Системы огней высокой интенсивности (ОВИ) являются основным средством визуальной посадки на аэродромах гражданской авиации. Данные системы удовлетворяют требованиям ИКАО, что говорит об определённой стандартизации размещения огней ОВИ, их цветности и интенсивности свечения. Традиционно в ОВИ использовались галогенные и ксеноновые лампы, однако в последние годы активно внедряются светодиодные (LED) технологии.
В преимущества светодиодных ОВИ, в первую очередь, входит энергоэффективность, поскольку светодиоды потребляют на 30-70% меньше электроэнергии нежели традиционные лампы. Применение LED-технологий снижает нагрузку на аэродромные сети и уменьшает эксплуатационные затраты.
Следующим немаловажным достоинством светодиодных ОВИ является долговечность ввиду того, что срок службы LED-источников достигает 50 000 - 100 000 часов по сравнению с галогенными лампами, которые работают около 1 000 – 5 000 часов. Применение светодиодных технологий в данном случае сократит частоту замен и затраты на обслуживание.
Надёжность и устойчивость LED-огней также является преимуществом по сравнению с традиционными лампами, поскольку светодиодные ОВИ менее чувствительны к вибрациям и перепадам температур, не содержат таких хрупких элементов, как нити накаливания или газовые колбы, быстро включаются, т.е. не требуют прогрева по сравнению с ксеноновыми лампами.
Заключительным преимуществом применения светодиодных технологий является точность светового потока и цветопередачи. Светодиоды обеспечивают стабильную интенсивность и соответствие стандартам ICAO (Doc 9157), что критично для распознавания огней пилотами [1].
Подробная сравнительная характеристика технических параметров LED и традиционных ОВИ приведена в таблице:
Таблица 1.
Технические характеристики светодиодных (LED) ламп и традиционных ламп
Параметр |
Галогенные лампы |
Ксеноновые лампы |
Светодиодные (LED) лампы |
Срок службы (часы) |
1 000 – 5 000 |
3 000 – 10 000 |
50 000 – 100 000 |
Энергопотребление (Вт) |
100 - 500 |
70 – 300 |
30 - 150 |
Время включения |
Задержка (прогрев) |
Задержка (прогрев) |
Мгновенное |
Ударопрочность |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
К конструктивным особенностям LED-ОВИ относится оптическая система, которая оснащена мощными LED-матрицами (Cree, Osram, Philips) с высокой светоотдачей (до 200 лм/Вт), линзы и отражатели, которые позволяют сформировать диаграммы направленности (соответствие стандартам ICAO) и антибликовое покрытие, которое минимизирует рассеивание света.
Система охлаждения же представляет собой несколько типов: пассивное охлаждение, которое необходимо для отвода небольшого количества тепла (алюминиевые радиаторы), активные системы, целью которых является более интенсивное охлаждение (вентиляторы) и температурные датчики, использующиеся для предотвращения перегрева.
Управление и регулировка осуществляется с помощью диммирования, которое позволяет плавно изменить яркость от 10% до 100% и автоматической подстройки под погодные условия (датчики видимости), а также происходит интеграция с A-SMGCS (Advanced Surface Movement Guidance and Control System).
К проблемам внедрения LED-технологий относятся, в первую очередь, технические сложности, связанные с тепловыделением, которые могут быть решены с помощью разработки эффективных систем охлаждения, электромагнитной совместимостью, разрешающейся экранированием и фильтрацией помех, а также совместимостью с устаревшими системами, которые могут продолжить свою работу путём использования адаптеров и модулей преобразования.
Во-вторых, нормативные требования также представляют собой сложности относительно внедрения светодиодных технологий в ОВИ, поскольку согласно стандарту ICAO (Doc 9157) LED-ОВИ должны соответствовать цветовой температуре (белый, красный, зеленый), углам излучения (3°, 10°, 20°) и интенсивности (от 10 до 200 000 кд). Необходима также сертификация в РФ (ФАП, ГОСТ Р 58928-2020) [2, 3].
LED-ОВИ успешно используются в таких аэропортах, как:
– Аэропорт Хельсинки (Финляндия). Полный переход на LED-освещение был произведён в 2018 году. Экономия энергии составляет 40%. Затраты на обслуживание снизились до 60%;
– Международный аэропорт Дубая (ОАЭ). LED-огни были интегрированы в систему управления A-SMGCS. Производится автоматическая регулировка яркости в зависимости от погоды.
– Аэропорт Внуково (Москва, РФ). Пилотный проект LED-ОВИ был запущен на одной из ВПП (2022). Планируется полный переход к 2025 году.
Для дальнейшего развития LED-ОВИ можно использовать интеллектуальные системы с автоматической подстройкой под погодные условия, беспроводное управление через IoT-платформы и гибридные решения (солнечные панели + аккумуляторы). LED-ОВИ следует поэтапно внедрять на действующих аэродромах, а также разрабатывать стандарты для совместимости с устаревшим оборудованием и инвестировать в исследования новых материалов и систем охлаждения.
Таким образом, применение светодиодных технологий в ОВИ значительно повышает энергоэффективность, надежность и срок службы аэродромного освещения. Несмотря на некоторые технические сложности, переход на LED-решения является экономически оправданным и соответствует мировым тенденциям в авиационной инфраструктуре.
Список литературы
- Aerodrome Design Manual [Текст]: Doc 9157 / International Civil Aviation Organization. - 4th ed. - Montreal: ICAO, 2022. - 320 p.
- Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к аэродромному освещению гражданских аэродромов" [Текст]: приказ Минтранса России от 15.06.2018 № 234 (ред. от 12.11.2020). - М., 2020. - 78 с.
- Светодиодное аэродромное оборудование [Текст]: ГОСТ Р 58928-2020. - Введ. 2021-07-01. - М.: Стандартинформ, 2020. - 45 с.