ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

67

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (226), Июнь ‘25

Поделиться

В статье рассматриваются особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через социально-коммуникативное восприятие, формируемое в процессе трудовой деятельности. Основное внимание уделено созданию педагогических условий, выбору методов и определению задач, способствующих формированию устойчивого интереса дошкольников с ОВЗ к познанию окружающего мира и ознакомлению с профессиями. Особо подчёркивается необходимость совместной деятельности специалистов для эффективной организации коррекционной работы и достижения положительных результатов в развитии детей. Материал статьи будет полезен педагогам дошкольного образования, специалистам коррекционного профиля, родителям и другим участникам образовательного процесса.

Мир, окружающий ребёнка, сложен и многогранен. Для полноценной жизни в нём малышу необходимо овладеть представлениями о свойствах и функциях предметов, уметь ориентироваться в пространственных и временных связях, понимать явления окружающей действительности. Ребёнку требуется знание о мире труда и общественных процессов, доступных его восприятию.

Психологи отмечают, что дошкольный возраст является наиболее чувствительным периодом для развития ряда психических процессов. Всё, что не будет освоено ребёнком в этом возрасте, в дальнейшем компенсировать будет значительно сложнее.

Основой познания для ребёнка дошкольного возраста становится именно чувственный опыт, который формируется через специально организованную деятельность: рассматривание, сопоставление, сравнение, выделение существенных признаков объектов. Эти действия оказывают влияние на развитие восприятия и мышления.

Именно в дошкольный период дети начинают активно подражать взрослым и включаться в трудовую деятельность, что делает данный возраст наиболее подходящим для приобщения к труду. Задача взрослых - организовать труд таким образом, чтобы он вызывал у ребёнка радость и позитивное отношение.

Трудовая деятельность играет важную роль в психическом развитии дошкольников. Её специфика заключается в тесной связи с игрой. Игра и труд имеют общее основание - стремление ребёнка стать частью мира взрослых, проявить самостоятельность и активность. Через участие в трудовой и игровой деятельности ребёнок познаёт социальные отношения, осваивает бытовые и профессиональные функции взрослых. В процессе труда формируются реальные связи с окружающим миром и приобретаются конкретные результаты, что повышает значимость этой деятельности для самого ребёнка.

Труд способствует интеллектуальному развитию: активизирует мыслительные процессы, формирует внимание, развивает воображение, помогает планировать собственные действия. Через труд ребёнок знакомится с характеристиками предметов и явлений, осваивает базовые понятия о профессиях, инструментах, социальных связях.

У детей дошкольного возраста с ОВЗ часто наблюдается недостаточная организованность чувственного и интеллектуального опыта. Поэтому специалисты создают специальные педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса в процессе знакомства с трудовой деятельностью и профессиями, а именно:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • включение нестандартных, занимательных заданий;
  • организация поисковых и проблемных ситуаций;
  • привлечение детей к творческим заданиям;
  • интеграция различных видов деятельности;
  • использование экспериментирования;
  • стимулирование положительных эмоций при взаимодействии с окружающим миром.

Для реализации данных задач с детьми дошкольного возраста с ОВЗ специалисты используют комплекс разнообразных методов, таких как:

  • практические (упражнения, взаимопомощь);
  • игровые (дидактические игры, моделирование, решение проблемных ситуаций);
  • наглядные (иллюстрации, игрушки, сюжетные изображения);
  • словесные (инструкции, пояснения, стимулирующие беседы, обсуждения жизненных ситуаций).

Эти методические подходы способствуют формированию самостоятельности у детей и поддерживают их внимание на учебных и игровых задачах.

При планировании коррекционно-образовательной работы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, специфика нарушений, последовательность и продолжительность занятий. В соответствии с требованиями ФГОС коррекционно-развивающая деятельность строится на основе интеграции нескольких образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

В рамках коррекционно-развивающих занятий специалисты формулируют задачи с опорой на образовательные программы, возрастные особенности и индивидуальный уровень подготовки детей. Основу планирования составляет триединство задач: образовательных, развивающих и воспитательных.

К образовательным задачам относятся: закрепление знаний о профессиях, расширение предметного и глагольного словаря, развитие связной речи. Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление), формирование аналитико-синтетических умений, совершенствование пространственной ориентировки, развитие моторных навыков. Воспитательные задачи включают формирование уважительного отношения к труду взрослых, осознание общественной значимости профессий, развитие навыков сотрудничества и эмпатии.

Для достижения поставленных целей специалистами применяются различные методы и приёмы:

  • чтение и обсуждение художественной литературы (С. Барзудин, С. Маршак, М. Ильин, Е. Сегал);
  • изучение подвижных и пальчиковых игр;
  • настольно-печатные игры (домино, пазлы, лабиринты, игры на развитие логики);
  • сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница», «Парикмахерская»);
  • тематические беседы о профессиях с демонстрацией иллюстративного материала.

Важной составляющей коррекционной работы является личностно-ориентированное взаимодействие: специалисты выстраивают с детьми доверительные отношения, учитывают их индивидуальные особенности, создают условия успеха.

Использование игровых форм, разнообразных методов и видов деятельности обеспечивает активное участие каждого ребёнка, вовлечённость в образовательный процесс и достижение коррекционных целей.

Результатом успешной организации трудового воспитания становится формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к труду, бережного отношения к результатам деятельности других людей, что оказывает существенное влияние на личностное развитие ребёнка и его дальнейшую социализацию.

Список литературы

  1. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987
  2. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / ред. А.М. Виноградова. - М.: Просвещение, 1998
  3. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова. - М.: ВЛАДОС, 2003
  4. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 1987
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее