Теоретические, эмпирические и статистические методы исследования процесса преподавания окружающего мира.

Теоретические, эмпирические и статистические методы исследования процесса преподавания окружающего мира.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

318

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Дата публикации 19.11.2021

Поделиться

В статье рассматриваются методы исследования в процессе преподавания окружающего мира, с приведением примеров.

Методы исследования – это способы решения научно-исследовательских задач. Методика преподавания окружающего мира заимствует общие методы педагогического исследования и адаптирует их с учётом особенностей своего предмета.

Понятие «метод» обозначает совокупность правил и приемов, способ построения знания, форма практического и теоретического освоения действительности. Необходимо владеть методом, чтобы знать, какие действия нужно совершить дальше.

Метод обязательно должен быть:

-объективным;

-надежным;

-обоснованным;

-точным.

Методы исследования процесса преподавания естествознания делятся на 3 группы:

-теоретические;

-эмпирические;

-статистические.

Разберем для начала теоретические методы исследования.

Такие методы основаны на применении мыслительных операций: сравнения, анализа, противопоставления, обобщения и конкретизации. Они помогают сформулировать проблему, поставить цели и задачи исследования, сравнить развитие педагогических явлений. Например, сравнивая планеты, мы приходим к определенным выводам о том, что у каждой из них свои размеры, плотность, спутники и многое другое. Проанализировав, изучив все данные, мы поняли, что Юпитер является самой большой планетой, а Плутон – самой маленькой, но не все относят Плутон к планетам. Также узнали, что планета Меркурий – самая жаркая из всех, так как она расположена ближе к солнцу.

Обычно теоретические методы чередуются с эмпирическими методами.

К эмпирическим методам относят:

-наблюдение;

-опыт;

-эксперимент.

Один из самых распространенных методов в эмпирическом методе – наблюдение. Оно позволяет изучить объект, прийти к общему выводу.          Этапы педагогического наблюдения:

-определение цели и задач;

-выбор объекта наблюдений;

-составление плана наблюдений;

-подготовка оборудования и документов;

-анализ результатов;

-выводы.

Такие наблюдения можно проводить на традиционных уроках, однако важно все учесть.

Эксперимент – это метод познания, который используется для исследования явлений, в специально созданных для этого условиях.

При проведении педагогического эксперимента в педагогический процесс вносятся принципиально важные изменения. Затем определяется целесообразность дальнейшего внедрения и использования этих изменений в обучении детей. Перед экспериментом проводят теоретический и исторический анализ явления.

Для проведения педагогического эксперимента необходимо определить проблему исследования, определить цели и задачи, разработать план, подготовить наглядные средства обучения для детей, задания для учащихся.

Далее путем проведения бесед, тестирования, анкетирования можно прийти к определенным выводам исследования.

И последние, статистические методы исследования.

Статистические методы – это методы, основанные на обработке полученных результатов методами математического анализа.

К этим методам относят следующие:

-регистрация;

-ранжирование;

-определение среднего арифметического.

Например, регистрация проводится с целью выявления общих данных об учениках.

При использовании метода ранжирования можно определить количество учеников, которые справились с экспериментом на уроке окружающего мира, и тех, кто не справился.

И определение средних величин показывает средний балл в классе. Как ученики освоили материал.

Исходя из всего, мы можем прийти к выводу, что окружающий мир также может располагать собственными методами исследования.

Благодарности:

Автор выражает признательность своему научному руководителю, старшему преподавателю кафедры ПМНО, Хамхоевой Лейле Магомедовне, за ценные замечания по содержанию работы, а также за организационную поддержку.

Список литературы

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. -- М.: Смысл, Академия, 2007. - 528с., с. 19-22.
  3. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учебное пособие «Преподавание в начальных классах». - М.: изд. «Просвещение» 1987.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее