преподавание должно выходить за рамки простого запоминания формулы и включать исследовательскую, проектную и прикладную деятельность.

Дидактические цели изучения закона Кулона в профильных классах

Основные цели обучения:

  • сформировать глубокое понимание природы электрического взаимодействия;
  • научить применять закон Кулона к решению физических и прикладных задач;
  • развить навыки математического анализа и моделирования взаимодействий;
  • организовать экспериментальную и проектную деятельность с использованием цифровых технологий;
  • сформировать межпредметные связи с математикой, информатикой, химией, астрономией. [4]

Расширение содержания темы в профильном обучении

Для профильных классов целесообразно включать:

  • качественный анализ зависимости силы взаимодействия от расстояния и заряда;
  • представление об электрическом поле как способе описания взаимодействий;
  • аналогии с законом всемирного тяготения;
  • экспериментальные подтверждения закона Кулона (включая исторические аспекты: опыты Шарля Кулона);
  • численные и символьные расчеты с использованием программных средств;
  • ввод понятий: точечный заряд, диэлектрическая проницаемость, экранирование.

Методические подходы. Проблемное обучение. Ввод темы через постановку вопроса: Почему предметы могут притягиваться или отталкиваться, не соприкасаясь? Как это измерить? Это стимулирует познавательный интерес и подводит учащихся к необходимости количественного описания взаимодействия зарядов. [5]

Демонстрационные опыты и эксперименты

Хотя прямое измерение кулоновской силы затруднено в школьных условиях, можно:

  • использовать электрометры, эбонитовые и стеклянные палочки, зарядку тел трением;
  • демонстрировать отталкивание легких тел (листочков фольги) в электроскопе;
  • моделировать взаимодействие зарядов с помощью компьютерных симуляторов (PhET, Algodoo, Crocodile Physics).

Математическое моделирование. Решение задач с числовыми и символьными данными, построение графиков зависимости силы от расстояния (обратный квадрат), логарифмическая обработка данных. Использование программ: GeoGebra, Python (с библиотеками NumPy, Matplotlib), Excel.

Цифровые технологии и симуляции

В профильных классах рекомендуется использовать:

  • PhET Interactive Simulations (взаимодействие зарядов, изменение расстояния и величины зарядов);
  • Crocodile Physics — для построения виртуальных лабораторий;
  • Arduino — создание датчиков приближения с электростатическим эффектом;
  • Python — моделирование электростатических полей с визуализацией в matplotlib. [4]

Формирование инженерного мышления через задачи прикладного характера:

  • моделирование взаимодействий в молекулярных структурах (например, взаимодействие ионов);
  • электростатические заряды в системах космической связи;
  • расчеты зарядов на деталях в условиях производства;
  • взаимодействие частиц в ускорителях.

Такие задания создают мотивацию и демонстрируют важность закона Кулона в инженерных и научных контекстах.

Межпредметные связи

  • Математика — работа с графиками, степенные зависимости, производные;
  • Информатика — моделирование и программирование задач взаимодействия;
  • Химия — ионные связи и взаимодействие элементарных частиц;
  • Астрономия — сравнение гравитационного и электрического взаимодействия.

Оценка результатов обучения. Формы оценки:

  • решение задач (в том числе с физическим смыслом и реальным контекстом);
  • анализ графиков и построение моделей;
  • мини-исследования и рефераты (например, «Как Кулон измерял силу?», «Сравнение гравитационного и кулоновского взаимодействий»);
  • защита индивидуальных и групповых проектов.

Заключение. Преподавание темы «Закон Кулона» в профильных классах должно быть направлено не только на формирование прочных предметных знаний, но и на развитие навыков моделирования, исследования, проектирования. Интеграция с цифровыми инструментами и инженерными задачами позволяет эффективно формировать у школьников современные научные и технические компетенции. Внедрение предложенной методики позволяет значительно повысить качество подготовки школьников по физике, формируя у них глубокие знания и устойчивые практические умения, необходимые для дальнейшего изучения естественных наук и технических дисциплин. Такой подход соответствует целям профильного образования и способствует подготовке мотивированных и компетентных выпускников.

Список литературы

  1. Пурышева Н.С., Важеевская Н.С. Методика преподавания физики. — М.: Просвещение, 2021
  2. Величко А.А. Физика: Профильный уровень. — М.: Дрофа, 2020
  3. Бенедиктов В.А. Курс общей физики: Электричество и магнетизм. — М.: Наука, 2018
  4. Интерактивные симуляции по физике. URL: https://phet.colorado.edu/ru
  5. Методические рекомендации Минпросвещения РФ по организации профильного обучения, 2023
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее