В условиях растущей инклюзивной практики и активного реформирования специального образования повышается значимость взаимодействия семьи и образовательных учреждений в деле сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это касается категории детей с тяжелыми нарушениями речи, которым необходима целенаправленная, системная и индивидуализированная помощь.
Родители в данном случае выступают не только законными представителями, но и активными участниками коррекционного процесса. От уровня их психолого-педагогической компетентности во многом зависит успех педагогического воздействия. Понимание родителями специфики речевого нарушения, владение базовыми навыками коррекционного взаимодействия и умение организовать развивающую среду в домашних условиях становятся ключевыми факторами успешной социализации и адаптации ребёнка.
Педагогическая компетентность родителей– это интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка [1].
Развитие данного понятия в научной литературе представлено в трудах Л.С. Выготского, В.В. Лебединского, Н.М. Аксариной, Т.А. Власовой, Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепеной. Согласно Л.С. Выготскому [2], социальное окружение ребёнка, особенно в младшем возрасте, определяет зону его ближайшего развития. Родители, находящиеся в постоянном контакте с ребёнком, обладают уникальной возможностью оказывать влияние на развитие речевых функций.
Компетентность включает следующие компоненты:
Когнитивный: знание речевых нарушений, основ логопедической помощи, возрастных норм развития.
Операциональный: умения взаимодействовать с ребёнком с тяжелыми нарушениями речи, реализовывать рекомендации специалистов.
Мотивационно-ценностный: принятие ребёнка, заинтересованность в успехах, готовность участвовать в помощи.
Эмоционально-волевой: способность справляться со стрессом, тревожностью, неуверенностью.
Методика исследования уровня развития по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения детского сада №210 «Ладушки» городского округа Тольятти в течение 2023–2025 учебного года. В исследовании приняли участие 23 родителя детей с установленным диагнозом «тяжёлые нарушения речи», использующих логопедическую помощь в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования — выявить актуальный уровень психолого-педагогической компетентности родителей и определить направления её повышения.
Задачи диагностики:
- определить степень информированности родителей о тяжелых нарушениях речи;
- изучить отношение родителей к логопедической помощи и их участие в процессе;
- оценить готовность родителей взаимодействовать со специалистами;
- выявить эмоциональные и поведенческие особенности взаимодействия с ребёнком.
Данные задачи решалась в ходе констатирующего эксперимента. Мы выделили показатели, направленные на выявление уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями речи и подобрали соответствующие методики (таблица 1).
Таблица 1.
Диагностическая карта выявления уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Показатель |
Диагностическая методика |
Оценка уровня развития педагогической компетентности родителей |
Методика 1 «Самооценка уровня педагогической компетентности родителей» |
Оценка уровня эмоционального принятия родителями индивидуальных особенностей ребёнка |
Методика 2 «Эмоциональное отношение к особенностям ребёнка» |
Оценка способности родителей к применению теоретических знаний в практической деятельности |
Методика 3 «Применение знаний на практике (по результатам анализа домашних заданий)» |
Оценка готовности родителей к взаимодействию со специалистами |
Методика 4 «Готовность к взаимодействию со специалистами» |
Результаты проведения методической диагностики 1 было установлено, что при высоком уровне 70% родителей уверенно ориентируются в причинах и проявлениях тяжелых нарушениях речи, используют разнообразные методы поддержки.
При среднем уровне родитель обладает частичными знаниями, применяет методы нерегулярно. Он был выявлен у 20% родителей.
При низком уровне родитель не владеет базовой информацией, испытывает трудности в взаимодействии с ребёнком.
Участники отмечали рост понимания причин и проявлений тяжелых нарушений речи, способов эффективного взаимодействия с ребёнком, использования методик речевой стимуляции.
Большинство родителей отметили значительное расширение знаний, что коррелирует с ростом уверенности в общении с ребёнком.
Так, большинство родителей продемонстрировали свою заинтересованность, больше начали задаваться вопросами о решении их проблемы.
Количество родителей с высоким уровнем с 42% изменилось до 70%, что говорит об эффективности онлайн-курса.
Результаты выявления уровня педагогической компетентности родителей представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты оценки уровня развития педагогической компетентности родителей
Этап эксперимента |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Констатирующий |
3 (11%) |
11 (47%) |
9 (42%) |
Контрольный |
2 (10%) |
5 (20%) |
16 (70%) |
Результаты второй методики «Эмоциональное отношение к особенностям ребёнка (по анкете)» свидетельствуют о том, родители стали спокойнее относиться к статусу, проявлять больше понимания и принятия. Снизился уровень тревожности и чувства беспомощности, рост принятия индивидуальных особенностей. В результате проведения данной диагностической методики было установлено, что высокий уровень был выявлен у 58% родителей, демонстрирующий принятие и спокойное отношение к индивидуальным проявлениям ребенка.
Средний уровень выявлен у 27% (6 человек). Родители испытывают внутренние противоречия, тревожность сохраняется.
При низком преобладают отрицательные эмоции, страх, беспомощность. Данный уровень был выявлен у 15% (4 родителей).
Результаты выявления уровня эмоционального отношения к особенностям ребенка представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты оценки уровня эмоционального принятия родителями индивидуальных особенностей ребёнка
Этап эксперимента |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Констатирующий |
11 (50%) |
5 (20%) |
7 (30%) |
Контрольный |
4 (15%) |
6 (27%) |
13 (58%) |
Результаты применения знаний на практике показали, что на констатирующем этапе преобладает низкий уровень 44%. У родителей не было четкого понимания в применении знаний на практике. Средний уровень у 39%. Высокий уровень показали 17% родителей, что 27% меньше, чем показал низкий уровень.
Результаты применения знаний на практике (по результатам анализа домашних заданий) представлены в таблице 4.
Установлено, что подавляющее большинство родителей начали внедрять практики сенсорной стимуляции, логопедические приёмы, элементы игровой коррекции.
Таблица 4.
Результаты оценки способности родителей к применению теоретических знаний в практической деятельности
Этап эксперимента |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Констатирующий |
10 (44%) |
9 (39%) |
4 (17%) |
Контрольный |
5 (22%) |
3 (13%) |
15 (65%) |
По результатам методической диагностики 4 выявлено, что родители стали охотнее обращаться за профессиональной поддержкой, наладилось сотрудничество с логопедами.
Осознание роли специалистов в коррекционной работе усилилось, что позитивно сказалось на вовлечённости родителей. Родители стали активнее обращаться к специалистам в дошкольном образовательном учреждении. Найти общий язык стало гораздо легче.
Результаты выявления уровня готовности к сотрудничеству представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты оценки готовности родителей к взаимодействию со специалистами
Этап эксперимента |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Констатирующий |
6 (26%) |
13 (57%) |
4 (17%) |
Контрольный |
5 (22%) |
8 (35%) |
10 (43%) |
Результаты выявления уровня развития по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Результаты выявления уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Количество родителей |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
23 (100%) |
8 (35%) |
9 (39%) |
6 (26%) |
В процессе диагностики было выявлено, что основные трудности родители испытали при заполнении анкеты об осведомленности нарушения своего ребенка, а также при прохождении диагностической методики 3, направленной на применение знаний на практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе преобладает средний уровень 39% (9 человек). Разработка онлайн-курса, включающего модули по теории, практике, эмоциональной поддержке и взаимодействию с логопедом, позволит повысить компетентность родителей и, как следствие, эффективность речевой помощи ребёнку.
Список литературы
- Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема Актуальные вопросы современной педагогики Уфа: Лето, 2012. 56 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. 368 с.