На сегодняшний день в нашей стране основным условием эффективности проведения государственного регулирования выступает способность государства улучшать качество жизни населения страны, обеспечивать устойчивый экономический рост и увеличивать реальные доходы населения, тем самым получать возможности по их полезному использованию. В данном случае актуальным становится понятие финансового поведения, так как именно эта категория, с одной стороны, способствует формированию определенного уровня жизни, повышает благосостояние населения, а с другой стороны, в целом влияет на экономику страны: обеспечивает ее необходимыми денежными ресурсами, которые поддерживают уровень инвестиций в стране. В противном случае происходит выбытие из экономического оборота большей части денежных средств, в результате чего они становятся недоступны как бизнесу, так и органам местного самоуправления ни в качестве инвестиционных фондов, ни в качестве потребительского спроса.
Денежным доходам отводится важная роль в жизнедеятельности каждого человека, поскольку они выступают прямым источником удовлетворения его потребностей. Оплата труда является главным источников всех доходов домохозяйств. Но зачастую размер заработной платы неспособен удовлетворить даже жизненно необходимые условия существования людей. Поэтому государству необходимо регулировать заработную плату, а домашнимхозяйствам искать другие источники дохода.
Введение жестких карантинных ограничений, в целях предотвращения распространения корона вирусной инфекции в 2020 году, временное закрытие предприятий в некоторых секторах экономики, замедление внутреннего и внешнего спроса привели к значительному росту уровня безработицы в стране.В частности, к концу 2020 года общая численность занятого населения достигла 13,2 миллиона человек, уровень безработицы вырос с 9,1% в конце 2019 года до 10,5%. При этом наибольший рост уровня безработицы наблюдался во II квартале отчетного года, в течение которого количество безработных увеличилось на 672 тысячи, а уровень безработицы достиг 13,2%. В разрезе отраслей, тогда как, в торговле (5,0%), строительстве (4,3%), транспортировке и хранении (3,5%), промышленности (1,2%) отмечалось снижение занятости, в здравоохранении (5,7%), образовании (2,4%) и сельском хозяйстве (0,5%) наблюдался рост.
Рисунок 1. Изменения показателей занятости в экономике[1]
В 2020 году наблюдалось замедление роста заработной платы на рынке труда, в связи с финансовыми трудностями предприятий и появлением избыточного предложения рабочей силы в результате роста безработицы. В частности, рост средней номинальной заработной платы в 2020 году замедлился с 27,5% в 2019 году до 14,7%. При этом снижение инфляции также обеспечило положительный реальный рост заработной платы, который составил 3,2% (реальный рост в 2019 году составил 7,5%). В отчетном году, вследствие неполного использования мощностей предприятиями в условиях пандемии и ограниченности передвижения трудовых ресурсов, отмечалась тенденция к снижению производительности труда.
В частности, тогда как, в I квартале 2020 года рост производительности труда замедлился по сравнению с I кварталом 2019 года, во II и III кварталах наблюдалось снижение на 1,1 и 1,9 % соответственно. Ослабление карантинных ограничений, восстановление экономической активности с III квартала 2020 года способствовало положительному изменению производительности труда, и в IV квартале рост составил 1,8%.В расчетах используются следующие источники: данные государственной статистической отчетности, результаты регулярно проводимых выборочных обследований экономической деятельности индивидуальных предпринимателей и дехканских хозяйств, обследования доходов и расходов домохозяйств по методологии, рекомендованной Всемирным банком, а также обобщенные данные Центрального банка, Министерства финансов, внебюджетного Пенсионного фонда, Народного банка и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
Рисунок 2. Изменение производительности труда и реальной заработной платы, %[2]
По предварительным данным, за январь-март 2020 года общий объем совокупного дохода населения составил 78,9 трлн. сум и, по сравнению с соответствующим периодом 2019 года, реальные темпы роста достигли 107,6 %. Совокупный доход на душу населения составил 2323,1 тыс. сум и, по сравнению с соответствующим периодом 2019 года, реальные темпы роста составили 105,6 %.
Таблица 1.
Неравномерное распределения доходов населения по 10-ти процентным группам населения Республики Узбекистан[3]
(по результатам выборочных обследований домашних хозяйств,%)
|
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
I дециль |
3,9 |
3,9 |
3,7 |
3,4 |
II дециль |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
III дециль |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
6,2 |
IV дециль |
7,2 |
7,3 |
7,3 |
7,1 |
V дециль |
8,1 |
8,1 |
8,2 |
8,1 |
VI дециль |
9,1 |
9,1 |
9,2 |
9,1 |
VII дециль |
10,2 |
10,3 |
10,5 |
10,5 |
VIII дециль |
11,6 |
11,7 |
12,1 |
12,1 |
IX дециль |
13,9 |
14,1 |
14,7 |
14,8 |
X дециль |
24,1 |
23,7 |
22,6 |
23,5 |
Коэффициент дифференциации населения по 10-ти процентным группам |
6,2 |
6,1 |
6,0 |
6,9 |
Совокупный доход населения состоит не только из доходов от трудовой деятельности наемных работников, но и от самостоятельной занятости, собственного производства услуг для собственного потребления, доходов от собственности (процентов, дивидендов, авторских гонораров, прочих имущественных доходов) и доходов от трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, прочих текущих трансфертов.
Таблица 2.
Информация о доходах населения[4]
№ |
Наимменование показателей |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Январь-сентябрь 2021 г. |
1 |
Совокупные доходы населения, млрд.сум |
236893,1 |
300842,7 |
367735,6 |
420338,3 |
371288,0 |
|
в % к предыдущему году |
119,7 |
127,0 |
121,6 |
114,9 |
122,6 |
2 |
Совокупные доходы на душу населения, тыс.сум |
7314,1 |
9128,6 |
10891,3 |
12279,1 |
10663,4 |
|
в % к предыдущему году |
117,7 |
124,8 |
119,3 |
112,7 |
120,2 |
3 |
Реальные совокупные доходы населения, млрд.сум |
216400,1 |
255971,0 |
319336,1 |
372211,4 |
334433,4 |
|
в % к предыдущемугоду |
109,3 |
108,1 |
106,1 |
101,8 |
110,4 |
4 |
Реальные совокупные доходы на душу населения, тыс.сум |
6681,4 |
7767,0 |
9509,6 |
10873,2 |
9604,9 |
|
в % к предыдущему году |
107,5 |
106,2 |
104,2 |
99,8 |
108,2 |
По предварительным данным, в январе-марте 2020 года 74,7 % совокупного дохода населения сформировались за счет первичного дохода, а доля доходов от трансфертов составила 25,3 %. Основную долю в первичном доходе составляют доходы от производства, долю дохода от трансфертов - прочие текущие трансферты.Наибольшая часть совокупного дохода населения в январемарте 2020 года была сформирована за счет доходов от трудовой деятельности (66,0 % от общего объема совокупного дохода), включающих в себя доходы наемных работников и доходы от самостоятельной занятости. Удельный вес доходов от производства услуг для собственного потребления в общем объема совокупного дохода населения составил 2,7 %, доходов от собственности – 6,0 %, доходов от трансфертов – 25,3 %.
В совокупном доходе регионов наибольшая доля доходов, полученных от трудовой деятельности (доходы наемных работников и доходы от самостоятельной занятости), наблюдалась в Навоийской области (81,2 %). Напротив, в городе Ташкент, Самаркандской, Наманганской, Хорезмской, Сурхандарьинской, Андижанской, Кашкадарьинской областях и Республике Каракалпакстан она была ниже среднереспубликанского уровня.
Доля доходов от собственного производства услуг для собственного потребления и доходов от собственности в структуре совокупного дохода населения республики была незначительной, а доля таких доходов в городе Ташкент составила 24,2 %.
Также в Самаркандской, Андижанской, Сурхандарьинской областях и Республике Каракалпакстан доля доходов от трансфертов достигла более 30 % от совокупного дохода населения, доля этого вида доходов в Навоийской области является самой низкой – 15,3 %. Одним из источников доходов от трудовой деятельности являются доходы от самостоятельной занятости населения, доля которых в структуре совокупного дохода населения составляет 32,6 %. Доля доходов от самостоятельной занятости в совокупном доходе в регионах различается и варьирует от 13,3 % (в г.Ташкент) до 48,5 % (в Джизакской области). При росте доходов от самостоятельной занятости на 1 % общий объем совокупного дохода увеличивается на 0,33 %.
Возрастающая тенденция основных монетарных индикаторов экономического неравенства за анализируемый период и превышение их пороговых значений указывают на активный процесс расслоения узбекского общества, что находит подтверждение и в результатах немонетарного (субъективного) подхода.
В 2020 году Центральным банком осуществлялся систематический мониторинг своевременного, полного и качественного выполнения задач, поставленных перед коммерческими банками по реализации Государственной программы в рамках «Года развития науки, образования и цифровой экономики», а также программ по социально-экономическому развитию регионов. В связи с этим, основное внимание было уделено выдаче кредитов малым проектам, реализуемым совместно с местными хокимиятами в рамкахпрограмм развития семейного предпринимательства, целью которых является создание новых рабочих мест, увеличение объема производства, оказание услуг, а также другим направлениям, обеспечивающим занятость населения (семей) и формирующим для них постоянные источники доходов. За последние 3 года в рамках программ развития семейного предпринимательства было выделено более 15,7 трлн. сумов льготных кредитов, с помощью которых 633 тысяч семей занялись предпринимательством.
В рамках вышеуказанных программ, в среднем по стране 94 из каждой тысячи домохозяйств были вовлечены в предпринимательскую деятельность. В разрезе регионов, относительно высокий уровень охвата хозяйств государственными программами наблюдался в Навоийской (230 домов из тыс.), Наманганской (207), Сырдарьинской (162) и Джизакской (124) областях. В рамках программ развития семейного предпринимательства в 2020 году были выделены льготные кредиты на общую сумму более чем 6,1 трлн. сумов для осуществления 215 тыс. проектов.
Рисунок 3. Кредиты, выделенные в рамках программы развития семейного предпринимательства в 2020 году, млрд. сум[5]
В том числе:
- в рамках программы «Каждая семья – предприниматель» около 184 тысячи граждан и субъектов предпринимательства получили в общей сложности 4,8 трлн. сумов;
- в рамках программ развития ремесленничества, расширение деятельности фермерских, дехканских хозяйств и землевладельцев, а также органов местного самоуправления и обеспечения занятости населения было выделено кредитов на сумму 785,7 млрд. сумов для осуществления около 25 тыс. проектов;
- из средств фонда «Молодежь – наше будущее» на финансовую поддержку бизнес-инициатив и проектов молодежи было выделено 427,8 млрд. сумов на 1 818 проектов;
- с целью обеспечения занятости женщин, улучшения условий труда, а также для широкого привлечения молодых девушек из сельских местностей к семейному и частному предпринимательству, ремеслу, со счета общественного фонда поддержки женщин и семьи было выделено кредитов на общую сумму 95,7 млрд. сумов для осуществления 4 615 проектов.
Из кредитов, выданных в рамках программы развития предпринимательства, 2,5 трлн. сум (41%) пришлось на долю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 3,6 трлн. сум (59%) на долю самозанятых физических лиц.
В 2020 году для осуществления данных программ были выделены кредиты со стороны следующих банков с соответсвующей долей: Агробанк – 40%, Халк банк - 36% и Микрокредитбанк – 24%.
В целях поддержки населения и предприятий, столкнувшихся с финансовыми трудностями из-за пандемии коронавируса сроки погашения кредитов на общую сумму 1,1 трлн. сумов были продлены на 6 месяцев (до 1 октября 2020 года).
Кроме того, по итогам изучения на местах и мониторинга, в рамках программ развития семейного предпринимательства, а также в целях обеспечения большего удобства для населения и субъектов предпринимательства, получение кредита было упрощено, а именно:
- была отменена процедура утверждения перечня поставщиков продукции и услуг (за исключением племенного скота);
- установлено достаточным принятие заключений районных (городских) Центров поддержки семейного предпринимательства для выделения кредитов.
Несмотря на то, что в марте-сентябре 2020 года в стране были приняты меры по предотвращению распространения корона вирусной инфекции, особое внимание было уделено своевременному кредитованию проектов в рамках программ с учетом их сезонности. В частности, если в мае были выделены кредиты на общую сумму 489,0 млрд. сумов, то в июне и июле выдача кредитов значительно увеличилась по сравнению с другими месяцами.
Список литературы
- Медков В.М. Демография: Учебник / В.М. Медков, 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.
- Гордиевич Т.И., Рузанов П.В. Неравенство и бедность: современные тенденции // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - № 1. (35). - С. 178-186.
- Лаптева Е.В., Огородникова Е.П., Портнова Л.В. Оценка факторов, влияющих на денежные доходы российского населения // Электронный научный журнал «Век качества». 2020. №2. С. 110-124.
- Bond Market Analysis In The Countries Of The Asian Region//O.Hamdamov, S.Otakhonova, Z.Baratova - International Finance and Accounting, 2020
- www.stat.uz–Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
- www.mf.uz - Министерство финансовРеспублики Узбекистан