УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

29

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (227), Июль ‘25

Поделиться

В статье рассматривается уровень развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями речи. Авторы подчёркивают важность активного участия семьи в коррекционно-развивающем процессе и необходимость повышения осведомлённости и готовности родителей к взаимодействию с логопедами и другими специалистами.

В условиях растущей инклюзивной практики и активного реформирования специального образования повышается значимость взаимодействия семьи и образовательных учреждений в деле сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это касается категории детей с тяжелыми нарушениями речи, которым необходима целенаправленная, системная и индивидуализированная помощь.

Родители в данном случае выступают не только законными представителями, но и активными участниками коррекционного процесса. От уровня их психолого-педагогической компетентности во многом зависит успех педагогического воздействия. Понимание родителями специфики речевого нарушения, владение базовыми навыками коррекционного взаимодействия и умение организовать развивающую среду в домашних условиях становятся ключевыми факторами успешной социализации и адаптации ребёнка.

Педагогическая компетентность родителей– это интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка [1].

Развитие данного понятия в научной литературе представлено в трудах Л.С. Выготского, В.В. Лебединского, Н.М. Аксариной, Т.А. Власовой, Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепеной. Согласно Л.С. Выготскому [2], социальное окружение ребёнка, особенно в младшем возрасте, определяет зону его ближайшего развития. Родители, находящиеся в постоянном контакте с ребёнком, обладают уникальной возможностью оказывать влияние на развитие речевых функций.

Компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный: знание речевых нарушений, основ логопедической помощи, возрастных норм развития.

Операциональный: умения взаимодействовать с ребёнком с тяжелыми нарушениями речи, реализовывать рекомендации специалистов.

Мотивационно-ценностный: принятие ребёнка, заинтересованность в успехах, готовность участвовать в помощи.

Эмоционально-волевой: способность справляться со стрессом, тревожностью, неуверенностью.

Методика исследования уровня развития по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения детского сада №210 «Ладушки» городского округа Тольятти в течение 2023–2025 учебного года. В исследовании приняли участие 23 родителя детей с установленным диагнозом «тяжёлые нарушения речи», использующих логопедическую помощь в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования — выявить актуальный уровень психолого-педагогической компетентности родителей и определить направления её повышения.

Задачи диагностики:

- определить степень информированности родителей о тяжелых нарушениях речи;

- изучить отношение родителей к логопедической помощи и их участие в процессе;

- оценить готовность родителей взаимодействовать со специалистами;

- выявить эмоциональные и поведенческие особенности взаимодействия с ребёнком.

Данные задачи решалась в ходе констатирующего эксперимента. Мы выделили показатели, направленные на выявление уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями речи и подобрали соответствующие методики (таблица 1).

Таблица 1.

Диагностическая карта выявления уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

Показатель

Диагностическая методика

Оценка уровня развития педагогической компетентности родителей

Методика 1 «Самооценка уровня педагогической компетентности родителей»

Оценка уровня эмоционального принятия родителями индивидуальных особенностей ребёнка

Методика 2 «Эмоциональное отношение к особенностям ребёнка»

Оценка способности родителей к применению теоретических знаний в практической деятельности

Методика 3 «Применение знаний на практике (по результатам анализа домашних заданий)»

Оценка готовности родителей к взаимодействию со специалистами

Методика 4 «Готовность к взаимодействию со специалистами»

 

Результаты проведения методической диагностики 1 было установлено, что при высоком уровне 70% родителей уверенно ориентируются в причинах и проявлениях тяжелых нарушениях речи, используют разнообразные методы поддержки.

При среднем уровне родитель обладает частичными знаниями, применяет методы нерегулярно. Он был выявлен у 20% родителей.

При низком уровне родитель не владеет базовой информацией, испытывает трудности в взаимодействии с ребёнком.

Участники отмечали рост понимания причин и проявлений тяжелых нарушений речи, способов эффективного взаимодействия с ребёнком, использования методик речевой стимуляции.

Большинство родителей отметили значительное расширение знаний, что коррелирует с ростом уверенности в общении с ребёнком.

Так, большинство родителей продемонстрировали свою заинтересованность, больше начали задаваться вопросами о решении их проблемы.

Количество родителей с высоким уровнем с 42% изменилось до 70%, что говорит об эффективности онлайн-курса.

Результаты выявления уровня педагогической компетентности родителей представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты оценки уровня развития педагогической компетентности родителей

Этап эксперимента

Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий

3 (11%)

11 (47%)

9 (42%)

Контрольный

2 (10%)

5 (20%)

16 (70%)

 

Результаты второй методики «Эмоциональное отношение к особенностям ребёнка (по анкете)» свидетельствуют о том, родители стали спокойнее относиться к статусу, проявлять больше понимания и принятия. Снизился уровень тревожности и чувства беспомощности, рост принятия индивидуальных особенностей. В результате проведения данной диагностической методики было установлено, что высокий уровень был выявлен у 58% родителей, демонстрирующий принятие и спокойное отношение к индивидуальным проявлениям ребенка.

Средний уровень выявлен у 27% (6 человек). Родители испытывают внутренние противоречия, тревожность сохраняется.

При низком преобладают отрицательные эмоции, страх, беспомощность. Данный уровень был выявлен у 15% (4 родителей).

Результаты выявления уровня эмоционального отношения к особенностям ребенка представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты оценки уровня эмоционального принятия родителями индивидуальных особенностей ребёнка

Этап эксперимента

Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий

11 (50%)

5 (20%)

7 (30%)

Контрольный

4 (15%)

6 (27%)

13 (58%)

 

Результаты применения знаний на практике показали, что на констатирующем этапе преобладает низкий уровень 44%. У родителей не было четкого понимания в применении знаний на практике. Средний уровень у 39%. Высокий уровень показали 17% родителей, что 27% меньше, чем показал низкий уровень.

Результаты применения знаний на практике (по результатам анализа домашних заданий) представлены в таблице 4.

Установлено, что подавляющее большинство родителей начали внедрять практики сенсорной стимуляции, логопедические приёмы, элементы игровой коррекции.

Таблица 4.

Результаты оценки способности родителей к применению теоретических знаний в практической деятельности

Этап эксперимента

Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий

10 (44%)

9 (39%)

4 (17%)

Контрольный

5 (22%)

3 (13%)

15 (65%)

 

По результатам методической диагностики 4 выявлено, что родители стали охотнее обращаться за профессиональной поддержкой, наладилось сотрудничество с логопедами.

Осознание роли специалистов в коррекционной работе усилилось, что позитивно сказалось на вовлечённости родителей. Родители стали активнее обращаться к специалистам в дошкольном образовательном учреждении. Найти общий язык стало гораздо легче.

Результаты выявления уровня готовности к сотрудничеству представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты оценки готовности родителей к взаимодействию со специалистами

Этап эксперимента

Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий

6 (26%)

13 (57%)

4 (17%)

Контрольный

5 (22%)

8 (35%)

10 (43%)

 

Результаты выявления уровня развития по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Результаты выявления уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

Количество родителей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

23 (100%)

8 (35%)

9 (39%)

6 (26%)

 

В процессе диагностики было выявлено, что основные трудности родители испытали при заполнении анкеты об осведомленности нарушения своего ребенка, а также при прохождении диагностической методики 3, направленной на применение знаний на практике.

Таким образом, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе преобладает средний уровень 39% (9 человек). Разработка онлайн-курса, включающего модули по теории, практике, эмоциональной поддержке и взаимодействию с логопедом, позволит повысить компетентность родителей и, как следствие, эффективность речевой помощи ребёнку.

Список литературы

  1. Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема Актуальные вопросы современной педагогики Уфа: Лето, 2012. 56 с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее