Мир, окружающий ребёнка, сложен и многогранен. Для полноценной жизни в нём малышу необходимо овладеть представлениями о свойствах и функциях предметов, уметь ориентироваться в пространственных и временных связях, понимать явления окружающей действительности. Ребёнку требуется знание о мире труда и общественных процессов, доступных его восприятию.
Психологи отмечают, что дошкольный возраст является наиболее чувствительным периодом для развития ряда психических процессов. Всё, что не будет освоено ребёнком в этом возрасте, в дальнейшем компенсировать будет значительно сложнее.
Основой познания для ребёнка дошкольного возраста становится именно чувственный опыт, который формируется через специально организованную деятельность: рассматривание, сопоставление, сравнение, выделение существенных признаков объектов. Эти действия оказывают влияние на развитие восприятия и мышления.
Именно в дошкольный период дети начинают активно подражать взрослым и включаться в трудовую деятельность, что делает данный возраст наиболее подходящим для приобщения к труду. Задача взрослых - организовать труд таким образом, чтобы он вызывал у ребёнка радость и позитивное отношение.
Трудовая деятельность играет важную роль в психическом развитии дошкольников. Её специфика заключается в тесной связи с игрой. Игра и труд имеют общее основание - стремление ребёнка стать частью мира взрослых, проявить самостоятельность и активность. Через участие в трудовой и игровой деятельности ребёнок познаёт социальные отношения, осваивает бытовые и профессиональные функции взрослых. В процессе труда формируются реальные связи с окружающим миром и приобретаются конкретные результаты, что повышает значимость этой деятельности для самого ребёнка.
Труд способствует интеллектуальному развитию: активизирует мыслительные процессы, формирует внимание, развивает воображение, помогает планировать собственные действия. Через труд ребёнок знакомится с характеристиками предметов и явлений, осваивает базовые понятия о профессиях, инструментах, социальных связях.
У детей дошкольного возраста с ОВЗ часто наблюдается недостаточная организованность чувственного и интеллектуального опыта. Поэтому специалисты создают специальные педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса в процессе знакомства с трудовой деятельностью и профессиями, а именно:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- включение нестандартных, занимательных заданий;
- организация поисковых и проблемных ситуаций;
- привлечение детей к творческим заданиям;
- интеграция различных видов деятельности;
- использование экспериментирования;
- стимулирование положительных эмоций при взаимодействии с окружающим миром.
Для реализации данных задач с детьми дошкольного возраста с ОВЗ специалисты используют комплекс разнообразных методов, таких как:
- практические (упражнения, взаимопомощь);
- игровые (дидактические игры, моделирование, решение проблемных ситуаций);
- наглядные (иллюстрации, игрушки, сюжетные изображения);
- словесные (инструкции, пояснения, стимулирующие беседы, обсуждения жизненных ситуаций).
Эти методические подходы способствуют формированию самостоятельности у детей и поддерживают их внимание на учебных и игровых задачах.
При планировании коррекционно-образовательной работы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, специфика нарушений, последовательность и продолжительность занятий. В соответствии с требованиями ФГОС коррекционно-развивающая деятельность строится на основе интеграции нескольких образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
В рамках коррекционно-развивающих занятий специалисты формулируют задачи с опорой на образовательные программы, возрастные особенности и индивидуальный уровень подготовки детей. Основу планирования составляет триединство задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
К образовательным задачам относятся: закрепление знаний о профессиях, расширение предметного и глагольного словаря, развитие связной речи. Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление), формирование аналитико-синтетических умений, совершенствование пространственной ориентировки, развитие моторных навыков. Воспитательные задачи включают формирование уважительного отношения к труду взрослых, осознание общественной значимости профессий, развитие навыков сотрудничества и эмпатии.
Для достижения поставленных целей специалистами применяются различные методы и приёмы:
- чтение и обсуждение художественной литературы (С. Барзудин, С. Маршак, М. Ильин, Е. Сегал);
- изучение подвижных и пальчиковых игр;
- настольно-печатные игры (домино, пазлы, лабиринты, игры на развитие логики);
- сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница», «Парикмахерская»);
- тематические беседы о профессиях с демонстрацией иллюстративного материала.
Важной составляющей коррекционной работы является личностно-ориентированное взаимодействие: специалисты выстраивают с детьми доверительные отношения, учитывают их индивидуальные особенности, создают условия успеха.
Использование игровых форм, разнообразных методов и видов деятельности обеспечивает активное участие каждого ребёнка, вовлечённость в образовательный процесс и достижение коррекционных целей.
Результатом успешной организации трудового воспитания становится формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к труду, бережного отношения к результатам деятельности других людей, что оказывает существенное влияние на личностное развитие ребёнка и его дальнейшую социализацию.
Список литературы
- Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987
- Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / ред. А.М. Виноградова. - М.: Просвещение, 1998
- Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова. - М.: ВЛАДОС, 2003
- Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 1987