ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

85

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (227), Июль ‘25

Поделиться

Статья посвящена исследованию возможностей и методов использования цифровых инструментов в образовательном процессе на уроках труда и технологии. В работе анализируются современные технологии и инструменты, которые могут повысить эффективность обучения и подготовить учеников к жизни и работе в условиях быстро меняющегося цифрового мира.

Цифровой образовательный инструмент – цифровой ресурс, используемый обучающимися и преподавателями в качестве средства (инструмента) деятельности, например, виртуальная физическая лаборатория, учебная геоинформационная система, текстовый редактор, графический пакет и т.д. [1]. Использование образовательных цифровых средств в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из целей учебной программы и образовательного учреждения.

Использование ЦОР на уроках является необходимым и обоснованным, так как они:

  • способствуют эффективной организации коллективной и самостоятельной работы на уроке;
  • способствуют улучшению практических навыков и умений учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают заинтересованность в уроках;
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • делают уроки современными.

Цифровые инструменты для организации учебной деятельности используются:

  • При объяснении нового материала;
  • При закреплении;
  • При повторении;
  • При контроле знаний, умений и навыков [2].

Использование цифровых инструментов в процессе обучения на уроках труда (технологии) является неотъемлемой частью современного образования. Они позволяют обучающимся получать доступ к актуальной информации, развивать навыки и умения, а также повышать мотивацию к обучению. Примеры использования таких инструментов включают программное обеспечение для моделирования и проектирования, виртуальные лаборатории и симуляторы, интерактивные учебники и электронные пособия, а также онлайн-курсы и вебинары [9]. Внедрение цифровых инструментов обучения в предмет «Труд (технология)» позволяет сделать обучение более доступным, эффективным и интересным для учащихся [3].

Далее приведем примеры цифровых инструментов, которые можно использовать на уроках труда (технологии).

Виртуальные лаборатории и симуляторы — это программные инструменты, которые позволяют ученикам проводить практические эксперименты и исследования в виртуальной среде. Они дают возможность изучать различные научные и технические концепции без необходимости использования физического оборудования. Например, на уроках труда (технологии) показать работу таких механизмов, как зубчатые колеса, реечные передачи поможет виртуальная лаборатория «Технология» раздел «Logitarium».

Интерактивные учебники — это электронные учебники, которые предлагают дополнительные интерактивные элементы для обучения. Они могут содержать видеоуроки, аудиофайлы, графику, задания и тесты. Например, на уроке труда (технологии) учитель дает детям проверочный тест, который они самостоятельно могут открыть через интерактивный учебник на своем устройстве. Таким образом, по завершению теста каждый ученик сразу же получает обратную связь от обучающей программы, видит свою оценку, а учитель может изучить оценки всего класса. Используя подобные технологии, экономится время на уроке.

Электронные пособия — это электронные версии учебников, которые включают дополнительные материалы и ресурсы для обучения. Они могут быть в формате PDF, электронных книг или интерактивных приложений. Электронные пособия предлагают более гибкий и доступный способ изучения материала, так как они могут быть легко доступны на компьютере, планшете или смартфоне. Например, на уроках труда (технологии) учитель может вывести на интерактивную доску материал по теме или дать домашнее задание с необходимым списком электронных источников, через которые дети могут самостоятельно изучить больше о пройденной на уроке теме [4].

Существует богатый выбор образовательных приложений и онлайн-платформ, которые помогают учителям и студентам в учебном процессе. Например, Google Classroom предоставляет возможность создавать виртуальные классы, где учителя могут выкладывать учебный материал, задания и тесты, а студенты могут легко взаимодействовать с учебным контентом и обмениваться заданиями и отзывами.

На уроках труда (технологии) можно использовать различные цифровые инструменты, такие как платформа «Российская электронная школа» (РЭШ), которая предоставляет доступ к образовательным ресурсам, учебникам и тренажерам с автоматической проверкой для педагогов, учеников и родителей.

С развитием онлайн-коммуникации вебинары и видеоконференции стали неотъемлемой частью современного обучения. Они позволяют учителям и ученикам встречаться и общаться в режиме реального времени, независимо от их физического местонахождения.

Кроме того, на уроках можно использовать конструктор интерактивных упражнений на основе сервиса LearningApps.org, который позволяет обучающимся совместно работать над поиском информации, редактированием и созданием мультимедийных материалов.

Например, на уроке труда (технологии) и для изучения нового материала по теме «Сервировка стола» могут использоваться мультимедийные средства такие, как презентации, видео, аудио программы, сделанные с использованием платформы «Stepik». В презентации отражены правила сервировки, предметы сервировки, история их появления. В видео материалах содержится информация по приемам сервировки стола, складывания салфеток. Для закрепления материала используются задания, которые выполняются на интерактивной доске. Это могут быть кроссворды, упражнения, тесты [5].

Таким образом, внедрение цифровых инструментов в процессе обучения позволяет создавать интерактивные уроки с использованием различных мультимедийных элементов, что делает учебный материал более понятным и доступным. Возможность взаимодействия с материалом в режиме реального времени способствует более глубокому усвоению знаний. Также цифровые инструменты позволяют индивидуализировать образовательный процесс, адаптируя материал под потребности и уровень знаний каждого ученика. Они также способствуют развитию коммуникационных навыков учащихся, позволяя организовывать групповую работу, обмен мнениями и проводить онлайн-дискуссии и коллективное решение задач.

Использование цифровых инструментов в процессе обучения по предмету является значимым и эффективным способом улучшения качества образования. Они позволяют ученикам получать доступ к большому количеству информации, обучаться в интерактивной и мотивирующей среде, а также развивать навыки самостоятельной работы и критического мышления.

Список литературы

  1. Бутенко, Н. И. Использование цифровых инструментов обучения в образовательном процессе технологического университета. – Бутенко, Н. И. – СПб: Инновации в образовании, 2022. 63 с.
  2. Васильев И.В. Цифровые инструменты обучения на уроках технологии: Методическое пособие для учителей. – Васильев И.В. – Москва: Просвещение, 2018. 59 с.
  3. Волков, В. У. Применение технологии цифрового обучения в школе. Новые информационные технологии в обучении / Волков, В. У. —Москва: Юрайт, 2022. 27 с.
  4. Гонсалес, Г., Лавин, Э., Варгас, Р. Внедрение цифровых инструментов обучения в учебный процесс технологического университета. Гонсалес, Г. –Журнал современных технологий обучения, 2018. 38 c.
  5. Гришин, В. В., Титова, А. А. Применение цифровых инструментов обучения в процессе изучения технологии. Технологии современного образования / Гришин, В. В., Титова, А. А. 37-52.– СПб.: Управление школой, 2019. 52 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее