В условиях растущей инклюзивной практики и активного реформирования специального образования повышается значимость взаимодействия семьи и образовательных учреждений в деле сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это касается категории детей с тяжелыми нарушениями речи, которым необходима целенаправленная, системная и индивидуализированная помощь.
Родители в данном случае выступают не только законными представителями, но и активными участниками коррекционного процесса. От уровня их психолого-педагогической компетентности во многом зависит успех педагогического воздействия. Понимание родителями специфики речевого нарушения, владение базовыми навыками коррекционного взаимодействия и умение организовать развивающую среду в домашних условиях становятся ключевыми факторами успешной социализации и адаптации ребёнка.
Педагогическая компетентность родителей– это интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка [1].
Развитие данного понятия в научной литературе представлено в трудах Л.С. Выготского, В.В. Лебединского, Н.М. Аксариной, Т.А. Власовой, Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепеной. Согласно Л.С. Выготскому [2], социальное окружение ребёнка, особенно в младшем возрасте, определяет зону его ближайшего развития. Родители, находящиеся в постоянном контакте с ребёнком, обладают уникальной возможностью оказывать влияние на развитие речевых функций.
Компетентность включает следующие компоненты:
Когнитивный: знание речевых нарушений, основ логопедической помощи, возрастных норм развития.
Операциональный: умения взаимодействовать с ребёнком с тяжелыми нарушениями речи, реализовывать рекомендации специалистов.
Мотивационно-ценностный: принятие ребёнка, заинтересованность в успехах, готовность участвовать в помощи.
Эмоционально-волевой: способность справляться со стрессом, тревожностью, неуверенностью.
Методика исследования уровня развития по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи проводилась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения детского сада №210 «Ладушки» городского округа Тольятти в течение 2023–2025 учебного года. В исследовании приняли участие 23 родителя детей с установленным диагнозом «тяжёлые нарушения речи», использующих логопедическую помощь в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования — выявить актуальный уровень психолого-педагогической компетентности родителей и определить направления её повышения.
Задачи диагностики:
- определить степень информированности родителей о тяжелых нарушениях речи;
- изучить отношение родителей к логопедической помощи и их участие в процессе;
- оценить готовность родителей взаимодействовать со специалистами;
- выявить эмоциональные и поведенческие особенности взаимодействия с ребёнком.
Данные задачи решалась в ходе констатирующего эксперимента. Мы выделили показатели, направленные на выявление уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями речи и подобрали соответствующие методики (таблица 1).
Таблица 1.
Диагностическая карта выявления уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
| 
			 Показатель  | 
			
			 Диагностическая методика  | 
		
| 
			 Оценка уровня развития педагогической компетентности родителей  | 
			
			 Методика 1 «Самооценка уровня педагогической компетентности родителей»  | 
		
| 
			 Оценка уровня эмоционального принятия родителями индивидуальных особенностей ребёнка  | 
			
			 Методика 2 «Эмоциональное отношение к особенностям ребёнка»  | 
		
| 
			 Оценка способности родителей к применению теоретических знаний в практической деятельности  | 
			
			 Методика 3 «Применение знаний на практике (по результатам анализа домашних заданий)»  | 
		
| 
			 Оценка готовности родителей к взаимодействию со специалистами  | 
			
			 Методика 4 «Готовность к взаимодействию со специалистами»  | 
		
Результаты проведения методической диагностики 1 было установлено, что при высоком уровне 70% родителей уверенно ориентируются в причинах и проявлениях тяжелых нарушениях речи, используют разнообразные методы поддержки.
При среднем уровне родитель обладает частичными знаниями, применяет методы нерегулярно. Он был выявлен у 20% родителей.
При низком уровне родитель не владеет базовой информацией, испытывает трудности в взаимодействии с ребёнком.
Участники отмечали рост понимания причин и проявлений тяжелых нарушений речи, способов эффективного взаимодействия с ребёнком, использования методик речевой стимуляции.
Большинство родителей отметили значительное расширение знаний, что коррелирует с ростом уверенности в общении с ребёнком.
Так, большинство родителей продемонстрировали свою заинтересованность, больше начали задаваться вопросами о решении их проблемы.
Количество родителей с высоким уровнем с 42% изменилось до 70%, что говорит об эффективности онлайн-курса.
Результаты выявления уровня педагогической компетентности родителей представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты оценки уровня развития педагогической компетентности родителей
| 
			 Этап эксперимента  | 
			
			 Низкий  | 
			
			 Средний  | 
			
			 Высокий  | 
		
| 
			 Констатирующий  | 
			
			 3 (11%)  | 
			
			 11 (47%)  | 
			
			 9 (42%)  | 
		
| 
			 Контрольный  | 
			
			 2 (10%)  | 
			
			 5 (20%)  | 
			
			 16 (70%)  | 
		
Результаты второй методики «Эмоциональное отношение к особенностям ребёнка (по анкете)» свидетельствуют о том, родители стали спокойнее относиться к статусу, проявлять больше понимания и принятия. Снизился уровень тревожности и чувства беспомощности, рост принятия индивидуальных особенностей. В результате проведения данной диагностической методики было установлено, что высокий уровень был выявлен у 58% родителей, демонстрирующий принятие и спокойное отношение к индивидуальным проявлениям ребенка.
Средний уровень выявлен у 27% (6 человек). Родители испытывают внутренние противоречия, тревожность сохраняется.
При низком преобладают отрицательные эмоции, страх, беспомощность. Данный уровень был выявлен у 15% (4 родителей).
Результаты выявления уровня эмоционального отношения к особенностям ребенка представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты оценки уровня эмоционального принятия родителями индивидуальных особенностей ребёнка
| 
			 Этап эксперимента  | 
			
			 Низкий  | 
			
			 Средний  | 
			
			 Высокий  | 
		
| 
			 Констатирующий  | 
			
			 11 (50%)  | 
			
			 5 (20%)  | 
			
			 7 (30%)  | 
		
| 
			 Контрольный  | 
			
			 4 (15%)  | 
			
			 6 (27%)  | 
			
			 13 (58%)  | 
		
Результаты применения знаний на практике показали, что на констатирующем этапе преобладает низкий уровень 44%. У родителей не было четкого понимания в применении знаний на практике. Средний уровень у 39%. Высокий уровень показали 17% родителей, что 27% меньше, чем показал низкий уровень.
Результаты применения знаний на практике (по результатам анализа домашних заданий) представлены в таблице 4.
Установлено, что подавляющее большинство родителей начали внедрять практики сенсорной стимуляции, логопедические приёмы, элементы игровой коррекции.
Таблица 4.
Результаты оценки способности родителей к применению теоретических знаний в практической деятельности
| 
			 Этап эксперимента  | 
			
			 Низкий  | 
			
			 Средний  | 
			
			 Высокий  | 
		
| 
			 Констатирующий  | 
			
			 10 (44%)  | 
			
			 9 (39%)  | 
			
			 4 (17%)  | 
		
| 
			 Контрольный  | 
			
			 5 (22%)  | 
			
			 3 (13%)  | 
			
			 15 (65%)  | 
		
По результатам методической диагностики 4 выявлено, что родители стали охотнее обращаться за профессиональной поддержкой, наладилось сотрудничество с логопедами.
Осознание роли специалистов в коррекционной работе усилилось, что позитивно сказалось на вовлечённости родителей. Родители стали активнее обращаться к специалистам в дошкольном образовательном учреждении. Найти общий язык стало гораздо легче.
Результаты выявления уровня готовности к сотрудничеству представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты оценки готовности родителей к взаимодействию со специалистами
| 
			 Этап эксперимента  | 
			
			 Низкий  | 
			
			 Средний  | 
			
			 Высокий  | 
		
| 
			 Констатирующий  | 
			
			 6 (26%)  | 
			
			 13 (57%)  | 
			
			 4 (17%)  | 
		
| 
			 Контрольный  | 
			
			 5 (22%)  | 
			
			 8 (35%)  | 
			
			 10 (43%)  | 
		
Результаты выявления уровня развития по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Результаты выявления уровня развития психолого-педагогических компетенций родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
| 
			 Количество родителей  | 
			
			 Низкий уровень  | 
			
			 Средний уровень  | 
			
			 Высокий уровень  | 
		
| 
			 23 (100%)  | 
			
			 8 (35%)  | 
			
			 9 (39%)  | 
			
			 6 (26%)  | 
		
В процессе диагностики было выявлено, что основные трудности родители испытали при заполнении анкеты об осведомленности нарушения своего ребенка, а также при прохождении диагностической методики 3, направленной на применение знаний на практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе преобладает средний уровень 39% (9 человек). Разработка онлайн-курса, включающего модули по теории, практике, эмоциональной поддержке и взаимодействию с логопедом, позволит повысить компетентность родителей и, как следствие, эффективность речевой помощи ребёнку.
Список литературы
- Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема Актуальные вопросы современной педагогики Уфа: Лето, 2012. 56 с.
 - Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
 
