Методы исследования – это способы решения научно-исследовательских задач. Методика преподавания окружающего мира заимствует общие методы педагогического исследования и адаптирует их с учётом особенностей своего предмета.
Понятие «метод» обозначает совокупность правил и приемов, способ построения знания, форма практического и теоретического освоения действительности. Необходимо владеть методом, чтобы знать, какие действия нужно совершить дальше.
Метод обязательно должен быть:
-объективным;
-надежным;
-обоснованным;
-точным.
Методы исследования процесса преподавания естествознания делятся на 3 группы:
-теоретические;
-эмпирические;
-статистические.
Разберем для начала теоретические методы исследования.
Такие методы основаны на применении мыслительных операций: сравнения, анализа, противопоставления, обобщения и конкретизации. Они помогают сформулировать проблему, поставить цели и задачи исследования, сравнить развитие педагогических явлений. Например, сравнивая планеты, мы приходим к определенным выводам о том, что у каждой из них свои размеры, плотность, спутники и многое другое. Проанализировав, изучив все данные, мы поняли, что Юпитер является самой большой планетой, а Плутон – самой маленькой, но не все относят Плутон к планетам. Также узнали, что планета Меркурий – самая жаркая из всех, так как она расположена ближе к солнцу.
Обычно теоретические методы чередуются с эмпирическими методами.
К эмпирическим методам относят:
-наблюдение;
-опыт;
-эксперимент.
Один из самых распространенных методов в эмпирическом методе – наблюдение. Оно позволяет изучить объект, прийти к общему выводу. Этапы педагогического наблюдения:
-определение цели и задач;
-выбор объекта наблюдений;
-составление плана наблюдений;
-подготовка оборудования и документов;
-анализ результатов;
-выводы.
Такие наблюдения можно проводить на традиционных уроках, однако важно все учесть.
Эксперимент – это метод познания, который используется для исследования явлений, в специально созданных для этого условиях.
При проведении педагогического эксперимента в педагогический процесс вносятся принципиально важные изменения. Затем определяется целесообразность дальнейшего внедрения и использования этих изменений в обучении детей. Перед экспериментом проводят теоретический и исторический анализ явления.
Для проведения педагогического эксперимента необходимо определить проблему исследования, определить цели и задачи, разработать план, подготовить наглядные средства обучения для детей, задания для учащихся.
Далее путем проведения бесед, тестирования, анкетирования можно прийти к определенным выводам исследования.
И последние, статистические методы исследования.
Статистические методы – это методы, основанные на обработке полученных результатов методами математического анализа.
К этим методам относят следующие:
-регистрация;
-ранжирование;
-определение среднего арифметического.
Например, регистрация проводится с целью выявления общих данных об учениках.
При использовании метода ранжирования можно определить количество учеников, которые справились с экспериментом на уроке окружающего мира, и тех, кто не справился.
И определение средних величин показывает средний балл в классе. Как ученики освоили материал.
Исходя из всего, мы можем прийти к выводу, что окружающий мир также может располагать собственными методами исследования.
Благодарности:
Автор выражает признательность своему научному руководителю, старшему преподавателю кафедры ПМНО, Хамхоевой Лейле Магомедовне, за ценные замечания по содержанию работы, а также за организационную поддержку.
Список литературы
- Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. -- М.: Смысл, Академия, 2007. - 528с., с. 19-22.
- Баранов С.П. и др. Педагогика: Учебное пособие «Преподавание в начальных классах». - М.: изд. «Просвещение» 1987.